Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:06, реферат

Краткое описание

Российский банковский аудит, в данное время, находится на стадии развития и становления. Нахождение банковской аудиторской системы в такой ситуации подразумевает наличие множества проблем и нерешенных вопросов. Отсутствие сбалансированной законодательной среды тормозит развитие аудита в России. Правительством страны делаются решительные шаги для поддержания аудиторской деятельности, в частности банковского аудита, так как состояние банковской системы России напрямую зависит от состояния банковского аудита.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами: Министерством по налогам и сборам России, Министерством финансов России и его контрольно-ревизионным подразделением, Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ), Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и др.

Для выполнения поставленных задач и составления аудиторского заключения аудитор должен в ходе проверки составить мнение по следующим вопросам:

-общая приемлемость отчетности - соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявляемым к ней, и не содержит ли противоречивой информации;

-обоснованность - существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм;

-законченность - все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда; в частности, все ли активы и пассивы принадлежат проверяемой организации;

-оценка - все ли статьи баланса правильно оценены и безошибочно подсчитаны;

-классификация - есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана;

-разделение - отнесены ли операции, производимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду в котором были произведены;

-аккуратность - соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в регистрах аналитического учета, правильно ли они просуммированы;

 

-раскрытие - все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно ли описаны в самих отчетах и приложениях к ним?

В практике аудиторской деятельности и нормативных документах, регламентирующих аудиторскую деятельность в кредитных организациях, различают два вида аудита, которые принципиально отличаются друг от друга, - это внешний и внутренний аудит. Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также выработки рекомендаций по улучшению финансового состояния коммерческого банка, повышению эффективности банковской деятельности. Внутренний аудит осуществляется специально созданным в банке подразделением аппарата управления, которое, как правило, подчиняется непосредственно руководству.

Внутренний аудит согласно правилу (стандарту) аудиторской деятельности определяется как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система внутреннего контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования субъекта. Таким образом, внутренний аудит должен быть действенной системой контроля за эффективностью деятельности всех звеньев структуры экономического субъекта.

Внутренний аудит является неотъемлемой частью общей системы управленческого контроля, для осуществления которого в банке создается специальное подразделение - управление внутреннего контроля. Порядок создания в коммерческих банках службы внутреннего контроля регламентируется Положением ЦБ РФ от 28.08.97 №509 «Об организации внутреннего контроля в банках». Цель создания такой службы - минимизация риска в деятельности банка и максимизация прибыли, основные направления работы - оценка состояния бухгалтерского учета в банке и профессионального уровня сотрудников.

Главная задача внутреннего аудита - обеспечение эффективности функционирования всех видов деятельности кредитной организации на всех уровнях управления, а также защита законных имущественных интересов кредитной организации и ее собственников, защита интересов вкладчиков.

Внутренний аудит в банках должен решать следующие задачи:

-проверка соблюдения действующего законодательства и нормативных актов ЦБ РФ по выполняемым банковским и хозяйственным операциям;

-проверка соблюдения требований в части ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

-проверка соблюдения требований учетной политики банка, рабочих положений и инструкций, решений и указаний руководства банка и (иди) собственников;

-проверка деятельности различных звеньев управления:

-проведение контрольных проверок в филиалах и отделениях банка:

-проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества банка;

-проведение специальных расследований отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

-консультирование руководителей подразделений, специалистов и работников банка, учредителей по вопросам организации и управления, права, анализа банковской деятельности и другим вопросам;

-организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверкам налоговых и других органов внешнего контроля;

-проведение анализа и оценка эффективности механизма внутреннего контроля, разработка рекомендаций по его совершенствованию.

С позиций эволюционного развития аудита различают три его стадии: подтверждающий, системно-ориентированный аудит и аудит, основанный на риске.

Подтверждающий аудит предусматривает изучение первичных документов, подтверждающих совершение финансово-хозяйственных операций, и регистров бухгалтерского учета с целью оценки достоверности бухгалтерских документов и отчетности.

Системно-ориентированный аудит предусматривает проведение аудиторами экспертизы на основе внутреннего контроля. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то необходимость в проведении очень детальной проверки отпадает, поскольку аудиторы могут в некоторой степени доверять системе внутреннего контроля. В тех случаях, когда действующая система внутреннего контроля малоэффективна, аудитор может дать клиенту конструктивный совет, как улучшить эту систему, и таким образом сократить объем работы в следующем году.

Аудит, базирующийся на риске, является высшей стадией эволюционного развития аудита за рубежом. Он означает концентрацию аудиторской работы в областях, где риски выше. Например, для банковской деятельности это, в первую очередь, валютные операции, связанные с ведением позиции валютного риска; активные операции с ценными бумагами, подверженные фондовым рискам; операции кредитования, порождающие кредитные риски, и др. Такая концентрация позволяет сократить время, затрачиваемое на проверки областей с низким уровнем риска, что позволяет минимизировать затраты клиента на проведение аудита и обеспечивает более эффективное предоставление аудиторских услуг. В нашей стране системно-ориентированный аудит и аудит базирующийся на риске, еще не получили должного развития, во всяком случае в области банковского аудита.

 

Аудиторская фирма: роль и задачи

Одной из многих проблем, стоящих перед аудиторами, является определение содержания самого понятия «аудит», которое в первую очередь ассоциируется с копошащимся в бухгалтерской документации инспектором, дотошно ищущим ошибки и отнимающим драгоценное время и офисное пространство. Однако, разумеется, аудит не ограничивается этим. Для руководства аудит является основным средством осуществления контроля за деятельностью организации, и поэтому он должен рассматриваться в более светлых тонах. Речь идет, прежде всего, об осуществлении контроля за рисками, контроля доходов и расходов, контроля за работой руководства и персонала. Аудит, как независимый, так и внутренний, играет ведущую роль в решении этих задач.

Независимые аудиторы могут оказывать эффективную помощь руководству банка в осуществлении контроля не только посредством содействия в обеспечении достоверности финансовых данных и надежности используемых систем бухгалтерского учета. Они также могут обеспечить независимую экспертную консультационную поддержку по ряду важных направлений деятельности банка. Более того, рекомендации консультантов со стороны могут быть очень полезны для руководства в процессе проведения преобразований, не встречающих широкой поддержкой внутри организации.

В странах с развитыми рыночными отношениями аудиторская фирма рассматривается в первую очередь не как инспектор, а как независимый консультант, который, наряду с проверкой финансовой отчетности, дает беспристрастную профессиональную оценку состояния дел.

Подобная множественность функций порождает различия в понимании роли аудиторских фирм в России. С одной стороны, международная аудиторская фирма рассматривает себя в привычном для нее качестве, т.е. в роли проверяющего и консультирующего. С другой стороны, многие российские банкиры видят в аудиторах, прежде всего независимых инспекторов и контролеров, которые подтверждают правильность осуществления финансовых операций.

Зарубежные аудиторские фирмы видят свою задачу в подтверждении того, что бухгалтерская отчетность достоверно и точно отражает финансовое положение организации. Существуют различные пользователи аудиторских услуг. Однако, прежде всего аудит необходим для защиты интересов акционеров, которым достаточно иметь общее подтверждение правильности данных бухгалтерского учета.

Теперь рассмотрим задачи службы внутреннего аудита. Роль этого сложнейшего инструмента управления также часто понимается неправильно. Эффективно работающая служба внутреннего аудита помогает руководству в разработке стратегии развития организации, процедур ее реализации, а также обеспечивает механизм проверки исполнения этих процедур. Внутренний аудит может быть полезен при выявлении областей совершенствования системы в целях повышения эффективности деятельности организации.

Правовые основы банковского аудита

Российский аудит находится в стадии становления. Многочисленные проблемы существуют во всех сферах аудиторской деятельности. Это касается государственного регулирования аудита, его стандартизации, совершенствования системы аттестации и лицензирования, регламентации внутренней работы аудиторских организации, международного сотрудничества.

Действующая в России система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает пять уровней:

Первый уровень - Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодексы РФ, Указы Президента РФ.

Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призванные обеспечить эффективное функционирование института отечественного аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершенствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпретируемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламентирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, подготавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) аудиторской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских процедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обеспечивают единый подход к проведению проверок и контролю их результатов в данной аудиторской организации.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предполагает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительством РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предоставлено право устанавливать для своих членов внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

 

-издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

-организация разработки и представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

-организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

-организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями индивидуальными аудиторами лицензионных требовании и условий;

-контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

-определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

-аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика аудита кредитных операций банка

Кредитование юридических и физических лиц, т.е. предоставление денежных средств во временное пользование на принципах возвратности, платности и обеспеченности (наличия залога), является одной из важнейших активных операций, проводимых кредитными организациями.

При проведении операций по кредитованию, а также иных операций по размещению денежных средств банки руководствуются следующими нормативными документами:

Информация о работе Контроль и ревизия