Методы аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 11:05, реферат

Краткое описание

Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то государственными органами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ 4
1.1 ЦЕЛЬ, ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА 4
1.2 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОДОТЧЕТНЫМИ ЛИЦАМИ 5
1.3 АУДИТ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ 7
1.4 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА 9
1.5 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ 15
1.6 АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПРОЧИМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 При проверке  расчетов с покупателями и  заказчиками необходимо установить:

 заключены  ли договора поставки продукции;

 реальность  задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации (сверки) расчетов;

 правильность  ведения аналитического учета  по счету 62 “Расчеты с покупателями  и заказчиками”. При этом построение  аналитического учета должно  обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной векселями срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учтенными в банках, по которым денежные средства не поступили в срок);

 правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62;

 соответствие  записей аналитического учета  по счету 62 записям в журнале-ордере  № 11, Главной книге и балансе.

 Проверка  правильности записей, произведенных  в Главной книге, осуществляется  подсчетом сумм оборотов и сальдо по счету 62 и всем счетам учета расчетов. Суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо должны быть соответственно равны.

1.4 АУДИТ РАСЧЕТОВ  С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

 Цель аудита - заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из неё; документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов предприятием и его работниками.

 Для достижения  этой цели аудитор должен решить следующие задачи:

 установить  соблюдение штатной дисциплины  и установленных должностных  окладов; 

 проверить  состояние нормирования труда; 

 установить  обоснованность оплаты труда  по трудовым соглашениям, договорам  подряда, совместительству;

 определить правильность оплаты труда по сдельным нарядам, выявляя при этом случаи приписок невыполненных работ, применение аккордной системы оплаты труда, выполнение аккордных заданий к установленному сроку;

 проверить  порядок и обоснованность выплаты  премий, надбавок;

 установить  правильность расчетов отпускных,  пособий по временной нетрудоспособности;

 определить  правильность исчислений средней  заработной платы; 

 определить  правильность удержаний из заработной  платы; 

 определить  правильность учета прочих операций по оплате труда;

 проверить  правильность корреспонденции счетов.

 При аудите  учета труда и расчетов с  персоналом по оплате труда  следует руководствоваться следующими  основными нормативными документами: 

 Трудовым  кодексом РФ от 30.12. 2001 № 197-Ф3;

 Налоговым  кодексом РФ / часть I от 31.07.97 №  146-Ф3, в ред. Федерального закона  от 24.03. 2001 № 118-Ф3/;

 Методическими  рекомендациями по применению  главы 21 “Налог на доходы физических  лиц”, части второй Налогового  кодекса РФ от 29.11. 2000 № БГ-3-08/415, в ред. Приказа МНС РФ от 25.03. 2001 № БГ-3-08/73;

 Методическими  рекомендациями по порядку исчисления  и уплаты единого социального  налога (взноса) утв. Приказом МНС  РФ от 29.12. 2000 № БГ-3-07/465, в ред.  Приказа МНС РФ от 28.04. 2001 №  БГ-3-07/138;

 Письмом МНС  РФ от 04.02. 2002 № СА-6-04/124 “О социальных  налоговых вычетах”;

 Об обязательном  пенсионном страховании, утв.15.12. 2001г. №67-ФЗ.

 Объектами  аудита учета труда и заработной  платы являются первичная информация, в качестве которых в основном используются унифицированные формы первичной документации, а также регистры бухгалтерского учета и отчетность.

 Источниками  информации, то есть объектами  аудита по учету труда и  заработной платы являются документы  по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. Так, по учету личного состава используются следующие формы:

 Приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. №Т-1) - составляется на каждого члена  трудового коллектива работником отдела кадров или лицом, ответственным за прием работников. В нем указывается разряд работника, его оклад, испытательный срок. После этого приказ визируется в соответствующей службе с целью подтверждения оклада и его соответствия штатному расписанию и подписывается руководителем организации. С приказом знакомят вновь принятого работника под его расписку.

 Личная карточка (ф. №Т-2) - заполняется на каждого  работника в одном экземпляре. В ее разделах содержатся общие  сведения о работнике (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование и др.), сведения о воинском учете, назначении и перемещении, повышении квалификации, переподготовке, отпуске, аттестации и дополнительные сведения.

 Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

 Приказ о  предоставлении отпуска (ф. №Т-6) - применяется для оформления  ежегодного отпуска и отпусков  других видов. Содержит все  необходимые сведения для расчета  отпускных сумм и удержаний.

 Приказ о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) - составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем подразделения организации и ее руководителем. В нем указывают причину и основание увольнения.

 Данная аудиторская  проверка включает в себя следующие  направления: 

1) проверка внутренних  локальных документов по учету  труда и заработной платы. Аудит  законности регулирования трудовых  взаимоотношений осуществляется  на соответствие Трудовому Кодексу,  проверяется коллективный договор;

2) изучается  штатное расписание организации,  аудитор проверяет штатное расписание  в соответствии с формой №  Т-3. Штатное расписание содержит: перечень структурных подразделений,  должностей, сведения о количестве  штатных единиц, должностных окладах, надбавок и месячном фонде заработной платы;

3) проводится  проверка наличия приказов (распоряжений) о приеме работника на работу  и трудовых договоров на соответствие  типовой форме, указание профессии,  условия приема на работу;

4) осуществляется  контроль трудовой дисциплины  и учета отработанного времени  на основании ведения табельного  учета. Он заключается в ежедневной  регистрации, явок на работу, ухода  с неё, всех случаев опозданий,  неявок с указанием причины,  а также часов простоя и часов сверхурочной работы;

5) правильность  начисления заработной платы  по расчетно-платежной ведомости,  расчетным листкам и лицевым  счетам. Аудитор проверяет основной  заработок и прочие выплаты  работникам. Правильность начисления  заработной платы аудитор устанавливает при взаимной сверке данных бухгалтерии с табелем учета рабочего времени;

6) проводится  контроль за правильностью начисления  пособий по временной нетрудоспособности, об отпускных работникам. Аудитор  проводит следующие процедуры:  а) наличие документального подтверждения начисления пособий по временной нетрудоспособности и отпускных; б) соблюдение законности начисления выплат в соотв. с действующим законодательством и Трудовым Кодексом РФ; в) арифметическая проверка расчетов пособий по временной нетрудоспособности и отпускных;

7) аудитор осуществляет  проверку удержаний из заработной  платы по двум направлениям: а)  обязательные удержания; б) удержания  по инициативе работника. Проверяются  налоговые карточки, лицевые счета  работников, расчетно-платежные ведомости. Аудитор устанавливает своевременность перечисления налога на доходы физических лиц.

8) аудитор проверяет  правильность расчета суммы заработной  платы, подлежащей выплате работнику  после удержания; 

9) проверка организации  бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда. Осуществляется проверка по кредиту счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и по дебету счетов: 20,23,25,26,44,60,91.

 В ходе  аудиторской проверки следует  изучить первичные документы  по учет расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты, журналы-ордера, Главную книгу, копии со свидетельств о рождении детей, удостоверений участников войны, жителей блокадного Ленинграда, пенсионеров и другие документы, а также учетные регистры по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

 Следует знать,  что к основным нарушениям  и злоупотреблениям по учету  труда и заработной платы относятся:

 неправильное  исчисление среднесписочной численности  работников;

 отсутствие  начисления заработной платы; 

 завышение  общих итогов расчетно-платежной  ведомости; 

 создание  нереальной депонентской задолженности; 

 ошибки в  расчетах при удержаниях из заработной платы;

 нарушение  правил исчисления налога на  доходы физических лиц (НДФЛ);

 в налоговую  базу по НДФЛ включается стоимость  обучения сотрудников в интересах  организации; 

 налоговые  агенты производят удержание  НДФЛ с материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, без нотариальной доверенности от физических лиц;

 НДФЛ не  облагается оплата организацией  лечение своих бывших сотрудников; 

 стандартные налоговые вычеты предоставляются не обоснованно;

 социальные  налоговые вычеты на обучение  предоставляются только в пределах 2500 рублей;

 имущественные  налоговые вычеты предоставляются  непосредственно у источников  дохода;

 не обоснован  размер имущественного налогового вычета;

 не обоснован  размер профессиональных налоговых  вычетов при выплате вознаграждений  по договорам гражданско-правового  характера; 

 несвоевременное  начисление НДФЛ с сумм оплаты  труда; 

 фальсификация  записей в расчетно-платежной ведомости;

 ошибки при  начислении выплат по среднему  заработку (отпускных, по временной  нетрудоспособности и др.). 
 
 
 

1.5 АУДИТ РАСЧЕТОВ  С БЮДЖЕТОМ

 Цель - подтверждение  законности формирования налогооблагаемой  базы и расчетов с бюджетом  по различным налогам и сборам.

 Общими вопросами,  подлежащими проверке при проведении  аудита расчетов с бюджетом, являются:

1) полнота и  правильность определения налогооблагаемой  базы;

2) правильность  применения ставок налогов и  других платежей, а также арифметических подсчетов при начислении платежей;

3) законность  и обоснованность применения  льгот при уплате налогов в  Федеральный бюджет и бюджеты  национально-государственных и административно-территориальных  образований РФ;

4) полнота и  своевременность уплаты платежей в бюджет;

5) правильность  составления бухгалтерских проводок  по начислению и уплате платежей.

 В процессе  аудиторской проверки расчетных  операций по налогам и сборам  следует руководствоваться следующими  основными нормативными документами: 

1) Налоговым кодексом РФ (часть I от 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального закона от 24.03. 2001 № 118-Ф3, часть II от 05.08. 2001 № 117-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.05. 2001 № 71-Ф3, в ред. Федерального закона от 29.05. 2002 №57-ФЗ, в ред. Федерального закона от 31.12. 2002 №187-Ф3);

2) Приказом МНС  РФ от 21.01. 2002 № БГ-6-03/25 “Об утверждении  Инструкции по заполнению деклараций  по налогу на добавленную стоимость”;

Информация о работе Методы аудита