Методика оформления результатов проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение общих нормативных законодательных положений, литературных источников и практики организации проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда, а также их правильности и своевременности на фактическом цифровом материале ОАО «Восход».

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1. Отработанное время, выполненные работы и заработная плата как объекты финансово-хозяйственного контроля……………………………...7
1.1 Труд и заработная плата как экономические категории и показатели эффективности производства………………………………………………….7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………….12
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……………………………………………………………………..14
2. Организация и методика проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………...18
2.1. Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности……………………………………………….18
2.2. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..20
2.3. Проверка законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..22
2.4. Проверка правильности начисления основной и дополнительной оплаты труда, а также выплат специального характера……………………24
2.5. Проверка правильности удержаний из заработной платы и своевременности расчетов с юридическими и физическими лицами…………………………………………………………………...……….30
2.6. Проверка полноты, правильности и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………………………34
2.7. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по оплате труда……………..37
3. Методика оформления результатов проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда………………………………………………….39
3.1. Оценка состояния и внутреннего контроля за объемом и качеством труда, средствами на его оплату……………………………………………..39
3.2. Документальное оформление материалов ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………….41
3.3. Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов с персоналом по оплате труда……………..44
Заключение……………………………………………………………....49
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая ревизия.doc

— 123.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………….4
1. Отработанное время, выполненные работы и заработная плата как объекты финансово-хозяйственного контроля……………………………...7
1.1 Труд и заработная плата как экономические категории и показатели эффективности производства………………………………………………….7
1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………….12
1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля организации……………………………………………………………………..14
2. Организация и методика проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………...18
2.1. Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности……………………………………………….18
2.2. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..20
2.3. Проверка законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………..22
2.4. Проверка правильности начисления основной и дополнительной оплаты труда, а также выплат специального характера……………………24
2.5. Проверка правильности удержаний из заработной платы и своевременности расчетов с юридическими и физическими лицами…………………………………………………………………...……….30
2.6. Проверка полноты, правильности и своевременности записей в регистры синтетического и аналитического учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………………………34
2.7. Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по оплате труда……………..37
3. Методика оформления результатов проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда………………………………………………….39
3.1. Оценка состояния и внутреннего контроля за объемом и качеством труда, средствами на его оплату……………………………………………..39
3.2. Документальное оформление материалов ревизии расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………….41
3.3. Особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов с персоналом по оплате труда……………..44
Заключение……………………………………………………………....49
Список использованной литературы………………………………….52
Приложения……………………………………………………………..56
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В процессе хозяйственной деятельности каждый субъект хозяйствования вступает в различные расчетные отношения с поставщиками, банками, своими работниками, бюджетом, инвесторами и т.д.
Учет труда является одним из самых трудоемких участков работы бухгалтерии, а для контролеров – одним из самых объемных.
Контроль наряду с планированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Ревизия хозяйственной деятельности организаций – это система контрольных действий, осуществляемая ревизионной комиссией, группой специалистов или ревизором, при которой за определённый период времени в соответствии с утверждённой программой устанавливается достоверность совершённых операций и процессов, правильность действий выполнявших их должностных лиц.
В процессе ревизии фиксируются только документально подтверждённые выявленные факты нарушений. По результатам ревизии хозяйственной деятельности организаций разрабатываются технические и экономические обоснованные мероприятия с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.
Цель ревизии и аудита расчетных операций по оплате труда – оценка правильности организации учета расчетов по оплате труда в организации, подтверждение законности образования дебиторской и кредиторской задолженности, ее достоверности и реальности погашения. В соответствии с целью предметом проверки являются – дебиторская и кредиторская задолженность по оплате труда, их реальное существование, правильное отражение в учете и представление в отчетности в полном объеме.
При проверке расчетных операций по оплате труда аудитор и ревизор должны иметь в виду особенности учета в организациях различных форм собственности, использующих упрощенные (рабочие) планы счетов и упрощенные формы бухгалтерского учета (например, унитарные организации, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества, крестьянские (фермерские) хозяйства и др.).
Для руководства организаций необходимой является информация о состоянии расчётов с сотрудниками по оплате труда, которую можно получить в ходе проведения внутреннего аудита или ревизии. Именно столь важное значение данной экономической категории обусловило выбор темы исследования в курсовой работе.
Целью курсовой работы является изучение общих нормативных законодательных положений, литературных источников и практики организации проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда, а также их правильности и своевременности на фактическом цифровом материале ОАО «Восход».
Для достижения поставленной цели курсовой работы предполагается решить следующие задачи:
1. произвести оценку состояния и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
2. изучить порядок планирования и организации проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда;
3. изучить порядок проверки законности и документальной обоснованности расчетов по оплате труда, а также правильности начисления заработной платы и удержаний из нее;
4. определить правильность и своевременность записей в учетных регистрах расчетов с персоналом по оплате труда, в том числе достоверность показателей бухгалтерской и статистической отчетности;
5. изучить порядок оформления результатов ревизии расчетов с персоналом     труда;
6. выявить особенности планирования, проведения и документального оформления аудита расчетов с персоналом по оплате труда.
Методика и организация проведения аудита и ревизии наиболее полно и достоверно отражены в учебниках и учебных пособиях: И.Н. Белого «Аудит и ревизия»; Н.П.Барышникова «Организация и методика проведения общего аудита», Р.А. Алборова «Аудит в организациях промышленности, торговли АПК», И.А.Макоеда и Г.М.Пупко «Аудит», М.С.Шидловской «Финансовый контроль и аудит».
При проведении исследований были использованы методы анализа и синтеза, дедукции и индукции.
 

 

 

 


1. ОТРАБОТАННОЕ ВРЕМЯ, ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА КАК ОБЪЕКТЫ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Труд и заработная плата как экономические категории и показатели эффективности производства

Заработная плата как экономическая категория представляет собой совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время. Заработная плата работников за выполненную работу зависит от количества и качества их труда, вклада каждого работника в результат работы предприятия, квалификации, деловой предприимчивости и профессиональных качеств работников. Она является важнейшим источником денежных доходов населения и не ограничивается в сумме.
Экономическое назначение заработной платы – обеспечивать условия жизнедеятельности человека. Ради этого человек сдаёт внаём свои услуги. Совокупность этих услуг наряду с другими факторами производства создаёт в обществе продукт, подлежащий распределению. Одна часть этого продукта используется для развития производства, другая поступает в личное потребление членов общества, образуя их доходы.
Причём процесс образования доходов происходит как бы на двух уровнях: на уровне работников как непосредственно участников производства и на уровне семей, где окончательно складываются доходы в соответствии с размером семьи и доходами её членов, принимающих разнообразные формы в виде доходов на землю, капитал, труд или социальные выплаты.
В экономической теории существуют две основные концепции определения природы заработной платы:

- заработная плата есть цена труда. Её величина и динамика формируется под воздействием рыночных факторов и в первую очередь соотношением спроса и предложения;
- заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращённая форма стоимости товара рабочая сила». Её величина определяется условиями производства и рыночными факторами – спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.
Теоретические основы концепции «заработная плата как цена труда» были разработаны А. Смитом и Д. Риккардо.
А. Смит считал, что труд выступает в качестве товара и имеет естественную цену, то есть «естественную заработную плату». Она определяется издержками производства, в состав которых он включал стоимость необходимых средств существования рабочего и его семьи. А.Смит не производил различия между трудом и «рабочей силой» и поэтому под «естественной заработной платой» понимал стоимость рабочей силы. Величину заработной платы он определял физическим минимумом средств существования рабочего. Кроме этого, заработная плата включает в себя исторические и культурные моменты.
Теория минимума средств существования дальнейшее развитие получила у Д. Риккардо, исходные основы определения заработной платы он связал с двумя предположениями Т. Мальтуса: законом «убывающего плодородия почв» и законом народонаселения. На основе первого закона Д. Риккардо сделал вывод, что с развитием общества стоимость средств существования растёт, следовательно, должна расти и заработная плата. На основе второго закона он пришёл к заключению о невозможности превышения заработной платы рабочих сверх уровня минимальных средств существования. Сущность этого вывода заключается в том, что с ростом заработной платы стимулируется рождаемость, а это ведёт к росту предложения труда и снижению заработной платы. В свою очередь, снижение заработной платы сопровождается сокращением численности населения и предложения труда на рынке, а это ведёт к росту заработной платы. Под воздействием колебаний предложения труда заработная плата сохраняет тенденцию к установлению постоянной величины в виде физиологического минимума средств существования.
Концепция «заработная плата как денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» была разработана К. Марксом. В основу он заложил положение о разграничении понятий «труд» и «рабочая сила» и обосновал, что труд не может быть товаром и не имеет стоимости. Товаром является рабочая сила, обладающая способностью к труду, а заработная плата выступает в качестве цены этого товара в виде денежного выражения стоимости. Рабочий получает оплату не за весь труд, а только за необходимый труд.
Экономическая природа заработной платы состоит в том, что за счёт этого дохода удовлетворяются материальные и духовные потребности, обеспечивающие процесс воспроизводства рабочей силы. К. Маркс установил, что величина заработной платы не сводится к физиологическому минимуму средств существования, она зависит от экономического, социального, культурного уровня развития общества, а также от уровня производительности и интенсивности труда, его сложности и от рыночной конъюнктуры.
В экономической литературе существуют разные подходы к определению сущности заработной платы.
По мнению Кожарского В.В., заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и ус¬ловий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера [пар].
Ладутько Н.И. рассматривает заработную плату как совокупность вознаграждений в денежной, натуральной форме, получаемых работником за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [пра].
Право рассматривает заработную плату как элемент трудового правоотношения. Правовой аспект категории «заработная плата» отражает один из основных признаков трудовых правоотношений – их возмездность. Рассматривая заработную плату как правовую категорию, трудовое право в отличие от экономики труда не затрагивает социально-экономическую сущность заработной платы, т.е. не занимается изучением таких вопросов, как соотношение цены труда и стоимости рабочей силы; определение факторов, влияющих на размер заработной платы, и т.п.
Статья 57 Трудового Кодекса Республики Беларусь определяет правовую категорию «заработная плата» как совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время [Трудовое право, с. 381].
Анализ действующего законодательства Республики Беларусь в сфере оплаты труда позволяет выделить следующие основные признаки, характеризующие заработную плату как элемент трудового правоотношения:
- заработная плата – это оплата выполняемой работником определенной функции;
- заработная плата выплачивается в денежной и (или) натуральной форме;
- для определения размера заработной платы используются законодательно установленные критерии (количественные и качественные характеристики труда);
- заработная плата основывается на заранее установленных нормах и расценках;
- заработная плата не ограничивается максимальными размерами и не может быть меньше установленного государством минимума;
- заработная плата – это оплата, носящая гарантированный характер. При этом необходимо учитывать, что один только факт заключения трудового договора не может рассматриваться как основания возникновения права на заработную плату. Основанием гарантированности заработной платы являются затраты труда, т.е. фактическое выполнение работником трудовой функции [Трудовое право, с. 382].
Стоимость рабочей силы имеет качественную и количественную стороны. Качественная характеристика стоимости рабочей силы заключается в том, что она выражает определённые производственные отношения, а именно: продажу рабочим своей рабочей силы и покупку её с целью увеличения прибыли. С количественной стороны стоимость рабочей силы определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для того, чтобы произвести, развить, сохранить и увековечить рабочую силу.
На рынках рабочей силы продавцами выступают работники определённой квалификации, специальности, а покупателями – предприятия, фирмы. Ценой рабочей силы является базовая гарантированная заработная плата в виде вкладов, тарифов, форм сдельной и повременной оплаты.
Кроме проанализированных основных концепций, в зарубежной экономической литературе создано много других теорий определения сущности заработной платы, её природы. Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные и созидательные качества которого целиком определяют конкурентоспособность и прибыльность предприятия. Она является основным ресурсом и определяется совокупностью физических, умственных и духовных способностей, благодаря которым человек может участвовать в трудовой деятельности.
Заработная плата, будучи основным источником доходов работников, является традиционным фактором мотивации труда и оказывает доминирующее влияние на производительность. Предприятие не может удержать рабочую силу, если оно не выплачивает вознаграждения по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы оплаты труда, стимулирующей людей к работе. Для того чтобы обеспечить стабильный рост производительности, руководство должно чётко связать заработную плату, продвижение по службе с показателями производительности труда, выпуском продукции. Иными словами психологически, а затем и экономически заработная плата должна нацеливать работника на честное понимание им взаимосвязи между требованиями к нему предприятия и вкладом его в конечные результаты, и как следствие – размером заработной платы.
К сожалению, в современной организации заработной платы преобладает экономическая ориентация. Доминирующее значение имеют категории экономические: хозрасчётный доход, фонд оплаты труда, внутренние цены (расчётные, планово-учётные и пр.) и другие, которые не анализируются с точки зрения формирования мотивации, побуждения к активной деятельности каждого работника. В зависимости от системы оплаты труда, её организации на любом предприятии, организации, учреждении мотивационным стимулом может выступать как размер заработной платы, так непосредственно и оценка работника. Однако оценка работника (его заслуг) с последующим установлением размера заработка оказывается для рабочих более предпочтительной по сравнению с оценкой косвенной (в последовательности: заработная плата – заслуги работника). Заработная плата как экономическая категория всё меньше выполняет свои основные функции воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда. Она фактически превращается в вариант социального пособия, которое практически не связано с результатами труда. Это приводит к тому, что организация производства лишается одного из мощных рычагов повышения эффективности и полноправности выхода на мировой рынок.
Таким образом, в настоящее время как в экономической, так и правовой литературе существуют различные подходы к трактовке понятия «заработная плата». Однако в каждом определении содержится указание в той или иной форме на то, что заработная плата представляет собой вознаграждение в натуральной либо денежной форме, подлежащее выплате работнику за фактически выполненную работу (отработанное время).
 


1.2. Нормативно-правовое регулирование и информационное обеспечение проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда

Основополагающим законодательным актом при проверке расчетных операций с персоналом по оплате труда является Трудовой Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 г. № 296-З (в редакции от 20.07.2007 г. № 272-З) [23], в котором перечислены основные понятия и определения, касающиеся заработной платы, содержание и условия трудового договора, республиканские тарифы, формы и системы оплаты труда, рассмотрен вопрос о применении поправочного коэффициента при исчислении среднего заработка, удержания из заработной платы и другие моменты, касающиеся организации и регулирования оплаты труда.
Декрет Президента Республики Беларусь «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины» от 26.07.1999 г. № 29 (в редакции от 28.05.2008г. № 9) регулирует отношения между работником и нанимателем, предъявляет требования к заключению контрактов и трудовых договоров, определяет сроки, периодичность и очередность выплаты заработной платы и отпускных [].
Закон Республики Беларусь «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы» от 17.07.2002 г. № 124-З определяет правовую основу установления и порядка повышения размера минимальной заработной платы. Размеры минимальной заработной платы устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 01 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный год [].
Проверка начисление основной заработной платы производится согласно постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 г. № 31 «Об утверждении Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» и внесении изменений и дополнений в постановление Министерства и социальной защиты труда Республики Беларусь от 20.09.2002 г. № 123 (в редакции от 28.02.2008 г. № 41) «Об утверждении инструкции о порядке применения единой тарифной сетки Республики Беларусь» [21].
Порядок и условия заключения контрактов нанимателей с работниками устанавливает «Положение о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.1999 г. № 1476 (в редакции от 10.12.2007 г. № 1710) [].
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004г. № 34 (в редакции от 30.10.2007г. № 136) утверждено «Общее положение Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих ЕТКС».
Дальнейшая проверка расчетов по оплате труда производится по видам начислений и удержаний на основании соответствующих законодательных актов, регламентирующих их.
При этом начисление пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам регламентируется Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.1997 N 1290 (в редакции от 31.03.2008 г. № 490) "Об утверждении положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам" [18]. Постановление Министерства труда Республики Беларусь «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка» от 10.04.2000г. № 47 (в редакции от19.10.2008г. № 134) определяет порядок расчета выплат за неотработанное время [11].
Удержания из заработной платы регулируются такими нормативно-правовыми актами, как:
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (ред. от 10.12.2007) «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» [19];
- Закон Республики Беларусь от 21.12.1991 N 1327-XII (ред. от 26.12.2007) «О подоходном налоге с физических лиц» [8].
- Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992г. № 1596-ХII (в редакции от 20.12.2007 г. № 295-З) [].
Основным документом, которым руководствуются непосредственно в организации при осуществлении бухгалтерского учета заработной платы, является учетная политика организации, которая разрабатывается в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 г. № 62 (в редакции от 26.05.2008 г. № 85). Настоящее положение устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации как в общем, так и в вопросах учета заработной платы.
Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г. № 89 (в редакции от 13.11.2003г. № 153), позволяют организовать учет расчетов с персоналом по оплате труда непосредственно на счетах бухгалтерского учета.
При проведении ревизии руководствуются указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 «О некоторых мерах по координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (в редакции 19.06.2007 года) и Положением о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 8, 5/9753), а также отраслевыми инструкциями «О порядке организации и проведении проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц», разрабатываемых на их основе.
Организация проведения аудита регулируется Законом Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 8 ноября 1994 г. N 3373-XII (в редакции Закона от 18 декабря 2002 г. № 164-З), а также правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Методика и организация проведения аудита и ревизии наиболее полно и достоверно отражены в учебниках и учебных пособиях: Н.П.Барышникова «Организация и методика проведения общего аудита» [5], Р.А. Алборова «Аудит в организациях промышленности, торговли АПК» [1], Г.М.Пупко «Ревизия и аудит» [20].
Источниками информации при проверке расчетов по оплате труда с персоналом служат документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетности. В качестве первичных документов преимущественно используются унифицированные формы первичной документации, утвержденными постановлением Госкомстата СССР от 28 декабря 1989 г. №241.
Ведение первичного учета по унифицированным формам распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного хозяйства. Так, по учету личного состава используются: приказ (распоряжение) о приеме на работу (форма № Т-1 или № Т-1 (АСУ)), приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (форма №Т-5 или №Т-5 (АСУ)), приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (форма № Т-6) или записка о предоставлении отпуска (форма № Т-6 (АСУ)), приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (форма № Т-8 или № Т-8 (АСУ)), личная карточка (форма № Т-2 или № Т-2 (АСУ)), на руководящих работников и специалистов – дополнительно личный листок учета кадров.
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются: табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы формы №Т-12 или в табель учета использования рабочего времени формы №Т-13 (табеле учета рабочего времени формы № 13а), лицевой счет (форма № Т-54), платежная ведомость (форма № Т-53), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), расчетная ведомость (форма № Т-51).
Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера №10, 10/1(при полной журнально-ордерной форме учета), №05 (при сокращенной), ведомости №В-8 (при упрощенной), главная книга, баланс (ф. №1).
Наряду с вышеуказанными источниками проверке подлежат статистическая и бухгалтерская отчетность, непосредственно касающаяся расчетов по оплате труда. Из них: форма №1-труд “Отчёт по труду и движению работников” (месячная отчетность), форма №4-труд “Отчёт об использовании календарного фонда времени” (полугодовая отчетность), форма №1-т (пром) “Отчет по труду” (годовая отчетность).

1.3. Общая характеристика системы внутреннего контроля организации

В общем смысле под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, применяемых руководством организации для упорядочения и эффективного ведения хозяйственной деятельности. Система внутреннего контроля должна включать, в частности, процедуры, применение которых обеспечивает надзор и проверку следующих аспектов финансово-хозяйственной деятельности организации:
- соблюдение требований законодательства, применяемого при осуществлении финансово-хозяйственных операций;
- исполнение приказов, распоряжений и других руководящих указаний на всех уровнях иерархии управления;
- точность и полнота оформления документации бухгалтерского учета;
- предотвращение ошибок и искажение информации;
- своевременность и правильность подготовки бухгалтерской отчетности;
- обеспечение сохранности активов организации.
Система внутреннего контроля есть в любой организации, так как руководство каждого предприятия в большей или меньшей степени интересует, каким образом выполняются поставленные задачи и достигаются определенные цели его развития. Как правило, система внутреннего контроля охватывает гораздо более широкий спектр вопросов, чем только подготовка и составление бухгалтерской отчетности.
Система внутреннего контроля в общем виде состоит из следующих элементов:
- системы бухгалтерского учета;
- контрольной среды;
- средств контроля.
При этом система бухгалтерского учета включает в себя: ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерского баланса; осуществление расчетов; сбор статистических данных, т.е. ведение статистики; разработку планов.
В процессе бухгалтерского учета первичная документация оценивается с точки зрения ее достоверности, законности, уместности и достаточности. Таким образом, осуществляется контроль над хозяйственной деятельностью организации.
Под контрольной средой понимают практические действия руководства организации, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, а также общие сведения о работе этой системы, которыми располагает руководство организации.
Контрольная среда имеет сложную структуру. Однако существует ряд общих для всех организаций элементов, к которым относятся:
- стиль и основные принципы управления организацией;
- организационная структура;
- распределение ответственности и полномочий сотрудников;
- осуществляемая кадровая политика;
- порядок ведения управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
- соответствие хозяйственной деятельности организации требованиям действующего законодательства.
Третьей составляющей системы внутреннего контроля являются средства контроля. Под средствами контроля понимаются конкретные процедуры, установленные руководством и осуществляемые сотрудниками организации на отдельных направлениях и участках ее хозяйственной деятельности для обеспечения эффективного и надежного управления ею [6, с. 37].
Средства контроля весьма разнообразны и определяются спецификой его деятельности. К ним относятся:
- распорядительные подписи на документах руководителя и главного бухгалтера либо других уполномоченных лиц;
- внутренние и внешние сверки расчетов;
- плановые и внезапные инвентаризации активов и обязательств;
- проверка правильности осуществления документооборота, в том числе сплошная нумерация создаваемых документов, регистрация документов в специальных журналах, брошюровка документов, проверка порядка их хранения и архивирования и т.д.;
- проведение анализа хозяйственной деятельности, сравнительного анализа фактических показателей с плановыми и нормативными показателями, выявление причин существенных расхождений.
В заключение рассмотрения этого вопроса хотелось бы отметить, что от эффективности и действенности системы внутреннего контроля во многом зависит и финансовое положение организации, и достоверность бухгалтерской отчетности. При хорошо организованной системе внутреннего контроля повышается надежность учетных и отчетных данных, а также минимизируется вероятность недостач и растрат активов (имущества), нецелевого и нерационального использования ресурсов.



2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

2.1. Оценка состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

Непосредственно перед проведением ревизии ревизионная группа обязана произвести оценку организации и методики ведения бухгалтерского учета, а также составления отчетности, что позволит убедиться в том, что система бухгалтерского учета организации достоверно отражает хозяйственную деятельность субъекта хозяйствования.
В процессе проведения оценки системы бухгалтерского учета необходимо изучить следующие сведения:
- учетную политику и основные принципы ведения бухгалтерского учета;
- организационную структуру подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
- организацию подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;
- порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формах и методах обобщения данных таких регистров;
- порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
- степень автоматизации ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности.
Указанные вопросы целесообразно изучать на основании следующих источников:
- Приказ об учетной политике организации (Приложение А);
- Положение о бухгалтерии;
- График документооборота (Приложение Б);
- Должностные инструкции (Приложение В, Г);
- График проведения инвентаризации (Приложение Д).
Учетная политика ОАО «Любанский завод стеновых блоков» соответствует нормам законодательства. Она содержит все необходимые части, в которых оговорены необходимые вопросы, касающиеся методики ведения бухгалтерского учета в организации. Учетная политика утверждена директором и бухгалтером. В ней полностью раскрыты способы ведения бухгалтерского учета, а именно в данной организации учет ведется по журнально-ордерной форме. Также содержатся указания на законодательные акты, соответствующие принципам учета основных средств, кассовых операций и т.д. К учетной политике приложены график документооборота, график инвентаризации, рабочий альбом форм первичной отчетности. Ч то же касается рабочего плана счетов, то он полностью совпадает с типовым планом счетов.
Структура бухгалтерии ОАО “Любанский завод стеновых блоков” состоит из главного бухгалтера и одной учетной группы. Так как предприятие не большое, оно не нуждается в большом коллективе бухгалтерии. Этим определена и организационная структура бухгалтерии (Приложение Е).
Учетная группа в составе заместителя главного бухгалтера, бухгалтера-кассира и бухгалтеров I категории ведет первичный учет операций, осуществляемых на предприятии. Учетная группа регистрирует все поставки, количество отгружаемой продукции, рассчитывают затраты на изготовление и транспортировку продукции. Бухгалтер-кассир начисляет заработную плату. Вся обобщенная учетной группой информация предоставляется для дальнейшей работы главному бухгалтеру. Главный бухгалтер может потребовать от учетной группы и более расширенную информацию для собственных расчетов.
Что касается автоматизации, то в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» в конце 2008 года была завершена установка бухгалтерской программы «1С: Предприятие», однако, до нынешнего времени программа не введена в действие, что, по нашему мнению, затрудняет работу бухгалтерской службы. С внедрением автоматизации станет легче контролировать правильность и качество работы бухгалтерии.
Все хозяйственные операции в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» регистрируются по мере их совершения на основании первичных документов. Основными бухгалтерскими регистрами являются журналы-ордера и главная книга (Приложение Ж). Следует отметить, что все операции регистрируются своевременно, что позволяет во время оформить бухгалтерскую отчетность. Сопоставив данные в регистрах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности можно сделать вывод о полноте и достоверности показателей.
Для наиболее полной оценки состояния организации и методики ведения бухгалтерского учета и отчетности целесообразно провести тестирование, которое представлено в таблице 2.1.1.
Таблица 2.1.1. Тестирование организации и методики ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» при журнально-ордерной системе учета
№ п/п Содержание вопроса Ответы Примечание
Да Нет
1 2 3 4 5
1. Регламентировано ли ведение бухгалтерского учета Приказом об учетной политике организации
+
2. Имеется ли в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» Положение о бухгалтерии
+
3. Разработан ли график документооборот
+ Разрабатывается ежегодно

продолжение таблицы 2.1.1.
1 2 3 4 5
4. Разработаны ли должностные инструкции работника учетной службы
+
5. Применяются ли все регистры бухгалтерского учета при журнально-ордерной форме учета
+ Применяются как унифицированные формы, так и разработанные организацией
6. Своевременно ли отражаются хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета
+
7. Соответствуют ли отраженные данные в первичных документах данным в регистрах бухгалтерского учета
+
8. Разработан ли график проведения инвентаризации
+ Сроки проведения инвентаризации пересматриваются ежегодно
9. Вся ли информация, зафиксированная в регистрах бухгалтерского учета, находит отражение в бухгалтерской отчетности

+
10. Отражает ли бухгалтерская и статистическая отчетность организации настоящее ее финансовое положение
+ Ежегодно для подтверждения финансовой отчетности в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» проводится обязательный аудит
11. Проведена ли автоматизация учета в организации + Программа автоматизации установлена, но не введена в действие

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, организация и методика ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» может считаться эффективной, так как хозяйственные операции отражаются в тех отчетных периодах, в которых они производились; в тех суммах, которые указаны в первичных документах; а также правильно и в соответствии с законодательными и инструктивными актами Республики Беларусь и учетной политикой организации.

2.2. Планирование и организация проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда

Ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверку по утвержденному плану на календарный год. Планы должны быть целенаправленными, реальными и конкретными, обеспечивающими своевременность, высокое качество и эффективность проводимых ревизий и тематических проверок. Основной обязанностью ревизора является проведение ревизий хозяйственной и социальной деятельности за отчетный год в соответствии с утвержденной программой (Приложение З), в которой должны быть указаны следующие сведения: объект ревизии либо счет, способ проверки (сплошной либо выборочный), а также приемы и методы проверки. При ревизии наиболее часто применяются следующие приемы и методы: инвентаризация, встречная проверка, контрольные замеры работ, обследование на месте, проверка полноты оприходования товарно-материальных ценностей, документальная проверка и другие.
Ревизия включает в себя следующие этапы:
1. подготовительные работы: знакомство с организацией, а именно направленность деятельности, организация производства и руководства и т.д.;
2. проведение ревизии;
3. документальное оформление результатов ревизии;
4. реализация решений по результатам контроля;
5. организация контроля за выполнением принятых решений.
Следует отметить, что ревизии проводятся по письменному разрешению руководителя контролирующего органа, приказом которого назначается ревизионная группа (ревизор). Приказ содержит наименование ревизуемой организации, вид ревизии, ревизуемый период, срок проведения ревизии, в обязательном порядке указывается весь состав ревизионной комиссии и ее руководитель. На проведение каждой ревизии выдается предписание.
В ОАО «Любанский завод стеновых блоков» при проведении проверки ревизионной группе выделяется отдельный кабинет.
Что же касается проведения ревизии расчетов с персоналом по оплате труда, то обычно данный вопрос является одним из пунктов программы общей ревизии организации. При этом по данному вопросу назначается руководителем ревизионной комиссии исполнитель, который провидит проверку расчетов с персоналом по оплате труда на основании собственной программы проверки расчетов с персоналом по оплате труда. Данная программа содержит перечень вопросов, по которым проводится проверка расчетов, а также наименование способов и методов проверки. После составления программа утверждается руководителем ревизионной группы.
Таким образом, планирование и организация проверки является одним из этапов комплексной ревизии, в состав которой входит проверка расчетов с персоналом по оплате труда.

2.3. Проверка законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда

При проверке законности и документальной обоснованности расчетов с персоналом по оплате труда ревизору необходимо установить соответствие начисления заработной платы законодательным актам, а также находит ли подтверждение оплата труда утвержденным документам.
В первую очередь проверяется наименование в организации положения об оплате труда (Приложение И). Ревизору необходимо проверить правильность применения расценок, должностных окладов, тарифных ставок. Также проверяется соответствие порядка начисления и выплаты премий рабочим и служащим, прописанного в положении об оплате труда, законодательству.
Условия оплаты труда в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» определяются трудовым договором (Приложение К), который разработан на основании Трудового Кодекса Республики Беларусь.
При проверке трудовых договоров ревизор обязан выявить соответствуют ли в нем условия труда Трудовому кодексу, так как могут быть случаи, когда условия труда значительно ухудшаются по сравнению с установленными трудовым законодательством.
При проверке правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, расценок необходимо руководствоваться такими законодательными актами, как Инструкция по применению единой тарифной сетки Республики Беларусь, Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, квалификационные справочники должностей служащих, иные квалификационные справочники.
Что же касается документального обоснования расчетов с персоналом по оплате труда, то в первую очередь, как было отмечено выше, проверяется наличие Положения по оплате труда, трудовых договоров, правила внутреннего трудового распорядка.
Так как в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате, ревизор обязан проверить наличие выдачи расчетных листков работникам.
Помимо указанных документов проверяется наличие первичных документов, обосновывающих правомерное начисление заработной платы. В ОАО «Любанский завод стеновых блоков» таковыми являются Табель учета использования рабочего времени (Приложение Л), справка фактически отработанного времени по смене (Приложение М), Протокол собрания рабочих смены (Приложение Н), лицевой счет (Приложение П), разработочная таблица «Оплата за работу в сверхурочное время» (Приложение Р).
При формально-правовой проверке первичных документов по учету труда и его оплаты устанавливается подлинность первичных документов, их соответствие требованиям нормативных документов по начислению и выплате заработной платы, наличие подписей должностных лиц, ответственных за учет выполненных работ, наличие всех реквизитов, подчисток, исправлений и т.д.
Что касается, начисления пособий по временной нетрудоспособности и сумм отпускных, то проверяющему необходимо изучить правильность применения в организации Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным Советом Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. № 1290 (в редакции постановления от 7 апреля 2007 г. № 448) и Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 37). Согласно которым, пособие по временной нетрудоспособности начисляется исключительно при предъявлении листка нетрудоспособности (Приложение С). Расчет отпускных производится на основании записки о предоставлении отпуска (Приложение Т), в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» в дополнение к нему составляется разработочная таблица «Расчет отпускных» (Приложение У).
В процессе контроля проверяется также расходование средств фонда социальной защиты населения и, прежде всего, на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Эти пособия начисля¬ются на основании листков нетрудоспособности (бюллетеней) (Приложение С), вы¬даваемых лечебными учреждениями. От соблюдения порядка их оформления зависит правильность начисления и выплаты посо¬бий. В процессе контроля устанавливается, имеются ли в листках подписи врачей, печати лечебных учреждений. Аналогично прове¬ряется оформление других документов, дающих право на получе¬ние пособий за счет средств фонда социальной защиты населения (пособие на новорожденного, пособие на детей, пособие по бере¬менности и родам).
Таким образов, в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» расчеты с персоналом по оплате труда являются законными, так как соответствуют нормам законодательства, и документально обоснованными, так как все начисления и удержания производятся на основании первичных документов.

2.4. Проверка правильности начисления основной и дополнительной оплаты труда, а также выплат специального характера

Контролируя правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда, проверяющие должны руководствоваться действующим законодательством о труде, учредительными докумен¬тами и уставом организации.
При проверке также надо знать систему первичного учета затрат труда и его оплаты, порядок сводки и группировки первичных доку¬ментов, учет выполненных работ, оказанных услуг, отработанного времени, произведенной продукции.
При проверке правильности начисления оплаты труда устанавливается полнота, своевременность, правильность, точность, целесообразность и законность осуществления и отражения совершенных хозяйственных операций в бухгалтерских документах организации по учету труда и заработной платы, состояния внутрихозяйственного контроля.
На данном этапе контроля выборочно производится проверка отдельно по работникам с повременной и работниками со сдельной оплатой труда. Правильность начисления оплаты труда рабочим с повременной оплатой проверяется по Табелям учета рабочего времени (Приложение Л) с целью установления соответствия законодательству присвоенных тарифных ставок работникам. Затем определяется правильность начисления оплаты труда рабочим сдельщикам. При этом устанавливается соответствие начисленного заработка за указанный объем выполненных работ (количество произведенной продукции) фактически выполненному объему (количеству произведенной продукции).
Так же при проверке первичных документов по начислению оплаты труда устанавливается, нет ли случаев включения в них вымышленных (подставных) лиц. Для этого анализируются первичные документы по учету труда и заработной платы по датам их выдачи, сопоставляются фамилии рабочих (служащих) исследуемого хозяйства, указанные в этих документах с данными учета личного состава в отделе кадров.
Необходимо проверить, нет ли случаев повторного начисленных сумм по ранее оплаченным первичным документам, повторения фамилий одних и тех же лиц в нескольких платежных ведомостях. Особенно внимательно проверяются наряды, выписанные на лиц, не состоящих в списочном составе организации и проработавших непродолжительное время, а также наряды по устранению брака и переделке некачественно выполненных работ. При проверке первичных документов и расчетных ведомостей большое внимание уделяется правильности арифметических подсчетов.
В процессе проверки устанавливается идентичность данных о количестве отработанного времени и начисленного заработка рабочих-повременщиков путем сверки данных Табелей и Лицевого счета (Приложения Л, П) работника. При этом попутно производится проверка соответствия данных в Табеле с действительной причиной отсутствия работника: К (командировка) – проверяется наличие Командировочного удостоверения выписанного и соответствующе оформленного на указанную дату; С (экзаменационная сессия) – для студентов-заочников, наличие вызова-справки с учебного учреждения за соответствующий период, О (отпуск) – наличие зарегистрированного заявления работника на отпуск на соответствующий период; Б (больничный) – наличие Листка нетрудоспособности с медицинского учреждения и т.д. Обобщение результатов проверки начисления повременной оплаты труда оформляется ведомостью (таблица 2.4.1).
Таблица 2.4.1. Результаты проверки достоверности начисленной повременной оплаты труда в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» за декабрь 2008 г. (руб.)

Ф.И.О. Наименование документа Начислено по данным ОАО «Любанский завод стеновых блоков» Начислено по данным проверки Отклонение, +/-
Пожарицкий В.Н. Табель учета рабочего времени 1156509 1156509 -

Примечание. Источник: собственная разработка.

При ревизии начисления заработной платы работникам ОАО «Любанский завод стеновых блоков», труд которых оплачивается в зависимости от объема выполненных работ, проверяются применяемые нормы выработки и расценки, а также соответствие объемов указанных в документах по начислению заработной платы с фактически выполненным объемом работ отраженных в других документах.
Для определения правильности применения норм выработки сверяются нормы утвержденные Министерством труда, Министерством сельского хозяйства и продовольствия в зависимости от видов выполняемых работ, а при их отсутствии, либо несоответствии – наличие комиссионных Актов об определении технологических норм выработки с обязательным включением в составе комиссии независимых экспертов сторонних организаций с применяемыми в организации нормами. Правильность применения расценок определяется сверкой соответствия присвоенных тарифных разрядов по видам работ тарифным разрядам в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, иными квалификационными справочниками, утвержденными в установленном порядке.
При проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков, следует руководствоваться статьей 81 ТК РБ; условия и порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, утвержденных постановлением Министерства труда РБ от 10.04.2000г. №47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 марта 2006 г. № 37).
При расчете среднего заработка следует учитывать, что премии, начисленные и выплаченные в одном и том же месяце, включаются полностью в расчет среднего заработка. Если же месяц начисления не совпадает с месяцем выплаты, премии включаются в расчет пропорционально фактически отработанному количеству дней.
При проверке расходования средств фонда социальной защиты населения в ОАО «Любанский завод стеновых блоков» установлено, что средства фонда социальной защиты населения использовались на выплату пособий семьям, воспитывающим детей, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных пособий на рождение ребенка и пособий матерям, ставшим на учет до 12-ти недельного срока беременности и пособий на погребение.
Проведена выборочная проверка больничных листков в т.ч. № 0852039, 0651304, 0581398, 0574357, 0580403, 0581342. Оплата произведена в соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.
Результаты несоответствия при проверке начисленных расчетов по временной нетрудоспособности оформляются вспомогательной ведомостью (таблица 2.4.2).

Ф.И.О. работника Наименование, № документа Период Исчислено по данным ОАО «Любанский завод стеновых блоков» Исчислено по данным проверки Примечание
Брагинец В.А. Расчет отпускных 30.01.2009. по 27.02.2009 1336958 556 768 Расчет №1 (Приложение Р)

Майсиеня

Листок временной нетрудоспособности № 0852039

06.01.2009 по 16.01.2009

332890

332890

-
Таблица 2.4.2. Результаты проверки правильности начисления дополнительной оплаты, пособий по временной нетрудоспособности

Примечание. Источник: собственная разработка

При проверке правильности начисления среднемесячного заработка на время отпуска Брагинец В.А. установлен период отпуска с 30.01.2009 г. по 27.02.2009 г. что соответствует периоду, указанному в заявлении работника. Результаты произведенного перерасчета начисления отпускных подтверждают правильность и обоснованность суммы указанной в специальном документе «Расчет отпускных» (Приложение У).
Рассмотрим порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности работнику Майсиеня М.Л. Работник предоставил листок нетрудоспособности (Приложение С) в связи с заболеванием, длящимся с 6 января по 16 января 2009 года. Заработок определяется за январь. В ноябре отработано 13 рабочих дней (149,5 часов) и начислен заработок 916331 рубль, в декабре отработано 15 рабочих дней (172,5 часов) и начислен заработок 1202053 рубля. Всего в связи с временной нетрудоспособностью пропущено 10 дней, в т.ч. 2 выходных дня по графику работы.



Информация о работе Методика оформления результатов проверки расчетных операций с персоналом по оплате труда