Методологические и нормативно-правовые аспекты учет, операции по покупке и продаже валюты на предприятии СПК "Фермер"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:58, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что в последние 5 лет отечественные предприятия выходят на новый уровень развития, все чаще осуществляют операции с использованием иностранной валюты. В этой связи возникает множество вопросов относительно учета операций в иностранной валюте, которые требуют решения.
По действующему законодательству на территории России могут быть открыты валютные счета, как резидентам, так и нерезидентам в любом банке, имеющем право на проведение операций с иностранной валютой. При этом количество открываемых валютных счетов юридическими лицами в настоящее время не ограничивается.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Методологические и нормативно-правовые аспекты учета операций по покупке и продаже иностранной валюты…………………………………………….. 4
1.1 Нормативно-правовая и законодательная база учета валютных операций…….4
1.2 Методологические аспекты учета валютных операций………………………….7
Глава 2. Особенности учета операций по покупке и продаже валюты на предприятии СПК«Фермер»…………………………………………………………... 10
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия………..10
2.2 Синтетический и аналитический учет валютных операций……………………..11
Глава 3. Направления совершенствования учета валютных операция на предприятии СПК «Фермер»………………………………………………………….. 18
Заключение………………………………………………..…………………………….22
Список литературы……………………………………………………………..............24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.00 Кб (Скачать)

В последний день месяца, в котором собран полный пакет  документов, то есть на дату определения  налоговой базы (в примере - в октябре 2008 г.), в бухгалтерском учете делается запись:

Дт 68, субсчет «НДС по экспорту к возмещению» 

Кт 19-1 «НДС по приобретенным  ценностям» - 45 400 руб. - отражена сумма  НДС, впоследствии подлежащая возмещению из бюджета.

Следует отметить, что, в  связи с тем, что на основании  ст.176 НК РФ сумма НДС возмещается  лишь после налоговой проверки, субсчет  «НДС по экспорту к возмещению» не влияет на налоговые обязательства  октября.

По окончании проверки, завершившейся положительным результатом, налоговый орган принимает решение  о направлении «экспортного»  НДС на уплату недоимок по налогам, штрафам, пеням, известив об этом экспортера. При получении такого извещения  делается проводка:

Дт 68, субсчета расчетов по видам  налогов 

Кт 68, субсчет «НДС по экспорту к возмещению» - 45 400 руб. - отражена сумма  НДС, направленная на уменьшение задолженности  по налогам.

Если у организации  таких недоимок нет, НДС возвращается на расчетный счет экспортера органом  федерального казначейства.

Дт 51 «Расчетный счет»

Кт 68, субсчет «НДС по экспорту к возмещению» - 45 400 руб. - осуществлен  возврат НДС.

Представим теперь ситуацию, когда документы на 181-й день не собраны.

Документы, подтверждающие фактический экспорт, должны быть представлены в налоговые органы в соответствии с требованиями, установленными ст.165 НК РФ. Отсутствие какого-либо из документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, или неправильное оформление документов не позволяет налогоплательщику подтвердить свое право на применение ставки 0% и налоговые вычеты.

Не подтвердив документально  свое право на применение ставки 0% по экспортным торговым операциям в  течение 180 дней, налогоплательщик должен уплатить НДС по указанным операциям  по соответствующим налоговым ставкам 10% или 18%.

Если полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, не собран на 181-й день, считая с даты помещения  товаров под таможенный режим  экспорта, момент определения налоговой  базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с пп.1 п.1 ст.167 НК РФ, то есть как день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

После расчета прибыли  в бухгалтерском и налоговом  учете заполняется «Расчет разниц, связанных с приобретением товаров». Заполненный регистр выглядит следующим образом (см. таблицу 4).

 

Таблица 4

Расчет разниц, связанных с приобретением товаров за январь 2010 года

п/п

Показатели

Сумма,            тыс.руб.

1

Остаток отрицательных суммовых разниц, импортных пошлин, вознаграждения комиссионеру, стоимости консультационных услуг, процентов по заемным средствам, принимаемых для целей налогообложения <16> на начало месяца (остаток непогашенной временной налогооблагаемой разницы наконец предыдущего месяца: стр. 12 за предыдущий месяц)

0

2

Сумма отрицательных суммовых разниц, импортных пошлин, вознаграждения комиссионеру, стоимости консультационных услуг, процентов по заемным средствам, принимаемых для целей налогообложения, за месяц (временная налогооблагаемая разница)

4500

3

Остаток положительных суммовых разниц на начало месяца (остаток непогашенной временной вычитаемой разницы на конец предыдущего месяца: стр. 13 за предыдущий месяц)

0

4

Сумма положительных суммовых разниц за месяц (временная вычитаемая разница)

0

5

Остаток товаров на начало месяца по учетной стоимости

0

6

Поступило товаров за месяц  по учетной стоимости

455000

7

Удельный вес отрицательных  суммовых разниц, импортных пошлин, вознаграждения комиссионеру, стоимости консультационных услуг, процентов по заемным средствам, принимаемых для целей налогообложения, в стоимости товаров за месяц (стр. 1 + стр. 2): (стр. 5 + стр. 6)

0,0099

8

Удельный вес положительных  суммовых разниц в стоимости товаров за месяц (стр. 3 + стр. 4): (стр. 5 + стр. 6)

0

9

Учетная стоимость реализованных  товаров

295750

10

Уменьшаемая временная налогооблагаемая разница по реализованным товарам (гр. 7 х гр. 9)

2927,93

11

Уменьшаемая временная вычитаемая разница по реализованным товарам (гр. 8 х гр. 9)

0

12

Остаток отрицательных суммовых разниц, импортных пошлин, вознаграждения комиссионеру, стоимости консультационных услуг, процентов по заемным средствам, принимаемых для целей налогообложения, на конец месяца (стр. 1 + стр. 2 - стр. 10)

1572,07

13

Остаток положительных суммовых разниц на конец месяца (стр. 3 + стр. 4 - стр. 11)

0

14

По данным бухгалтерского учета: стоимость реализованных  товаров, включая транспортно-заготовительные  расходы

309400

15

По данным налогового учета: прямые расходы, связанные с реализацией  товаров 

305500

16

Постоянная разница, приводящая к образованию постоянного налогового обязательства (стр. 14 - стр. 15)

3900


 

       

 

Разницы за январь с учетом данных Расчета разниц, связанных с приобретением товаров составят:

1. Постоянная разница,  приводящая к образованию постоянного  налогового обязательства, определяемая  как превышение прямых расходов, связанных с реализацией товаров,  в бухгалтерском учете над  аналогичными расходами в налоговом  учете - 3 900 тыс.руб. (309 400 - 305 500) (графа 3, строка 16).

2. Временная налогооблагаемая  разница, образующаяся за счет  включения в налоговом учете  процентов по заемным средствам,  принимаемых для целей налогообложения,  во внереализационные расходы - 4 500 тыс.руб. (графа 3, строка 2).

3. Частичное погашение  временной налогооблагаемой разницы,  указанной в п.2, при реализации  части приобретенных товаров  составляет 2 927,93 тыс.руб. (графа 3, строка 10). Отложенное налоговое обязательство, получаемое умножением этой суммы на ставку налога на прибыль (24%), списывается с дебета счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в кредит счета 99 «Прибыли и убытки» в связи с выбытием объекта активов (товаров), по которым образовалась указанная разница (п.18 ПБУ 18/02).

По материалам СПК «Фермер» можно сказать, что организация  уже восемь лет экспортирует высококачественную продукцию, являющуюся конкурентоспособной  на мировом рынке. На его примере  в данной работе автор рассмотрел документальное оформление и методику бухгалтерского учета экспортных операций, а также особенности их налогообложения. Бухгалтерский учет экспортных операций организован на данном предприятии  грамотно и ведется в соответствии с законодательными нормами и  правилами.  

Глава 3. Направления совершенствования  учета валютных операция на предприятии  СПК «Фермер»

Предлагаем ряд мероприятий  по совершенствованию учета валютных операций в СПК «Фермер»:

1. Для совершенствования  организации учета экспортно-импортных  операций на предприятии СПК  «Фермер» предлагается использовать  усовершенствованную версию автоматизированной  системы бухгалтерского учета  «1С Бухгалтерия 8.1». "1С:Бухгалтерия 8.1" -- универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д.

Бухгалтерский и налоговый  учет реализованы в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации. В состав конфигурации включен план счетов бухгалтерского учета, настроенный в соответствии с Приказом Минфина РФ "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" от 31 октября 2010 г. № 94н.

Методика бухгалтерского учета обеспечивает одновременную  регистрацию каждой записи хозяйственной  операции как по счетам бухгалтерского учета, так и по необходимым разрезам аналитического учета, количественного и валютного учета. Пользователи могут самостоятельно управлять методикой учета в рамках настройки учетной политики, создавать новые субсчета и разрезы аналитического учета.

"1С:Бухгалтерия 8.1" обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. В последнем случае за бухгалтерской службой остается методическое руководство и контроль за настройками информационной базы, обеспечивающими автоматическое отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете.

Данное прикладное решение  также можно использовать только для ведения бухгалтерского и  налогового учета, а задачи автоматизации  других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами.

2. Основным недостатком  в организации бухгалтерского  и налогового учета экспортно-импортных  операций является отсутствие  организации на предприятии службы  внутреннего контроля по ведению  операций с собственным капиталом.

Методика является важным инструментом работы службы внутреннего  контроля на предприятии СПК «ФЕРМЕР». Руководитель использует её при подготовке проверки, составлении программы  и распределения обязанностей между  внутренними аудиторами (членами бригады). Предлагаемая методика разработана на примере внутреннего аудита процесса производства СПК «ФЕРМЕР» и включает в себя три раздела:

1. Планирование внутреннего  аудита и другая подготовительная  работа.

2.Основные направления  аудиторской проверки, что составляет  непосредственное решение задач  по проверке: операций с наличными  денежными средствами; операций  на счетах в банках; операций  внешних расчетов; расчетов по  заработной плате; операций с  основными средствами; операций  с нематериальными активами; учета  производственных запасов; финансовых  вложений; затрат; финансовых результатов,  фондов, резервов, кредитов и займов; правильности исчисления и уплаты  налогов.

3. Порядок составления  отчета внутреннего контроля, его  согласование и представление  руководству.

Направленную на достижение целей при решении задач внутреннего  аудита методику анализируют в разных аспектах, которым присущи: вертикальный, горизонтальный, трендовый анализ отдельных  статей баланса, а также расчет и  оценку коэффициентов (ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, финансовой независимости и определения  его влияния на стратегии управления). Необходимая для определения  этих коэффициентов информационная база готовится на основе бухгалтерской  и статистической отчетности, а также  данных бухгалтерского учета. При разработке этой части методики использован  аудиторский стандарт: «Аналитические процедуры».

Работники службы внутреннего  аудита не должны специально искать или  идентифицировать негативные факты, они  должны сообщить руководству, что они  обнаружили в ходе обычной проверки.

Поскольку процедура оценки эффективности системы внутреннего контроля организации выполняется в первую очередь с целью обоснования величины аудиторской выборки, что предполагает определение вероятности не обнаружения ошибки системой внутреннего контроля организации, основой для оценки является тестирование контрольной среды организации. Процедура оценки контрольной среды предприятия начинается с изучения общей системы организации внутреннего контроля в организации. Систему внутреннего контроля, существующую в организации, положительно характеризуют следующие моменты:

- наличие службы внутреннего  аудита, подразделений методологии  бухгалтерского учета, юридической  службы, финансовых аналитиков;

- наличие утвержденных  схем документооборота, разделения  обязанностей и ответственности,  должностных инструкций, положений  об отделах и т.д.

- наличие утвержденных  бизнес- плана, смет представительских  и прочих расходов;

- наличие оформленных  результатов инвентаризаций, плановых  и внезапных внутрифирменных  проверок, внутреннего аудита, актов  проверок государственных органов,  распорядительных документов по  организации по результатам таких  проверок;

- получение консультаций  от налоговых органов, юридических,  консультационных и аудиторских  фирм;

- проведение аттестаций  работников, организация обучения  и повышение квалификации персонала;

- наличие внутрифирменных  методологических разработок;

- наличие адекватных систем  компьютерной обработки данных, информационных систем и технического  обеспечения.

Далее оценивается фактическое  соблюдение всех перечисленных выше положений. В первую очередь обращается внимание на наличие таких фактов, как совмещение контрольных и  административных функций, когда работник контролирует сам себя и даже при  наличии процедур контроля может  скрыть ошибку, допущенную им при выполнении своей основной работы.

Следует выяснить, имела  ли место в организации (на конкретном участке учета) смена управленческого  и руководящего персонала, так, как, например, частая смена бухгалтеров  на отдельном участке учета ведет  к тому, что функции учета и  контроля выполняются людьми, не имеющими достаточного опыта.

Определяется, установлен ли в организации контроль, за сохранностью активов. Реальный доступ к активам, документам, важным записям и бланкам должен быть разрешен только уполномоченным на то лицам. Кроме того, происходит не только ознакомление с результатами инвентаризации, но и производится оценка её достоверности. Для этого сроки проведения инвентаризации оцениваются с точки зрения их реальности; состав инвентаризационной комиссии проверяется с т.з. уполномоченности её членов; бланки строгой отчетности, денежные документы, бланки векселей проверяются на их фактическое наличие, на местах хранения.

С точки зрения оценки эффективности  системы бухгалтерского учета, оценивается  полнота и правильность регистрации  хозяйственных операций в бухгалтерских  регистрах. Минимальные требования к системе учета на определенном ее участке является наличие соответствующего раздела в учетной политике, а  также правильное ведение регистров  синтетического и аналитического учета. Так, например, отсутствие или несоответствующее  заполнение книги учета векселей говорит не только о не соблюдении требований нормативных документов, но и об отсутствии элементов контроля, за поступлением и выбытием векселей. Следовательно, при проверке регистров аналитического учета и первичных документов необходимо обратить особое внимание на реальность и оценку хозяйственных операций, полноту, точность и своевременность их записи.

Кроме проверки учетных процедур необходимо выяснить, применяются ли в организации процедуры контроля, направленные на предотвращение, выявление  и исправление ошибок и искажений. Такими процедурами являются: сверка учетных данных между отделами, подразделениями; составление исполнителями отчетов; проведение внезапных проверок и  плановых инвентаризаций и др. Проведение или отсутствие в организации  соответствующих мероприятий характеризует  саму систему внутреннего контроля.

Для оптимизации работы при  проведении процедуры оценки эффективности системы внутреннего контроля можно использовать опросный лист, стандартный вариант которого может быть разработан аудиторами и применяться при проведении аудиторских проверок предприятий. Собранные результаты ответов по опросному листу, могут существенно повлиять на объем выборки, а утвердительная в целом форма опроса положительно характеризует состояние системы внутреннего контроля, и наоборот. Чем больше количество положительных ответов будет получено, тем ниже вероятность не обнаружения ошибки системой внутреннего контроля, следовательно, тем выше степень доверия и меньше аудиторская выборка. В случае если вопрос напрямую не характеризует систему внутреннего контроля, в примечаниях дается комментарий, таким образом, данный факт влияет на величину аудиторского риска и соответственно может повлиять на величину выборки. Стоит также заметить, что на практике аудиторы обычно больше полагаются на сведения, полученные благодаря многочисленным тестам и различным видам анализа, чем на детальное документирование различных операций.

Информация о работе Методологические и нормативно-правовые аспекты учет, операции по покупке и продаже валюты на предприятии СПК "Фермер"