Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 13:15, курсовая работа
Цель аудита расчетов с подотчетными лицами заключается в проверке соблюдения действующего законодательства, правильности документального оформления и отражения в учете всех видов расчетов с подотчетными лицами.
При этом решаются следующие задачи:
Содержание
Введение
3
1. Основные законодательные и нормативные документы
5
2. Источники информации для проверки
6
3. Вопросник аудитора
9
4. Перечень аудиторских процедур
14
5. Типичные ошибки
20
Заключение
22
Список используемой литературы
24
Практика
отсутствие утвержденных руководителем предприятия смет представительских расходов;
отсутствие оправдательных документов или наличие документов неудовлетворительного качества, приложенных к авансовым отчетам;
отсутствие визы руководителя предприятия или иного уполномоченного лица, утверждающей авансовые отчеты;
выдача денег под отчет лицам, не являющимся работниками предприятия, без соответствующего основания.
Ответственность за ведение учета расчетов с подотчетными лицами возлагается на руководителя предприятия и главного бухгалтера.
Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами целесообразно использовать вопросник (табл.1).[6]
Вопросы для проверки расчетов с подотчетными лицами
Таблица 1
№ п/ п | Вопрос | Вариант ответа | Информация или документ, который следует запросить | Назначаемая аудиторская процедура | Номер следующего вопроса | Номер вывода |
1 | Имеется ли на пред-приятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нуж-ды, утвержденный приказом по предприятию | Нет |
|
|
| 1 |
Да | Список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды | «Подотчет 1.1.1» |
|
| ||
2 | Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным под отчет суммам | Нет |
|
|
| 2 |
Да | Журнал-ордер № 7 | «Подотчет 1.1.2» |
|
| ||
3 | Оформляются ли письменные распо-ряжения руководителя предприятия (приказы) при направлении работников в командировки | Нет |
|
|
| 3 |
Да | Письменные распоряжения руководителя | «Подотчет 2.1.2» |
|
| ||
4 | Облагаются ли нало-гом на доходы физических лиц суточ-ные сверх норм, возме-щаемые по решению руководителя предприятия | Нет |
|
|
| 4 |
Да | Приказ руководителя о возмещении | «Подотчет 2.2.1» |
|
| ||
5 | Организован ли аналитический учет командировочных расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения | Нет |
|
|
| 5 |
Да |
| «Подотчет 2.1.5» |
|
| ||
6 | Имеется ли утверж-денные письменным распоряжением руко-водителя предприятия сметы представитель-ских расходов | Нет |
|
|
| 6 |
Да | Письменное распоряжение руководителя и сметы | «Подотчет 4.1.1» |
|
| ||
7 | Организован ли аналитический учет представительских расходов в пределах и сверх норм для целей налогообложения | Нет |
|
|
| 7 |
Да |
| «Подотчет 4.1.2» |
|
| ||
8 | Производится ли расчет сумм, причитающихся работнику на командировку | Нет |
|
|
| 8 |
Да |
|
|
|
|
По результатам опроса ответственных работников проверяемого предприятия по вопроснику (табл. 1) аудитор может сделать следующие выводы:[7]
1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.
2. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ лицам, не отчитавшимся за полученные ранее суммы под отчет, выдаются новые авансы.
3. Приказы о направлении работников в командировки не оформляются, при этом следует проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.
4. В нарушение Закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц» суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом.
5. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
6. В нарушение Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.
7. В нарушение Закона РФ «О налоге на прибыль» и Закона РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
8. В нарушение п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые.
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии расчетов с подотчетными лицами на предприятии. Промежуточные выводы по вопроснику позволяют аудитору сделать основной вывод — о том, что порядок расчетов с подотчетными лицами неудовлетворителен.
Подобный вывод может быть основанием для следующих действий:[8]
если по результатам опроса сотрудников проверяемого
предприятия и данным экспресс-анализа отчетности расчеты с подотчетными лицами составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку этих расчетов в обычном порядке для оценки существенности статьи «Расчеты с подотчетными лицами» в отчетности предприятия;
если удельный вес расчетов с подотчетными лицами велик, например, приобретение производственных запасов на суммы, превышающие лимит расчетов наличными деньгами; оплата работ и услуг сторонних организаций осуществляется через подотчетных лиц и размер задолженности за подотчетными лицами превышает разумные границы, погашение задолженности не производится, то такие факты могут стать для аудитора основанием для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия и соответствии бухгалтерского
учета Положению о бухгалтерском учете и отчетности.
В общем случае по результатам опроса у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки расчетов с подотчетными лицами и намечен состав процедур.
При проверке расчетов с подотчетными лицами применяются практически все методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.
4. Перечень аудиторских процедур
Для выявления каждого из возможных нарушений или злоупотреблений разработан определенный набор контрольных процедур.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который выданы деньги, или со дня возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести по ним окончательный расчет.
Проверка своевременности расчетов сотрудников предприятия по командировочным расходам и средствам, выданным на хозяйственные нужды, осуществляется в рамках аудита кассовых операций (см. процедуры «Касса 2.2.1» и «Касса 2.2.2» аудита кассовых операций). Если при проведении проверки предприятия установлено, что подотчетные суммы числятся за получившими их работниками продолжительное время, в том числе по истечении трех дней после установленного срока, следует провести проверку использования подотчетных сумм, получить письменное объяснение от соответствующих должностных лиц и подотчетного лица и с учетом этой проверки рассмотреть вопрос о включении выданной суммы в совокупный доход этого подотчетного лица.
При установлении фактов списания задолженности подотчетных лиц без представления соответствующих оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы, подотчетные суммы, необоснованно списанные с работников удержания из заработной платы, на основании статей 7 Закона Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» подлежат включению в совокупный налогооблагаемый доход этих работников того календарного года, в котором суммы были ими получены.
Основные контрольные процедуры:[9]
«Подотчет 1.1.1» — проверка соответствия лиц, получающих наличные деньги из кассы на хозяйственно-операционные расходы, списку лиц, имеющих на это право, утвержденному руководителем предприятия;
«Подотчет 1.1.2» — проверка получения под отчет сумм денежных средств лицами, не отчитавшимися по ранее полученным авансам;
«Подотчет 1.1.3» — проверка соответствия фактического расхода подотчетных сумм целям, на которые они были выданы;
«Подотчет 1.1.4» — проверка наличия подотчетных лиц в штате предприятия;
«Подотчет 1.1.5» — проверка правильности списания подотчетных сумм за счет чистой прибыли предприятия.
В случае, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли предприятия, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетной суммы удержан подоходный налог в соответствующем размере и, в-третьих, если решение о списании принято после 1 января 1996 г., то на эту выплату следует начислить взносы в Пенсионный фонд РФ и удержать 1% взносов в Пенсионный Фонд РФ согласно ст. 1 Закона РФ № 207-ФЗ от 21.12.95;
«Подотчет 2.1.1» — проверка полноты оправдательных документов по командировкам, приложенных к авансовым отчетам.
Все приложения к авансовым отчетам во избежание их позорного использования должны быть погашены.
Проверка соблюдения порядка гашения первичных документе проводится в рамках аудита кассовых операций (см. процедуру «Касса 3.1.3» аудита кассовых операций);
«Подотчет 2.1.2» — проверка наличия приказов о направлении работников в командировку;
«Подотчет 2.1.3» — проверка наличия в командировочных удостоверениях отметок в местах пребывания в командировке;
«Подотчет 2.1.4» — проверка правильности возмещения
командировочных расходов.
Для выполнения этой процедуры при командировках по территории РФ аудитор или его ассистент могут использовать таблицу норм возмещения командировочных расходов (табл. 2).
Нормы возмещения командировочных расходов, руб.
Таблица 2
Начало действия нормы, дата | Норма расходов по найму жилого помещения | Норма расходов по найму жилья без документов | Суточные | Письмо МФ РФ | |
Номер | Дата | ||||
01.09.1999 | 270 | 1 | 55 | 57н | 13.08.99 |
01.01.2002 | 550 | 12 | 100 | 49н | 06.07.01 |
В соответствии со ст. 217 гл. 23 и ст. 238 гл. 24 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Аналогичные таблицы используются и при проверке правильности возмещения командировочных расходов за границей,
«Подотчет 2.1.5» — проверка правильности ведения учета командировочных расходов в пределах и сверх норм;
«Подотчет 2.2.1» — проверка удержания подоходного налога с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм.
При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределы в облагаемый налогом доход не включаются суточные в пределах норм, установленных законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, получению заграничного паспорта и виз, прописке заграничного паспорта, а также по обмену чека в банке на наличную иностранную валюту;
«Подотчет 2.2.2» — проверка правильности выделения налога на добавленную стоимость в сумме командировочных расходов. Суммы расходов по:
-проезду к месту служебной командировки и обратно,
-затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями,
-расходы по найму жилого помещения, возмещаемые по нормам, установленным законодательством, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость.
Информация о работе Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами