Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 отразить теоретические аспекты финансового контроля;
 дать общую характеристику финансовому контролю в России.
 Объектом изучения работы является финансовый контроль.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1 Понятие финансового контроля и его значение 5
1.2 Классификация видов финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения финансового контроля 11
2. Финансовый контроль в РФ 14
2.1 Государственный финансовый контроль 14
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль 18
2.3 Развитие финансового контроля 21
3. Аудиторский финансовый контроль 26
3.1 Развитие аудита в России 26
3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля 27
3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Длительное время в правительственных ведомствах развитых стран преобладала тенденция контроля основных средств либо других показателей ресурсного типа (мощность предприятий, численность персонала и т.д.). Постепенно выявились серьезные недостатки этих характеристик – они дают мало информации о степени эффективности. Так, в области здравоохранения подсчет количества больничных коек или частоты их использования не показывает реального воздействия состояния медицинского обслуживания на здоровье населения. Поэтому в последние годы традиционные характеристики выполнения программ дополняются конечными показателями, в максимальной степени отражающие реальные результаты выполнения программы, ее пользу для общества.

Метод «сансет» предусматривает законодательное  ограничение сроков функционирования большинства федеральных ведомств 4-10 годами. При этом требуется проводить тщательное аналитическое обоснование необходимости функционирования каждого ведомства и выполняемых им программ. Так, в штате Колорадо (США) в течение года были подвергнуты проверке 13 из 43 правительственных организаций. В результате три ведомства были ликвидированы, два объединены, полномочия трех продлены в полном объеме, вопрос о ещё пяти оставлен открытым до завершения более детальной проверки24.

Ещё одним перспективным направлением в сфере финансового контроля является создание единой системы финансового контроля. Это необходимо для цивилизованного развития российской экономики в условиях рынка, поскольку в правовом государстве не может и не должно быть зон, свободных от финансового контроля.

На сегодняшний день существует целый ряд проблем, касающихся государственного финансового контроля.

 Наиболее остро  стоит вопрос о законодательном  регулировании государственного  финансового контроля. Главное здесь состоит в том, что государство использует и управляет значительно большими средствами нежели те, что мобилизуются в его бюджете. Поэтому оно должно иметь правовую базу и соответствующий механизм обеспечения целевого и эффективного использования всех принадлежащих ему средств и контроля за тем, как это делается.

 Для создания полноценной,  отвечающей совершенным реалиям  правовой базы финансового контроля  требуется законодательное определение  понятия «государственный финансовый  контроль». Такое определение пока не дано.

 Незавершенность в  вопросах формирования правовой  базы государственного финансового  контроля и отсутствия его  определения привели к тому, что  на данный момент усилия контролирующих  органов направлены на осуществление  контроля, в основном, в своих ведомственных интересах. А на практике получается, что фактически бесконтрольна со стороны государства вся банковская система страны, начиная с Центрального Банка России. А также федеральные органы как счетная палата, казначейство, служба валютного и экспертного контроля, комиссия по ценным бумагам никак не координируют свои контрольные функции.

В свою очередь Госналогслужба России, в соответствии с законодательством, считает своей основной задачей  контроль за уплатой налогов, сбор налогов  получается не в их компетенции. Каждый стоит на границах своей деятельности. Если возникает вопрос, требующий объединения усилий, начинаются бюрократические согласования, увязки, перекладывание ответственности, время уходит, нарушения либо остаются, либо наоборот немедленно устраняются, если речь идет об ответственности. Затрагивая вопрос о взаимодействии органов контроля, нельзя не отметить еще один момент. Структура финансового контроля Российской Федерации отличается весьма значительным количеством компетентных органов. Их задачи и функции в области формирования и использования бюджетно-финансовых ресурсов очень часто переплетены, характеризуются элементами дублирования параллелизма.

Юридически не отрегулированы многие вопросы во взаимоотношениях финансовых ревизоров, прокуроров, следователей, которые решаются в «рабочем порядке», что вызывает различные затруднения при решении совместных задач. Нет сегодня ясности и во взаимодействии органов государственного контроля с институтом аудита, оперирующего вне системы государственного финансового контроля.

 Безнаказанность нарушения  федерального закона влечет и  нарушения непосредственно в  регионах. Когда не целевое или  незаконное расходование средств  списывается на недостаточное  финансирование из центра. Губернаторы  краев и областей, также как и федеральные власти прикрывают свои махинации бумагами согласованными с вышестоящими чинами. Контролерам всесильный чиновник может показать разрешение самого Правительства нарушить закон. И ни один прокурор, будь он самым генеральным, близко не осмелиться подойти к сановному нарушителю, к его патрону тем более.

 Поэтому необходимо  принять все возможные меры  к устранению сложившейся ситуации  и в том числе расширение  прав контролирующих органов  в области возможности применения  мер по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности за подобные нарушения.

Единая система государственного финансового контроля – это такая  система, которая строится по единым правилам, базируется на единых законодательных  нормах и основана на единых принципах и процедурах осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности и которая в одно целое объединяет внешний и внутренний государственный финансовый контроль.

В существовании системы финансового  контроля заинтересованы и общество в целом и все законопослушные хозяйствующие субъекты, поскольку такая система позволит эффективно защитить финансовые интересы общества, государства, частных собственников и потенциальных инвесторов и сделать бизнес в России цивилизованным.Только с помощью единой методологии контроля, согласованного законодательства, качественной финансово-экономической экспертизы можно совместными усилиями всех заинтересованных органов перекрыть все поле, благоприятствующее хищениям.

3. Аудиторский финансовый контроль

3.1 Развитие аудита в России

Развитие и становление  аудита в России прошло несколько  этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался директивным характером создания аудиторских организаций  и стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (неупорядоченная выдача лицензий и первых сертификатов в период 1990-1993 гг.).  Второй этап (с декабря 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 № 119-фз) – период становления российского аудита. В этом процессе большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2263, Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении нормативных документов пот регулированию аудиторской деятельности» от 06.05.1996 № 482 и др25.

 Проводилась работа  по аттестации аудиторов и  лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные  объединения и фирмы, начата  работа по проведению обязательных  аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг. Было разработано и одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 37 правил аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, которая составляет методологическую основу российского аудита.26

 Третий этап аудиторской  деятельности в России начался  после принятия Федерального  закона « Об аудиторской деятельности»  от 07.08.2001 № 119-фз, что подтвердило  окончательное становление аудита  в России, позволило принять ряд  нормативно-правовых актов по регулированию аудиторской деятельности.

3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой  предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

 Аудитор (от лат. auditor – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово – хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Существует мнение, что понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль, поскольку аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения и т.д.27

 По словам известного  американского специалиста в  области теории и практики  аудита проф. Дж. Робертсона аудит  является деятельностью, направленной  на уменьшение предпринимательского  риска. Он считает, что аудит  способствует уменьшению до приемлемого  уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

 Аудит отличается  от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том,  что аудит – это независимая  проверка, а судебно-бухгалтерская  экспертиза осуществляется по  решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Общая классификация  аудиторской деятельности28

 

 Главная цель внешнего  аудита – дать объективные,  реальные и точные сведения  об аудируемом объекте. Достижению  главной цели способствуют требования  к аудиторской деятельности:

      • независимость и объективность при проведении проверок;
      • конфиденциальность;
      • профессиональная квалификация;
      • применение методов статистики и экономического анализа;
      • применение новых информационных технологий;
      • ответственность аудитора за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприятия.

3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами  с целью объективной оценки положения  дел в сфере бухгалтерского учета  и финансовой отчетности экономического субъекта. В качестве экономических  субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые компании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, биржи, внебюджетные фонды и др.29

 Аудит может быть  инициативным (добровольным), когда  он проводится по решению руководства предприятия или его учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в федеральном законе или постановлением Правительства Российской Федерации.

 Основной целью  инициативного аудита является  выявление недостатков в ведении  бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, проведение анализа финансового состояния хозяйствующего объекта и предоставление ему помощи в организации учета и отчетности. Инициативный аудит проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различными: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчетности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оценка состояния расчетов по налогообложению и т.д.

 Инициативный аудит  может быть комплексным и тематическим. В последнем случае контролю  и анализу подвергаются только  отдельные разделы и участки  учета. Разной может быть и глубина проверки. Полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных документов является наиболее трудоемкой и ответственной. Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации. Необходимость обязательного аудита обусловлена спецификой организационно-правовой формы проверяемых лиц (открытое акционерное общество), характером их функций (кредитные и страховые организации, биржи, инвестиционные фонды) либо большим объемом выручки от реализации продукции или значительной суммой активов баланса на конец отчетного года, т.е. такими обстоятельствами, которые – в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации – требуют установления повышенных гарантий достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц (п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ)30.

Кроме того, устанавливая обязательность подтверждения отчетности предприятий, которые имеют большие объемы выручки от реализации и размеры имущества, государство в лице аудитора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

 Обязательная аудиторская проверка может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтерского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Обязательная аудиторская проверка требует однозначности главного вывода – можно ли и в какой степени полагаться на информацию, которая содержится в представленной бухгалтерской отчетности.

 Отношения, возникающие  в ходе обязательной аудиторской  проверки, в значительной мере имеют публично-правовой характер. Осуществляющая ее аудиторская организация действует официально в качестве независимой контрольно-ревизионной (надзорной) инстанции в силу закона по уполномочию государства. При этом проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.

Информация о работе Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц