Контроль и ревизия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:25, контрольная работа

Краткое описание

Понятие «контроль» означает комплексное изучение различных аспектов деятельности экономических субъектов: экономической эффективности и законности осуществляемых хозяйственных операций, достоверности учетной и отчетной информации о хозяйственных и финансовых действиях при сопоставлении с фактическим состоянием объектов контроля.

Оглавление

Содержание: стр.
1. Теоретические основы контрольно-ревизионной работы.
Предмет и метод контроля.
1.1. Содержание и задачи ревизии 3
1.2. Виды и формы финансового контроля 5
1.3. Приемы и способы документального финансово –
экономического контроля 9
1.4. Приемы и способы фактического финансово-
экономического контроля 16
2. Ревизия и контроль кредитных операций.
2.1. Ревизия и контроль кредитных операций. 19
2.2. Оценка системы внутреннего контроля 22
Список литературы. 27

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.docx

— 49.32 Кб (Скачать)

- имеются ли просроченные  задолженности по ссудам банков (установить причины) и какие  меры предпринимаются для погашения  задолженностей;

- правильно ли организован  аналитический и синтетический  учет по счетам 66 и 67;

- соответствуют ли данные  аналитического учета данным  синтетического учета в журнале-ордере, Главной книге. Соответствуют  ли остатки в этих регистрах  остаткам на соответствующих  счетах и в балансе организации.

При ревизии кредитных  операций можно использовать следующие  приемы проверки:

- проверка документов;

- прослеживание операций;

- пересчет отнесенных  на издержки производства сумм  процентов;

- аналитические процедуры  с целью определения соотношения  заемных и собственных средств.

 

Тщательно продуманный  и  хорошо поставленный аналитический  учет банковских кредитов у экономического субъекта поможет не только в работе бухгалтеру данного предприятия, но и проверяющим лицам проверить  правильность начисления процентов  по этим кредитам.

 

Во многих случаях кредит является не только источником финансирования деятельности организации, но и механизмом переливания капитала и моделирования требуемого финансового результата. Наиболее высокорисковыми являются:

  • получение кредита для фактического финансирования аффилированных лиц организации, а не ее деятельности;
  • получение кредита по завышенным ставкам, с целью перелива капитала в банк;
  • получение кредита без необходимости, т.е. неэффективное использование средств на уплату процентов.

Более сложными являются случаи оформления под видом кредита  другой сделки:

  • получение кредитов под низкий процент от иностранных компаний, юридически не связанных (например, не являющихся дочерней или материнской компаний) с проверяемой организацией, особенно, если такие компании находятся в офшорных зонах; реальной сделкой может быть перелив ранее «выведенных в офшоры» средств того же собственника для финансирования какого-либо проекта в России;
  • получение крупных кредитов под низкий процент от физических лиц, в том числе учредителей организации; реальной сделкой является увеличение капитала организации; в том числе возможно за счет средств «теневого оборота».

Ревизор должен оценить основные направления использования заемных  средств. Подозрение могут вызвать  следующие операции:

  • направление заемных средств на выдачу беспроцентных или под низкий процент займов юридическим и физическим лицам;
  • приобретение на заемные средств долгосрочных векселей, облигаций, выпущенных организациями, неизвестными на финансовом рынке;
  • выдача за средств заемных средств авансов под поставку материалов или иных ценностей впервые приглашенным поставщикам или подрядчикам при длительном сроке ожидания поставки или выполнения работ.

 

 

 

 

 

2.2. Оценка системы внутреннего контроля

    1. Попросите бухгалтера предоставить данные по наиболее крупным кредитам за отчетный год. Из кредитных договоров определите условия кредитования, цели и процентные ставки.
    2. Изучите выданные обеспечения под полученные кредиты.
    3. Попросите бухгалтера подготовить данные о направлениях расходования основной суммы кредита. Оцените общие критерии целесообразности привлечения кредитов.
    4. В случае выявления подозрительных кредитных операции обсудите эту ситуацию с руководством проверяемой организации.
    5. Выясните, кто инициировал привлечение кредит на данных условиях, рассматривались ли альтернативные варианты кредитования, кто принимал окончательные решение о выборе банка и условий кредита, в каких документах это отражено.
    6. Определите, кто принимает решения об использовании кредита, кто дает указание об оплате за счет кредитных ресурсов, в каком документе фиксируется это решение.
    7. Оцените состояние внутреннего контроля на данном участке.

При проверке особое место  занимают вопросы целевого использования  кредита. В настоящее время целевое  назначение кредита не всегда четко  указывается в тексте кредитного договора. Формулировки «на пополнение оборотных средств», «на текущие  нужды» и т.д. позволяют использовать кредит в любом направлении. Если в договоре четко указана цель кредита, ревизор должен проверить  его целевое использование.

Основной проблемой входе  проверки является разграничение понятий  «отвлечение» и «использование», которое  неоднозначно толкуется даже судебными  органами. Например, организация получила целевой кредит на покупку оборудования, но на эти деньги купила сырье. При  этом организация отказывается признать факт нецелевого использования, аргументируя свой отказ тем, что она лишь отвлекла средства кредита: из сырья будет изготовлена готовая продукция, она будет продана, т.е. деньги будут возвращены и использованы по назначению.

Аналогичная ситуация возникает  с размещением средств целевого кредита временно на банковских депозитах, в банковских векселях. Трудность  проверки целевого использования кредита  создает большое количество расчетных  счетов организации, при этом деньги постоянно переводятся со счета  на счет, если при этом присутствуют и значительные притоки денежных средств от других Не кредитных операций, средства кредита «растворяются» и  отследить их использование практически  невозможно.

Особое место в проверке кредиторской задолженности занимает проверка сохранности выданного  обеспечения, например заложенного  в обеспечение кредита имущества. Основными видами кредитного обеспечения  являются поручительство, гарантия, залог  ценных бумаг, товаров, другого имущества. На договор залога, как правило, есть ссылка в тексте кредитного договора, но сам договор залога составляется отдельно. Ревизор должен рассмотреть  качество предмета залога. Возможно, когда  с целью прикрытия сделки вывода активов, значимое основное средство оформляют  в залог кредита, при этом заранее  планируется невозвращение кредита. В этом случае внешне сделка выглядит как соответствующая законодательству. Проверяющий должен выяснить, является ли предмет залога существенным для бизнеса проверяемой организации. Например, завод в обеспечение кредита может оформить все свои автомашины или одну новую технологическую линию. Понятно, что потеря автомашин может быть компенсирована арендой других, а вот потеря производственной линии существенно снизит объемы производства.

При проверке государственных  предприятий и учреждений ревизор  должен проверить наличие согласия собственника на обременение залогом  имущества проверяемой организации. Ревизор должен также оценить установленную стоимость залога — как правило, с привлечением эксперта-оценщика.

При наличии предмета залога ревизор должен оценить соблюдение графика погашения суммы кредита  и вероятность в случае его  нарушения обращения взыскания  на предмет залога, в также возможные  последствия для проверяемой  организации.

Проверка задолженности  по кредитам состоит в изучении того, что:

  • все отраженные в учете долги реально существуют (предпосылка существования»);
  • все долги, которые действительно существуют, отражены в учете (предпосылка полноты).

Проверка того, что все  отраженные в учете долги реально  существуют, проводится путем изучения подготовленных организацией актов сверки с банком.

Проверка того, что все  долги, которые действительно существуют, отражены в учете, направлена на выявление долгов, не отраженных в учете или выявление занижения реальной суммы долга.

Выявление существующих, но не отраженных в учете долгов, по большому счету, вообще нереально, так  как, если неизвестен банк, в котором  получен кредит, и выяснить сумму  кредита невозможно.

Случаи занижения суммы  долга связаны в большинстве  случаев с неотражением процентов  за кредит. Для проверки ревизор  производит пересчет. В некоторых  случаях организациям не начисляют  проценты, подлежащие уплате по кредитному договору за отчетный период, так как  стремятся «приукрасить» результаты хозяйственной деятельности организации. Для обоснования своих действий в договорах кредита или займа указывается срок уплаты процентов по кредиту в конце займа, возможность изменения процентной ставки по кредиту (например, в зависимости от курса иностранной валюты) и т.д. Ревизор должен внимательно изучить условия кредитного договора в части начисления процентов, проверить арифметическим методом правильность расчета их суммы.

Возможны случаи начисления процентов по дебету счета расчетов и кредиту счета учета кредитного договора, т.е. проценты как бы начислены, но в составе расходов не признаны. Ревизор должен проверить правильность отнесения процентов на соответствующую статью бухгалтерского баланса в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

Возможно, что сумма процентов, подлежащих выплате организацией-заемщиком в течение срока кредита, существенно ухудшит ее финансовое состояние. Ревизор должен проверить обоснованность финансовых планов, учитывающих погашение суммы кредита и процентов по нему. В случае сомнения ревизор должен отразить данный факт в акте с приведением сделанных им подробных расчетов.

Ревизор должен проверить  длительность нахождения кредита на расчетном счете организации. Каждый день «простоя» кредита влечет убытки для организации в виде уплаты процентов за пользованием кредита. В некоторых случаях кредит (или  его большая часть) все время  находится на расчетном счете  организации — получателя, а затем  возвращается банку с уплатой  процентов. В этой ситуации данная операция может скрывать фактически «подаренную» сумму процентов банку, которая  может быть платой за другую совершенную  сделку. При реальной потребности  в привлечении кредитных средств  ревизор должен оценить возможность  привлечения средств за счет иных источников; может быть, сама организация  располагает достаточными средствами или можно воспользоваться рассрочкой поставщиков. Если платежи поставщикам  производятся поэтапно, ревизор должен проверить, оформлен ли кредит в виде предоставления соответствующих по стоимости траншей кредитного договора.

Ревизор должен оценить эффективность  указанной в кредитном договоре процентной ставки. Возможны следующие  варианты:

• ставка выше рыночной;

• ставка соответствует  рыночной;

• ставка ниже рыночной.

Для выяснения данного  вопроса ревизор должен изучить  соответствующие справочные материалы, возможно, запросить кредитные учреждения, использовать данные других организаций, получавших аналогичный кредит в  том же периоде. Если ставка кредита  выше рыночной, ревизор должен выяснить причины привлечения кредита  на таких условиях и арифметическим путем определить величину потерь из-за завышения ставки.

Если ставка ниже рыночной, сам по себе данный факт не влечет финансовых потерь, однако, возможно, выплата реального  процента прикрыта какой-либо другой сделкой, например значительной суммой комиссии по инкассации и т.д. Кроме того, возможно, несет убытки организация, выдавшая кредит или займ на таких условиях, и интересы этой организации попадают в сферу компетенции ревизора.

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Закон «О Счетной палате РФ»: федер. закон от 14 января 1995 г. № 4-ФЗ // система «Гарант», 2008г.
  3. Закон «О Центральном банке РФ (Банке России)»: федер. закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ // система «Гарант», 2008.
  4. Закон «Об аудиторской деятельности»: федер. закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ // система «Гарант», 2008г
  5. Приказ Министерства финансов РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н // система «Гарант», 2008г.
  6. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденный Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 // система Гарант
  7. Альборов Р. А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК // Р.А. Альборов. – М.: Издательство ДИС, 2008. – 464с.
  8. Белов Н.Г. Контроль и ревизия. Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп // Н. Г. Белов. - М: Финансы и статистика, 2007. - 592с.
  9. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия // Н.Д. Бровкина. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 346с.
  10. Данилевский, Ю.А. Аудит: Учеб. пособие // Ю.А Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремезов. – М.: ИДФБК – Пресс, 2007. - 544с.
  11. Румянцев А. В. Финансовый контроль: курс лекций // А. В. Румянцев. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 250с.
  12. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов // С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин. – СПб.: Питер, 2007. - 560с.
  13. Сотников Л. В. Внутрифирменный контроль и аудит: учебник // Л. В. Сотников. – М.: Финстатинформ, 2006. – 417с.
  14. Терехов А. А. Контроль и аудит: Основные методические приемы и технология //А. А Терехов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 308с.
  15. Шохин С. О. Бюджетно-финансовый контроль и аудит // С. О. Шохин, Л. И. Воронина. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 350с.

Информация о работе Контроль и ревизия