Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – дать общее представление о финансовом контроле.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
 отразить теоретические аспекты финансового контроля;
 дать общую характеристику финансовому контролю в России.
 Объектом изучения работы является финансовый контроль.

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы финансового контроля 5
1.1 Понятие финансового контроля и его значение 5
1.2 Классификация видов финансового контроля 9
1.3 Формы и методы проведения финансового контроля 11
2. Финансовый контроль в РФ 14
2.1 Государственный финансовый контроль 14
2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль 18
2.3 Развитие финансового контроля 21
3. Аудиторский финансовый контроль 26
3.1 Развитие аудита в России 26
3.2 Понятие и виды аудиторского финансового контроля 27
3.3 Внешний и внутренний аудиторский финансовый контроль 29
Заключение 33
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Основными задачами бюджетно-финансового  контроля является контроль за:

    • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
    • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
    • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
    • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
    • а также пресечение расточительства, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Органы государственного финансового  контроля можно также классифицировать и по другим признакам, а именно:

    • по характеру функций и объему компетенции — обще-функциональные (контроль — часть функции); специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
    • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти (административный контроль); органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
    • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
    • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке17.

Высокие требования предъявляются к профессиональным и моральным качествам работников государственных контрольных органов. В контрольные органы обычно приглашают и принимают граждан не просто с высшим финансовым, экономическим, юридическим образованием, но и уже с некоторым опытом работы по специальности. Эти качества систематически подкрепляют постоянным повышением квалификации контролеров18.

В целом в настоящее  время признается, что государственный  финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных финансовых органов разобщена, часто дублируется19.

2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный финансовый контроль

Помимо государственного в странах  с рыночной экономикой широко используется такая форма финансового контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью организаций и учреждений, как аудиторский финансовый контроль.

Назначение аудиторского финансового контроля – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской  проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового положения. Деятельность аудиторов может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в организациях, заказавших аудиторское обслуживание.

Аудиторскую проверку (аудит) проводят специализированные аудиторские  фирмы или частные профессионалы-аудиторы на договорной основе, чаще всего за счет средств проверяемой организации и по заказу ее руководства. Аудит представляет собой независимую от какого-либо внешнего влияния проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта.

В обязанности  аудитора не входит принятие санкций  в отношении руководства хозяйствующего субъектов в случае выявления  недостатков или нарушений. Результатом  проверки чаще всего является аудиторское  заключение, содержащее краткие выводы аудитора о достоверности финансовой отчетности клиента или, если это было предусмотрено договором, выводы о его финансовом положении. Максимально, что может сделать аудитор при обнаружении существенных недостатков или нарушений, - выдать отрицательное аудиторское заключение.

Все это отличает аудит от ревизии – другого  способа проведения финансового  контроля. Этот способ контроля более  характерен для органов, осуществляющих надзор за финансово-хозяйственной  деятельностью хозяйствующих субъектов  – вышестоящих органов, специализированных органов государственного надзора, других органов в пределах их компетентности. В отличие от аудита ревизия проводится вне зависимости от желания руководства проверяемого субъекта и призвана устанавливать законность, достоверность, целесообразность и эффективность совершенных хозяйственных операций. По результатам ревизии к руководству проверенного субъекта могут быть применены санкции.

Поскольку аудиторское  обслуживание полностью независимо от государственных управленческих структур, гарантирует конфиденциальность и сохранение коммерческой тайны, то естественным является тяготение коммерческих структур, в том числе и банков. К такой форме финансового контроля.

Основные заказчики  аудита – предпринимательские структуры (коммерческие банки, страховые организации, биржи, фонды) и объединения собственников (учредителей, акционеров), а объекты проверки – собственность акционеров и инвесторов.

Государство также часто выступает  заказчиком аудиторского контроля, привлекая  независимые аудиторские фирмы для аудита государственных программ, использования государственных субсидий на коммерческих предприятиях, а также во всех других случаях, когда органы государственного управления считают проведения финансового контроля независимыми аудиторскими организациями более целесообразным или выгодным20.

В условиях еще сохранившихся стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать  значение аудита для отечественной экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ. С появлением в стране различных форм собственности нельзя опираться только на систему государственного финансового контроля. И в этих условиях развитию аудиторской деятельности не было альтернативы. Аудит как профессия формировался и развивался в России одновременно с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы. Основная особенность развития аудита в России за прошедший период — это государственное регулирование аудиторской деятельности и отсутствие единого мощного профессионального объединения аудиторов. Создание такого объединения возможно, в том числе, путем слияния нескольких аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В странах с давней историей аудита регулирование профессии осуществляется в основном через профессиональные объединения. Однако в последние годы наметилось усиление роли государства в регулировании аудиторской деятельности в связи с возрастающей актуальностью проведения контроля качества аудита21.

Органами внутреннего финансового  контроля являются ревизионные комиссии, которые создаются в акционерных  обществах, иных коммерческих и некоммерческих организациях и учреждениях. Подразделения  внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например, контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.

В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только что ревизионная комиссии (ревизор) избирается для уточнения контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности внутренним документом общества (обычно – положением), утверждаемым общим собранием акционеров.

Аудит отличается от судебно-бухгалтерской экспертизы. Это отличие состоит в том, что аудит – это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Аудит существует независимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданского процесса. Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы.

Таким образом, собственник в праве  существенно ограничить возможности  контроллеров. С точки зрения интересов  граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.

2.3 Развитие финансового контроля

В развитых странах постоянно  идет процесс совершенствования  государственного финансового контроля, расширяются его цели и контролируемые объекты, апробируются новые методы и подходы к его проведению. Так, в последние годы получили распространение аудиторские проверки, основанные на анализе результатов деятельности, а также аудит «окружения».

Повсеместно внедряется новый  вид контроля – контроль эффективности. Он зародился в 60-х гг. в Швеции. Суть его состоит в том, что  формальная законность и бухгалтерская  точность рассматриваются не как  конечная цель контроля, а лишь как  его начало, предварительный этап. Основной же задачей проверки является действенность и результативность государственных операций. Те из них, которые прибыльны и внешне выгодны, но не действенны, т.е. не отвечают требованиям достижения социально-политических целей государства, при контроле отмечаются как нежелательные22.

Впервые об аудите эффективности в  России заговорили в 2003 г. "Главная  задача аудита эффективности - определение  социальной значимости результата использования  госсредств", а не статистическая фиксация объемов госсредств, израсходованных по назначению или незаконно. Так объяснил появление новшества председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин на заседании круглого стола по проблемам совершенствования финансового контроля.

В первую очередь предметом аудита эффективности являются средства, выделяемые из бюджета всех уровней. В ходе такого аудита важно сравнить достигнутые в результате расходования бюджетных средств показатели с показателями, которые предполагалось получить при выделении указанных финансовых ресурсов. Эти показатели могут и должны закладываться при разработке и принятии как бюджета на очередной финансовый год, так и целевых федеральных и региональных социально-экономических программ.

Предметом аудита эффективности должна быть государственная и муниципальная собственность, эффективность и управление которой может проверяться как за год, так и за более продолжительный период времени. Предметом аудита должны быть также федеральные, региональные и местные законы и законодательные акты, а также нормативные акты — в целях проверки их эффективности как для экономики в целом, так и для отдельных хозяйствующих субъектов. Особое внимание в ходе данного аудита должно уделяться эффективности принятого налогового законодательства, эффективности деятельности контролирующих органов за обеспечением их выполнения, а также влияния налоговой системы на эффективность экономики.

Необходимо особо подчеркнуть, что в ходе проведения аудита эффективности  далеко не всегда может и должна осуществляться проверка первичных  документов. По результатам аудита эффективности не может быть дан ответ на вопрос о причинах и факторах, не позволивших добиться желаемого результата. Понятно, что ответ на эти вопросы можно получить только через проведение финансового аудита. При аудите эффективности акцент делается на результат, который получен при расходовании государственных средств и использовании государственной собственности, а также при исполнении тех или иных законов.

В ходе аудита эффективности может  быть проверена эффективность использования также и внебюджетных источников финансирования. Это связано с тем, что в реализации конкретных программ наряду с бюджетными средствами могут быть задействованы и привлечённые ресурсы.

Таким образом, можно охарактеризовать аудит эффективности как комплекс контрольных мероприятий по оценке деятельности органов исполнительной власти и организаций по мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны по их эффективному использованию в интересах налогоплательщиков, а также по эффективному использованию государственной и муниципальной собственности. Иными словами, результатом аудита эффективности является оценка экономичности, результативности и действенности использования государственных ресурсов и государственной собственности при выполнении органами исполнительной власти и получателями бюджетных средств поставленных перед ними задач23.

Традиционные методы контроля все  в большей степени дополняются  новыми инструментами – программной  оценкой, ориентацией на конечные результаты, принципом «сансет» и др.

Суть программной оценки состоит  в том, что в ведомственную  систему управления встраивается механизм контроля, позволяющий регулярно  отслеживать ход реализации программы; своевременно выявлять узкие места  и реагировать на них; контролировать соблюдение графиков выполнения отдельных этапов работ; сравнивать достигнутые результаты с ожидаемыми; соизмерять результаты с затраченными ресурсами, выявляя фактическую эффективность программы. Метод программной оценки может заменяться (или сочетаться) аудитом государственных программ, контрактов или правительственных субсидий, целью которого являются сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми, соизмеримость полученных результатов с затраченными ресурсами и общая оценка эффективности реализации программы.

Информация о работе Кредитная политика банка. Оформление и учет операций по кредитованию юридических лиц