Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:44, курс лекций

Краткое описание

Считается, что хозяйственный учет возник примерно 6000 лет назад. Материальные предпосылки становления учета - распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.

Оглавление

Тема 1: Организация бухгалтерского учета на предприятии
1.1. История возникновения бухгалтерского учета
1.2. Предприятие – хозяйствующий субъект
1.3. Сущность, цели и задачи бухгалтерского учета
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета
1.5. Системы и принципы ведения бухгалтерского учета
1.5.1. Документирование
1.5.2. Оценка
1.5.3. Счета бухгалтерского учета и двойная запись
1.5.4. Инвентаризация активов и пассивов предприятия
1.5.5. Бухгалтерский баланс и отчетность
1.6. Организация бухгалтерского учета на предприятии
Тема 2: Учет основных средств
2.1. Понятие основных средств, их классификация и оценка
2.2. Синтетический учет основных средств
2.3. Учет арендованных основных средств
Тема 3: Учет нематериальных активов
3.1. Понятие нематериальных активов
3.2. Синтетический учет нематериальных активов
Тема 4: Учет производственных запасов
4.1. Понятие производственных запасов, их классификация и оценка
4.2. Синтетический учет производственных запасов
Тема 5: Учет расчетов по оплате труда и отчислений на социальные нужды
5.1. Организация оплаты труда и задачи ее учета
5.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда
5.3. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции
6.1. Классификация затрат на производство и общая схема учета затрат на производство
6.2. Синтетический учет затрат на производство
6.3. Синтетический учет коммерческих расходов
Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализация
7.1. Понятие готовой продукции и ее оценка
7.2. Синтетический учет готовой продукции
7.3. Учет коммерческих расходов
7.4. Учет реализации продукции (работ, услуг) и расчетов с покупателями (заказчиками)
7.5. Особенности учета реализации товаров
Тема 8: Учет денежных средств и финансовых вложений
8.1. Учет кассовых операций
8.2. Учет денежных средств на расчетном счете
8.3. Учет денежных средств на валютных счетах
8.4. Учет операций на специальных счетах
8.5. Учет финансовых вложений
Тема 9: Учет расчетных и кредитных операций
9.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
9.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
9.3.Учет расчетов с подотчетными лицами
9.4. Учет отчислений на социальные нужды и расчетов с органами социального страхования и обеспечения
9.5. Учет расчетов с бюджетом
9.6. Учет расчетов с дебиторами и кредиторами
9.7. Учет кредитов банков
Тема 10: Учет финансовых результатов
10.1. Состав финансового результата и порядок его формирования
10.1.1. Учет прибыли/убытка от обычной деятельности
10.1.2. Сальдо прочих доходов и расходов
10.2. Чистая прибыль организации. Учет прибыли (убытков) предприятия
10.3. Учет использования прибыли
Тема 11: Учет нераспределенной прибыли, капиталов, фондов и резервов
11.1. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)
11.2. Учет уставного капитала и расчет чистых активов
11.3. Учет добавочного и резервного капитала
11.4. Учет фондов целевого назначения и финансирования
Тема 12: Учет внешнеэкономической деятельности и валютных операций
12.1. Понятие валюты и валютных операций
12.2. Учет денежных средств на валютных счетах
12.3. Учет курсовых разниц
12.4. Учет суммовых разниц
12.5. Оформление и учет зарубежных командировок
Тема 13: Бухгалтерская отчетность предприятия
13.1. Порядок организации работ по завершению финансового года
13.2. Виды и содержание бухгалтерской отчетности
Тема 14: Понятие аудита и его роль в деятельности организации
14. 1. Термины и их определения
14.2. Права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц
14.3. Обязательный аудит
14.4. Этапы планирования аудита
14.5. Российский и западный подход к проведению аудиторских проверок
14.6. Ценообразование в аудите
Тема 15: Международная практика учета и отчетности
15.1. Типы моделей учета
15.2. Особенности систем учета зарубежных стран
15.3. МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности)
15.4. Унификация систем бухгалтерского учета
15.5. Структура и содержание бухгалтерского баланса
Тема 16: Взаимосвязь бухгалтерского , управленческого и налогового учета
16.1. Управленческий учет
16.2. Особенности ведения налогового учета в организации
Классификация бухгалтерских счетов

Файлы: 1 файл

Бухгалтерский учет.doc

— 1.76 Мб (Скачать)

Используя данные приведенного выше примера, рассмотрим порядок формирования показателей Отчета о прибылях и  убытках:

- по строке 140 отражается сумма  прибыли до налогообложения по  данным бухгалтерского учета (бухгалтерская прибыль) - 100000 руб.;

- по строке 141 отражается сумма  отложенных налоговых активов  - 3600 руб.;

- по строке 142 отражается сумма  отложенных налоговых обязательств (вычитаемый показатель) - 10 800 руб. (4800 руб. + 6000 руб.);

- по строке 150 отражается сумма  текущего налога на прибыль  (вычитаемый показатель) - 26400 руб. (кредитовое  сальдо по субсчету 68 «Расчеты  по налогу на прибыль»);

- по строке 190 отражается сумма  чистой прибыли - 66400 руб. (кредитовое  сальдо по счету 99 «Прибыли и убытки»);

- по строке 200 отражается свернутая  сумма показателей: постоянные  налоговые обязательства и постоянные  налоговые активы - 9600 руб. (18 000 + 1200 - 9600).

Формирование показателей Отчета о прибылях и убытках на основании  данных рассматриваемого примера представлено в таблице 3.

Таблица 3 – Фрагмент «отчета о прибылях и убытках»

Показатель                  

Код

Сумма 

Прибыль (убыток) до налогообложения           

140

100000

Отложенные налоговые активы                   

141

3600

Отложенные налоговые обязательства            

142

(10800)

Текущий налог на прибыль                       

150

(26400)

Чистая прибыль (убыток) отчетного  периода     

190

66400 

Справочно:                                      
Постоянные налоговые обязательства (активы)   

200

9600 


Для того чтобы удостовериться в  правильности проведенных расчетов и отражения показателей в  бухгалтерской отчетности, необходимо осуществить следующие проверочные  процедуры.

Проверку правильности формирования показателей Отчета о прибылях и убытках можно провести несколькими способами:

1) проверка соответствия показателей  в бухгалтерской отчетности аналогичным  показателям бухгалтерского учета  и налоговой отчетности:

- сальдо по субсчету 68 «Расчеты  по налогу на прибыль» в размере 26400 руб. должно соответствовать:

а) сумме налога на прибыль, причитающейся  к уплате в бюджет по налоговой  декларации;

б) показателю строки 150 «Текущий налог  на прибыль» Отчета о прибылях и  убытках;

- сальдо по счету 99 «Прибыли  и убытки» в размере 66400 руб. должно соответствовать показателю строки 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода»;

2) проверка правильности формирования  показателя «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода».

Первый способ:

Чистая прибыль (убыток)

=

прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140)

+

отложенные налоговые активы (стр. 141)

-

отложенные налоговые обязательства (стр. 142)

-

текущий налог на прибыль (стр. 150).

При этом расшифровываются все показатели, участвующие в формировании чистой прибыли (убытка) на основании оборотов по счетам бухгалтерского учета:

(100000) + (3600) - ((4800 + 6000)) - (24000 + (18000 + 1200) - 9600 + 3600 - (4800 + 6000)) = 66400 руб.

Второй способ:

Чистая прибыль (убыток)

=

прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140)

(прибыль (убыток) до налогообложения)

х

24% (бухгалтерская прибыль)

-

постоянные налоговые обязательства (активы) (стр. 200):

100 000 руб. - 100 000 х 24% - (18000 + 1200 - 9600) = 66400 руб.

По результатам проведения проверочных  процедур можно сделать вывод, что все расчеты сделаны правильно и показатели бухгалтерской отчетности сформированы в соответствии с установленными требованиями.

Таким образом, ПБУ 18/02, отразив налоговые  последствия по факту временной  определенности, позволило организации:

·     сформировать такую чистую прибыль, которая очищена от отложенных налоговых обязательств перед бюджетом, исполнение которых ожидает организацию в следующем или следующих отчетных периодах;

·     определить величину будущих экономических выгод в следующем или следующих отчетных периодах, т.е. величину отложенного налогового актива;

·     проконтролировать правильность расчета налога на прибыль, указанного в декларации по налогу на прибыль отчетного периода.

Классификация бухгалтерских счетов

Уточненная классификация бухгалтерских счетов по назначению и структуре показателей представлена (по признаку экономического содержания)  на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Классификация бухгалтерских счетов по назначению и структуре показателей

На первой стадии группировки, как  показано на рис. 1, бухгалтерские счета  в зависимости от их назначения делятся  на четыре группы: основные, регулирующие, операционные и финансово - результатные счета.

На основных счетах накапливается  информация, характеризующая движение имущества и капитала предприятия  и состояние расчетов с его  дебиторами и кредиторами. Эти счета  являются базовыми для формирования статей бухгалтерского баланса.

Регулирующие счета уточняют стоимостную характеристику объектов бухгалтерского учета, отражаемых на основных счетах. Они не имеют самостоятельного значения, а только дополняют их. С их помощью текущая учетная оценка активов, отражаемых на основных счетах, регулируется до суммы их балансовой стоимости (оценки).

Операционные счета предназначены  для отражения на них расходов, связанных с осуществлением хозяйственных  операций в процессе заготовления, производства и реализации продукции, товаров, работ и услуг.

Финансово - результатные счета предназначены для определения результатов сопоставления доходов и связанных с их получением расходов предприятия и выявления его прибыли или убытка.

На всех указанных счетах путем  двойной записи отражаются имущество, принадлежащее данному предприятию, источники его формирования и вся его хозяйственная деятельность как юридического лица.

Простая запись ведется на забалансовых счетах, предназначенных для обобщения  информации о наличии и движении товарно - материальных ценностей, временно находящихся в пользовании или распоряжении предприятия (аренда, ответственное хранение, переработка), а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

На второй стадии группировки счета  делятся по признаку общности построения, т.е. структуре показателей на счетах, характеризующих экономически однородные объекты бухгалтерского учета. На этой стадии группировки основные счета делятся на инвентарные, фондовые и счета расчетов.

Инвентарными называют счета, на которых  учитываются материальные ценности и денежные средства предприятия, включая ценные бумаги. На аналитическом уровне эти объекты учета могут быть пересчитаны (проинвентаризированы) в натуральном выражении. Отсюда происходит их название - "инвентарные". Стоимостное выражение этих объектов учета (кроме денежных средств) определяется через натуральные показатели и текущую учетную оценку (цену).

Присутствующие среди инвентарных  объектов нематериальные активы как  неосязаемые предметы не полностью  отвечают признакам инвентарных  объектов. Если данные объекты бухгалтерского учета используются в хозяйстве менее 12 месяцев, то затраты на их приобретение отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов", входящем в группу бюджетно - распределительных счетов. По дебету инвентарных счетов отражается поступление (приход) объектов учета, а по кредиту - их отпуск (расход). Остатки на этих счетах, отражающие наличие объектов учета на соответствующую дату, всегда должны иметь дебетовый характер. Полученный в результате пересортицы кредитовый остаток на отдельных аналитических счетах отражается в учетных регистрах как дебетовое "красное сальдо". Инвентарные счета являются активными.

Фондовыми называют счета, на которых  учитываются источники формирования собственных средств предприятия - уставный, резервный и добавочный капитал, нераспределенная прибыль и целевое финансирование.

По кредиту фондовых счетов отражается формирование (увеличение) капитала за счет соответствующих источников, а  по дебету - использование (уменьшение) капитала на установленные законодательством  Российской Федерации цели.

При этом движение уставного капитала не может быть отражено в учете  без предварительной регистрации  или перерегистрации учредительных  документов юридического лица.

В отличие от других составных частей собственного капитала аналитический учет уставного капитала ведется в разрезе его учредителей (акционеров).

Остатки на фондовых счетах, отражающие величину капитала на соответствующую  дату, всегда должны иметь кредитовый характер. Фондовые счета являются пассивными.

Счета расчетов предназначены для обобщения информации о состоянии расчетов с дебиторами и кредиторами предприятия. Для правильного отражения в отчетности финансового состояния предприятия не допускается зачет между статьями его активов и пассивов, а информация о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности должна формироваться в бухгалтерском учете в развернутом виде с обособлением задолженности дебиторов и кредиторов.

Счета для отражения расчетов с  дебиторами по своему строению противоположны счетам, на которых учитываются расчеты с кредиторами. Это можно проиллюстрировать следующими схемами:

Счета расчетов с дебиторами 

Счета расчетов с кредиторами 

Д-т          

К-т

Д-т         

К-т

1) Образование 
(увеличение)   
задолженности  
дебиторов      
 
3) Остаток     
долга          
дебиторов    

2) Погашение      
или зачет         
(уменьшение)      
задолженности     
дебиторов       

2) Погашение  
или зачет     
(уменьшение)  
задолженности 
кредиторам  

1) Образование    
(увеличение)      
задолженности     
кредиторам        
 
3) Остаток долга  
кредиторам      


На счетах расчетов с дебиторами 19 "Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям", 45 "Товары отгруженные", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 71 "Расчеты с  подотчетными лицами" и 73 "Расчеты  с персоналом по прочим операциям" образование или увеличение задолженности отражается по дебету.

В Плане счетов 2000 г. счета 19 и 45 в  разд.VI "Расчеты" отсутствуют, но их принадлежность к структурной  группе "Счета расчетов" несомненна. По дебету счета 19 отражаются суммы, подлежащие зачету при расчетах с бюджетом по НДС (как суммы своего рода кредита, выданного бюджету), и этот счет корреспондирует со счетом расчетов 68 "Расчеты по налогам и сборам". По кредиту активного счета 19 в корреспонденции с пассивным счетом 68 отражается погашение задолженности перед бюджетом.

Счет 45 "Товары отгруженные" всегда являлся антиподом счета расчетов 62 "Расчеты с покупателями и  заказчиками". Только на одном из них отражались расчеты с покупателями за отгруженную продукцию. И по Плану  счетов 2000 г. по дебету счета 45 отражается продукция и товары, отгруженные покупателю или переданные для продажи комиссионеру и по правилам учета не включаемые в объем продаж.

Ответственность за сохранность продукции  и товаров до передачи их покупателю несет перевозчик или комиссионер, с которым предприятие вступает в расчетные отношения.

Образование или увеличение задолженности  перед кредиторами отражается по кредиту следующих счетов расчетов с кредиторами: 60 "Расчеты с  поставщиками и подрядчиками", 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда".

Погашение или зачет (уменьшение) дебиторской  задолженности отражается по кредиту счетов расчетов с дебиторами, а кредиторской задолженности - по дебету счетов расчетов с кредиторами.

Если остаток дебиторской задолженности  отражается, как правило, по дебету соответствующего счета расчетов с  дебиторами, то остаток кредиторской задолженности, наоборот, - по кредиту соответствующего счета расчетов с кредиторами. Поэтому счета расчетов с дебиторами являются активными, а с кредиторами - пассивными.

Такие синтетические счета расчетов, как 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и 79 "Внутрихозяйственные расчеты", являются активно - пассивными.

К счету 75 в соответствии с Планом счетов 2000 г. открываются два субсчета: активный субсчет 1 "Расчеты по вкладам  в уставный (складочный) капитал" для расчетов с дебиторами - учредителями по взносам в уставный капитал и пассивный субсчет 2 "Расчеты по выплате доходов" для расчетов с кредиторами - учредителями по выплате им начисленного учредительского дохода (дивидендов).

К счету 76 в соответствии с Планом счетов открывается не менее четырех субсчетов:

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"