Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:32, доклад

Краткое описание

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Все явления необходимо рассматривать в постоянном движении, изменении, развитии. Здесь исток одной из характерных черт метода анализа хозяйственной деятельности – необходимость постоянных сравнений. Сравнения очень широко применяются в анализе.

Файлы: 1 файл

1.2 Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия1.docx

— 63.66 Кб (Скачать)
text-align:justify">В пятый блок входят показатели производства и реализации продукции: объем валовой, товарной, реализованной  продукции в стоимостном, натуральном  и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность  производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции  на складах. Они очень тесно связаны  с показателями всех последующих  блоков.

Показатели шестого блока  – это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям  затрат, видам продукции, центрам  ответственности, а также затраты  на рубль товарной продукции, себестоимость  отдельных изделий т др. От уровня себестоимости продукции непосредственно  зависят показатели седьмого блока  – прибыль предприятия, рентабельность.

К последней подсистеме (блок 8) относятся показатели, которые  характеризуют наличие и структуру  капитала предприятия по составу  его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность  использования собственных и  заемных средств. К этой подсистеме относятся также показатели, которые  характеризуют использование прибыли, фондов накопления и потребления, кредитов банков, платежеспособность, кредитоспособность и инвестиционную привлекательность, риск банкротства, зону безубыточности, финансовую устойчивость предприятия  и др. Они зависят от показателей  всех предыдущих подсистем и в  свою очередь оказывают большое  влияние на показатели организационно-технического уровня предприятия, объем производства, эффективность использования материальных и трудовых ресурсов.

Таким образом, все показатели хозяйственной деятельности предприятия  находятся в тесной связи и  зависимости, которую необходимо учитывать  в комплексном анализе. Взаимосвязь  основных показателей определяет последовательность выполнения анализа – от изучения первичных показателей до обобщающих. Такая последовательность соответствует  объективной основе формирования экономических показателей. Например, чтобы определить плановый объем производства продукции, необходимо провести маркетинговые исследования рынков сбыта, изучить спрос на продукцию, сформировать портфель заказов. Надо знать также условия и возможности производства, его обеспеченность необходимыми средствами в требуемых пропорциях и достигнутый уровень использования средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Только тогда можно точно обосновать объем производства продукции. Себестоимость единицы продукции можно рассчитать, зная затраты труда, материалов, сырья, сумму амортизации и другие расходы, а также объем производства продукции. Финансовый результат можно определить после реализации продукции путем сравнения сумм выручки с суммой затрат на производство и реализацию продукции и т. д. Финансовое состояние отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятия, зависит от всех внутренних и внешних факторов, поэтому его анализ является завершающей стадией анализа хозяйственной деятельности предприятия.

В такой последовательности формируются показатели при составлении  плана социального и экономического развития предприятия, в такой же последовательности должен проводится и анализ хозяйственной деятельности. Но это не исключает и обратную последовательность анализа – от обобщающих показателей к частным. Главное, чтобы при этом была обеспечена системность, учитывалась взаимосвязь  отдельных блоков анализа между  собой и достигалось единство результатов анализа по каждому  разделу.

 

1.3 Способы обработки экономической  информации в анализе хозяйственной  деятельности предприятия

В качестве важнейшего элемента методики анализа хозяйственной  деятельности предприятия выступают  приемы и способы анализа (Приложение 2). Кратко эти способы можно назвать  инструментарием анализа. Они используются на различных этапах исследования для:

- первичной обработки собранной информации (проверки, группировки, систематизации);

- изучения состояния и закономерностей развития исследуемых объектов;

- определения влияния факторов на результаты деятельности предприятия;

- подсчета неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства;

- обобщения результатов анализа и комплексной оценки деятельности предприятия;

- обоснования планов экономического и социального развития, управленческих решений, различных мероприятий.

Множество теоретических  приемов и способов, применяемых  в анализе хозяйственной деятельности, может быть сгруппировано по нескольким признакам:

- научному подходу;

- характеру взаимосвязи между показателями;

- степени сложности применяемого инструментария;

- оптимизации.

Научный подход позволяет  выделить три группы методов: общеэкономические, статистические, математические. К  общеэкономическим методам анализа  хозяйственной деятельности можно  отнести: сравнение, графической, балансовой увязки, цепных подстановок, арифметических разниц, логарифмических, интегральных и др.

Статистические методы можно  разделить на две группы:

a) традиционные (средних и относительных величин, индексной, обработки рядов динамики);

b) математико-статистические (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный анализ, ковариационный анализ, кластерный анализ);

Математические методы в  обобщенном виде представлены тремя  основными группами методов: экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса), методы экономической кибернетики  и оптимального программирования (линейное программирование, динамическое программирование, нелинейное программирование), методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового  обслуживания).

Математические методы имеют  более широкие аналитические  возможности по сравнению с традиционными  и экономико-статистическими, так  как обеспечивают более полный охват  влияния факторов на результаты деятельности предприятия, повышают точность вычислений, позволяют решать многомерные и оптимизационные задачи не выполнимые традиционными методами.

По характеру взаимосвязи  между показателями различают методы детерминированного и стохастического  факторного анализа.

Функционально-детерминированная  связь – связь, при которой  каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного  признака. Связь, при которой каждому  значению факторного признака соответствует  множество значений результативного  признака. Это есть определенное статическое  распределение, - стохастическая (вероятностная) связь.

По сложности применяемого инструментария аналитические методы делятся на методы элементарной математики и высшей математики. Методы элементарной математики используются в обычных  традиционных экономических расчетах при обосновании потребностей в  ресурсах, учете затрат на производство, разработке планов, проектов, при балансовых расчетах и т. д. Выделение методов  классической высшей математики обусловлено  тем, что они применяются не только в рамках других методов, например, методов математической статистики и математического программирования, но и самостоятельно.

По признаку оптимальности  все экономико-математические методы подразделяются на две группы: оптимизационные  и не оптимизационные. Если метод  или задача позволяют искать решение  по заданному критерию оптимальности, этот метод относят в группу оптимизационных  методов. В случае, когда поиск  решения ведется без критерия оптимальности, соответствующий метод  относят к группе не оптимизационных  методов. Схематично способы анализа  хозяйственной деятельности предприятия  представлены в Приложении 2.

Перечисленное многообразие методов представляет аналитику  широкие возможности в выборе инструментария исследования. Выбор  того или иного способа из перечисленных  определяется целью анализа, требованиями к степени детализации (глубины) анализа, к точности результатов (например, “разложение” результативного показателя по факторам), характером взаимосвязи  между показателями, характером аналитических  задач.

Независимо от выбора способов алгоритм решения практически любой  задачи содержит приемы сравнения, группировки, балансовой увязки и графический, которые рассматриваются как способы обработки первичной, исходной информации.

Наиболее часто в анализе  хозяйственной деятельности предприятия  применяется способ сравнения. Сущность этого способа может быть раскрыта следующим способом. Сравнение –  это научный метод познания, в  процессе его неизвестное (изучаемое) явление, предметы сопоставляются с  уже известными, изучаемыми ранее, с  целью определения общих черт либо различий между ними. С помощью  сравнения определяется общее и  специфическое в экономических  явлениях, изменения исследуемых  объектов, тенденции и закономерности их развития.

В экономическом анализе  сравнение используют для решения  всех его задач как основной или  вспомогательный способ. Перечислим наиболее типичные ситуации, когда  используется сравнение и цели, которые  при этом достигаются:

- сопоставление плановых и фактических показателей для оценки степени выполнения плана;

- сопоставление фактических показателей с нормативными позволяет провести контроль за затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;

- сопоставление фактических показателей с показателями прошлых лет для определения тенденции развития экономических процессов;

- сопоставление показателей анализируемого предприятия с достижениями науки и передового опыта других предприятий или подразделений необходимо для поиска резервов;

- сравнение показателей анализируемого хозяйства со средними показателями по отрасли производится с целью определения положения предприятия на рынке среди других предприятий той же отрасли или подотрасли;

- сопоставление параллельных и динамических рядов для изучения взаимосвязей исследуемых показателей;

- сопоставление различных вариантов управленческих решений с целью выбора наиболее оптимального из них;

- сопоставление результатов деятельности до и после изменения какого-то фактора применяется при расчете влияния факторов и подсчете резервов.

В экономическом анализе  различают также горизонтальный, вертикальный, трендовый, одномерный и  многомерный виды сравнительного анализа.

Горизонтальный сравнительный  анализ применяется для определения  абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей  от базового (планового, прошлого, среднего и т. д.), вертикальный – для изучения структуры экономических явлений  и процессов путем расчета  удельного веса частей в целом, соотношения  удельных весов, этот вид широко применяется  в финансовом анализе, трендовый  анализ – при изучении относительных  темпов роста и прироста показателей  за ряд лет к уровню базисного  года, то есть при исследовании рядов  динамики.

При одномерном сравнительном  анализе сопоставляются один или  несколько показателей одного объекта  или несколько объектов по одному показателю. При многомерном сравнительном  анализе проводится сопоставление  результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство периодов времени, за которые производится сравнение;

- сопоставимость условий производства;

- сопоставимость методики исчисления показателей.

Основными способами приведения показателей в сопоставимый вид  являются нейтрализация воздействия  стоимостного, объемного, качественного  и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также  использование средних и относительных  величин, поправочных коэффициентов, методов перерасчета и т. д.

Экономические явления, которые  изучаются в анализе хозяйственной  деятельности предприятия, имеют, как  правило, количественную определенность, которая выражается в абсолютных и относительных величинах.

Абсолютные величины показывают количественные размеры явления  в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т. д., безотносительно  к размеру других явлений.

Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления  с величиной какого-либо другого  явления или с величиной этого  явления, но взятой на другое время  или по другому объекту. Относительные  показатели получают в результате деления  одной величины на другую, которая  принимается за базу сравнения. Это  могут быть данные плана, базисного  года, другого предприятия, среднеотраслевые и т. д. Относительные величины выражаются в форме коэффициентов (при базе 1) или процентов (при базе 100). В  анализе хозяйственной деятельности используют разные виды относительных  величин: планового задания, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности, эффективности.

В практике экономической  работы наряду с абсолютными и  относительными показателями очень  часто применяются средние величины. Они используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо признаку. Например, средняя заработная плата рабочих используется для  обобщающей характеристики уровня оплаты труда изучаемой совокупности рабочих. В средней величине отражаются общие, характерные, типичные черты изучаемых  явлений по соответствующему признаку. Они показывают общую меру этого  признака в изучаемой совокупности, то есть одним числом характеризуют  всю совокупность объектов. С помощью  средних величин можно сравнивать разные совокупности объектов, например, районы по урожайности культур, предприятия  по уровню оплаты труда.

Информация о работе Метод и методика комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия