Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа
Цель данной работы, главным образом, состоит в том, чтобы определить значение бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрыть сущность международных стандартов, а также проанализировать процесс реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
1) исследовать основные направления реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ;
2) рассмотреть основные положения, различия и сходства российской системы бухгалтерского учета и требований МСФО;
3) изучить проблемы адаптации МСФО в России.
Введение…………………………………………………………………………..........3
Глава 1. Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО
§1. Основные направления развития бухгалтерского учета в России………….......6
§2. Сравнительная оценка РСБУ и МСФО………………………………………….11
§3. Концептуальные проблемы адаптации МСФО в России………………………16
Заключение…………………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………….......23
Таким образом, рассмотрев
основные различия РСБУ и требований МСФО,
можно сделать вывод о том, что, несмотря
на устранение ряда различий между принципами
двух систем учета, наблюдается достаточно
объемный список существующих расхождений
в подходах и принципах каждой из систем,
не позволяющий избежать значительной
работы по реформированию российского
бухгалтерского учета в соответствии
с МСФО.
§3. Концептуальные проблемы адаптации МСФО в России
В процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями МСФО было выявлено большое количество существенных недостатков и проблем. Для систематизации данных проблем их можно выделить в следующие группы:
Общеэкономическая проблематика играет ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражает готовность субъектов экономики к их восприятию [12, с.23]. Среди данного комплекса проблем можно выделить следующие:
Очевидно, что международные стандарты рассчитаны на функционирование нормальной стабильной экономической среды, чему не в полной мере отвечает сложившаяся ситуация в российской экономике. Особую озабоченность вызывает чрезмерное налоговое бремя. В подобных условиях реализация основных принципов и критериев МСФО (достоверность, правдивость, полнота, сравнимость и др.) в полном объеме принципиально невозможна.
2) Неготовность российских компаний к предоставлению «прозрачной» отчетности. Данная проблема вытекает из предыдущей и отражает степень субъективной готовности организаций к принятию МСФО. Отчетность по МСФО должна быть прозрачной, в частности раскрывать информацию о структуре группы и реальных владельцах бизнеса – физических лицах. Информация о связанных сторонах перестает быть личным делом руководителей и собственников [13, с.30]. Многие российские компании и их собственники к этому не готовы. До сих пор вполне распространенным является использование «серых» схем, взаимозачетов, вывода активов в сторонние заинтересованные организации и оффшоры [12, с.23]. В некоторых организациях по-прежнему существуют двойные бухгалтерии с выплатой дополнительной заработной платы персоналу в конвертах через черную кассу с целью сокращения уплаты налогов. Значительная часть осуществляемых компаниями операций до сих пор отсутствует в официальном учете. Все это стало возможным из-за полного отсутствия системы контроля. Ведь в настоящее время проводится аудит лишь некоторых организаций, как правило, при взаимовыгодных экономических корпоративных интересах, качество которого чаще всего оставляет желать лучшего [7, с.107].
Институциональный круг проблем был достаточно четко очерчен уже при подготовке внедрения МСФО в России. В связи с этим в предложенной Правительством РФ программе изначально были выделены три основных направления реформы:
- нормативное и методологическое обеспечение реформы (в течение двух лет предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные положения по бухгалтерскому учету, которые включали бы основные требования МСФО);
-
реорганизация системы
- подготовка и переподготовка кадров.
На данный момент эти задачи решены лишь частично:
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 №382-р общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Минфин России (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Банк России). Таким образом, принятые положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике [12, с.24]. В настоящее время говорить о способности объединений бухгалтеров к самостоятельной выработке методической нормативной базы и готовности государственных органов уступить им эту роль, на наш взгляд, представляется преждевременным.
2) Проблема технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала.
Имеющаяся техническая база учета и уровень квалификации бухгалтерского персонала в большинстве случаев не позволяют корректно вести учет даже по существующим правилам [12, с.24]. В настоящее время на рынке труда все еще недостаточно квалифицированных специалистов, тем более в области МСФО. Это позволяет говорить о проблеме организации подготовки и переподготовки кадров, без эффективного решения которой переход к МСФО будет невозможным.
Не менее серьезные проблемы, препятствующие внедрению МСФО в России, связаны с самими международными стандартами:
1) Обобщенный характер МСФО.
Международные стандарты,
являясь результатом
Вопрос постоянного обновления МСФО, которые за последние несколько лет претерпевали серьезные концептуальные изменения, представляет собой серьезную задачу на пути перехода РСБУ к международным стандартам. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую экономическую и юридическую терминологию. С другой стороны, для того чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину России необходимо отслеживать все текущие проекты и разработки Совета по МСФО.
Кроме перечисленных выше проблем, существуют и другие факторы, препятствующие внедрению МСФО в российскую практику. Отечественные ученые и практические работники, считающие внедрение МСФО в ближайшем будущем проблематичным, приводят следующие аргументы:
- отсутствие
единого представления о том
насколько будет учтен
- применение
МСФО является слишком
- наличие серьезной формальной составляющей в современной практике реформирования бухгалтерской отчетности российскими организациями в соответствие с международными стандартами [9, с.15];
- малочисленность
внутренних и внешних
- отсутствие
специалистов, имеющих достаточные
знания международных
- отсутствие официального перевода стандартов на русский язык;
- возрастающая трудоемкость работы бухгалтерской службы в связи с ориентацией одновременно на требования НК РФ, положения по бухгалтерскому учету, МСФО и первоочередная заинтересованность организаций в качественном составлении налоговой отчетности [9, с.15];
- отсутствие в законодательстве РФ возможности составления финансовой отчетности по МСФО. В связи с этим ее составление возможно только по инициативе организации, а сама отчетность не вписывается в национальную учетную систему [9, с.15].
- формальный подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики [6];
- значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затрат из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет.
Таким
образом, рассмотрев основные проблемы
адаптации МСФО в России, необходимо заметить,
что процесс реформирования РСБУ достаточно
тяжел и трудоемок. Ведь, несмотря на уже
достигнутый успех по некоторым вопросам
реформирования, для успешного завершения
этого процесса необходимо разрешить
еще целый комплекс проблем.
Заключение
Изменение системы общественных отношений и правовой среды обусловило необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета в нашей стране. Целью данного реформирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Таким образом, в качестве основополагающей базы для реформирования были выбраны международные стандарты финансовой отчетности. Согласно Программе реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ 6 марта 1998г., № 283, ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Можно сказать, что в методологическом плане реализация Программы реформирования учета позволила выйти на качественно новый уровень. Так, в теории и на практике российского учета стали применяться концептуальные основы МСФО, многие из которых были для России новыми, например, принципы начисления, значимости и осторожности.
Но, несмотря на значительное приближение РСБУ к требованиям МСФО, перечень различий между ними все еще очень велик. Необходимо заметить, что существующие различия, главным образом, состоят в различии используемых принципов и методов учета. Российские стандарты бухгалтерского учета основаны на правилах и нормах постановки и ведения учета, а МСФО основаны на принципах, где одним из важных элементов является профессиональное суждение.
Также необходимо отметить, что процесс адаптации МСФО в России сталкивается с целым рядом проблем, выделяемых как отечественными учеными, так и практическими работниками. К основным проблемам, сдерживающим внедрение МСФО в практику российских организаций, можно отнести проблемы, связанные с нестабильностью экономической обстановки в стране, отсутствием в законодательстве РФ возможности составления финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, отсутствием специалистов, имеющих достаточные знания международных стандартов и др.
Подводя
итог по данному вопросу, можно сказать,
что чрезвычайно важно, чтобы реформа
бухгалтерского учета и отчетности в нашей
стране продолжалась достигнутыми темпами
и приобретала законченный характер. Это
особенно касается законодательной базы
бухгалтерского учёта, где нужно решить
одну из самых застарелых болезней регулирования
учёта в России - бесконечный поток текущих
инструкций, писем, указаний, которые нередко
противоречат друг другу. В числе ещё одного
из перспективных направлений реформы
следует выделить необходимость более
широко участия бизнеса в разработке новых
стандартов учёта, что может быть достигнуто
путём более активного вовлечения в процесс
адаптации международных стандартов профессиональных
объединений бухгалтеров.
Список использованной литературы