Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, главным образом, состоит в том, чтобы определить значение бухгалтерского учета в рыночной экономике, раскрыть сущность международных стандартов, а также проанализировать процесс реформирования российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) исследовать основные направления реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ;

2) рассмотреть основные положения, различия и сходства российской системы бухгалтерского учета и требований МСФО;

3) изучить проблемы адаптации МСФО в России.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..........3

Глава 1. Приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и МСФО

§1. Основные направления развития бухгалтерского учета в России………….......6

§2. Сравнительная оценка РСБУ и МСФО………………………………………….11

§3. Концептуальные проблемы адаптации МСФО в России………………………16

Заключение…………………………………………………………………………….21

Список использованной литературы…………………………………………….......23

Файлы: 1 файл

Курсовая бух учет.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

         Таким образом, рассмотрев основные различия РСБУ и требований МСФО, можно сделать вывод о том, что,  несмотря на устранение ряда различий между принципами двух систем учета, наблюдается достаточно объемный список существующих расхождений в подходах и принципах каждой из систем, не позволяющий избежать значительной работы по реформированию российского бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. 
 
 
 

§3. Концептуальные проблемы адаптации МСФО в России

     В процессе реформирования российской системы бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с требованиями МСФО было выявлено большое количество существенных недостатков и проблем. Для систематизации данных проблем их можно выделить в следующие группы:

  1. Общеэкономические проблемы, связанные с внутренней экономической обстановкой в стране и условиями работы отечественных компаний.
  2. Институциональные проблемы, характеризующие способность нормативных и экономических институтов к восприятию МСФО.
  3. Проблемы, порождаемые внутренними противоречиями МСФО.
  4. Проблемы, связанные с внутренними различиями российской и международной систем бухгалтерского учета.

       Общеэкономическая проблематика играет ключевую роль в оценке возможностей внедрения МСФО в России, поскольку отражает готовность субъектов экономики к их восприятию [12, с.23]. Среди данного комплекса проблем можно выделить следующие:

  1. Неблагоприятная экономическая обстановка.

   Очевидно, что международные стандарты  рассчитаны на функционирование нормальной стабильной экономической среды, чему не в полной мере отвечает сложившаяся ситуация в российской экономике. Особую озабоченность вызывает чрезмерное налоговое бремя. В подобных условиях реализация основных принципов и критериев МСФО (достоверность, правдивость, полнота, сравнимость и др.) в полном объеме принципиально невозможна.

   2) Неготовность российских компаний к предоставлению «прозрачной» отчетности. Данная проблема вытекает из предыдущей и отражает степень субъективной готовности организаций к принятию МСФО. Отчетность по МСФО должна быть прозрачной, в частности раскрывать информацию о структуре группы и реальных владельцах бизнеса – физических лицах. Информация о связанных сторонах перестает быть личным делом руководителей и собственников [13, с.30]. Многие российские компании и их собственники к этому не готовы. До сих пор вполне распространенным является использование «серых» схем, взаимозачетов, вывода активов в сторонние заинтересованные организации и оффшоры [12, с.23]. В некоторых организациях по-прежнему существуют двойные бухгалтерии с выплатой дополнительной заработной платы персоналу в конвертах через черную кассу с целью сокращения уплаты налогов. Значительная часть осуществляемых компаниями операций до сих пор отсутствует в официальном учете. Все это стало возможным из-за полного отсутствия системы контроля. Ведь в настоящее время проводится аудит лишь некоторых организаций, как правило, при взаимовыгодных экономических корпоративных интересах, качество которого чаще всего оставляет желать лучшего [7, с.107].

      Институциональный круг проблем был достаточно четко  очерчен уже при подготовке внедрения  МСФО в России. В связи с этим в предложенной Правительством РФ программе  изначально были выделены три основных направления реформы:

      - нормативное и методологическое обеспечение реформы (в течение двух лет предполагалось разработать новые и пересмотреть ранее утвержденные положения по бухгалтерскому учету, которые включали бы основные требования МСФО);

      - реорганизация системы управления  учетом (предполагалось возрастание роли профессиональных организаций в развитии методического обеспечения организации бухгалтерского учета, прежде всего Института профессиональных бухгалтеров);

      - подготовка и переподготовка  кадров.

На данный момент эти задачи решены лишь частично:

  1. Проблема регулирования.

     Распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 №382-р общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Минфин России (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Банк России). Таким образом, принятые положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтеров, как это понимается в международной практике [12, с.24]. В настоящее время говорить о способности объединений бухгалтеров к самостоятельной выработке методической нормативной базы и готовности государственных органов уступить им эту роль, на наш взгляд, представляется преждевременным.

   2) Проблема технической базы учета и уровня квалификации бухгалтерского персонала.

     Имеющаяся техническая база учета и уровень  квалификации бухгалтерского персонала  в большинстве случаев не позволяют  корректно вести учет даже по существующим правилам [12, с.24]. В настоящее время на рынке труда все еще недостаточно квалифицированных специалистов, тем более в области МСФО. Это позволяет говорить о проблеме организации подготовки и переподготовки кадров, без эффективного решения которой переход к МСФО будет невозможным.

         Не менее серьезные  проблемы, препятствующие внедрению  МСФО в России, связаны с самими международными стандартами:

   1) Обобщенный характер МСФО.

         Международные стандарты, являясь результатом многочисленных международных компромиссов, обладают в некоторой степени расплывчатостью и неконкретностью, предусматривают наличие значительного количества альтернатив в отражении фактов хозяйственной деятельности, что ставит отчетность в зависимость от субъективных оценок факторов и рисков [12, с.25]. Отчетность одной и той же компании, верно составленная по международным стандартам разными бухгалтерами, может значительно различаться. Опыт применения МСФО в различных странах показывает, что отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям вызывает трудности у бухгалтеров и работников контролирующих органов. Как следствие этого в мире МСФО в «чистом виде» практически не применяются (кроме Германии и некоторых других стран ЕС), а используются национальные стандарты, приближенные или не противоречащие международным стандартам [12, с.25].

  1. Постоянное обновление МСФО.

     Вопрос  постоянного обновления МСФО, которые за последние несколько лет претерпевали серьезные концептуальные изменения, представляет собой серьезную задачу на пути перехода РСБУ к международным стандартам. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую экономическую и юридическую терминологию. С другой стороны, для того чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработки Минфину России необходимо отслеживать все текущие проекты и разработки Совета по МСФО.

     Кроме перечисленных выше проблем, существуют и другие факторы, препятствующие внедрению МСФО в российскую практику. Отечественные ученые и практические работники, считающие внедрение МСФО в ближайшем будущем проблематичным, приводят следующие аргументы:

- отсутствие  единого представления о том  насколько будет учтен национальный  опыт бухгалтерского учета при  разработке методик составления отчетности по МСФО в России [9, с.15];

- применение  МСФО является слишком затратным  (расходы на переобучение сотрудников,  инвестиции в программное обеспечение   составления отчетности по международным  стандартам, увеличение количества работников бухгалтерской службы, затраты на подтверждение отчетности независимыми аудиторами). Но необходимо отметить, что существенно высоки затраты именно при переходе на МСФО, после внедрения системы международного учета затраты снижаются;

- наличие серьезной формальной составляющей в современной практике реформирования бухгалтерской отчетности российскими организациями в соответствие с международными стандартами [9, с.15];

- малочисленность  внутренних и внешних потребителей  отчетной информации российских организаций, сформированной по МСФО;

- отсутствие  специалистов, имеющих достаточные  знания международных стандартов. Как было отмечено ранее, многие  компании не располагают собственными  кадрами для подготовки отчетности  по МСФО и вынуждены привлекать консалтинговые компании. Зарплаты специалистов, знающих МСФО и имеющих сертификаты, подтверждающие эти знания, гораздо выше, чем у прочих финансовых специалистов;

-   отсутствие официального перевода стандартов на русский язык;

- возрастающая  трудоемкость работы бухгалтерской службы в связи с ориентацией одновременно на требования НК РФ, положения по бухгалтерскому учету, МСФО и первоочередная заинтересованность организаций в качественном составлении налоговой отчетности [9, с.15];

- отсутствие  в законодательстве РФ возможности составления финансовой отчетности по МСФО. В связи с этим ее составление возможно только по инициативе организации, а сама отчетность не вписывается в национальную учетную систему [9, с.15].

- формальный  подход регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики [6];

- значительное административное бремя хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затрат из-за необходимости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет.

      Таким образом, рассмотрев основные проблемы адаптации МСФО в России, необходимо заметить, что процесс реформирования РСБУ достаточно тяжел и трудоемок. Ведь, несмотря на уже достигнутый успех по некоторым вопросам реформирования, для успешного завершения этого процесса необходимо разрешить еще целый комплекс проблем.  
 
 

Заключение

     Изменение системы общественных отношений  и правовой среды обусловило необходимость адекватного реформирования бухгалтерского учета в нашей стране. Целью данного реформирования является приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО. Таким образом, в качестве основополагающей базы для реформирования были выбраны международные стандарты финансовой отчетности. Согласно Программе реформирования бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Правительства РФ 6 марта 1998г., № 283, ключевым элементом реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений по бухгалтерскому учету, внедрение их в практику. Можно сказать, что в методологическом плане реализация Программы реформирования учета позволила выйти на качественно новый уровень. Так, в теории и на практике российского учета стали применяться концептуальные основы МСФО, многие из которых были для России новыми, например, принципы начисления, значимости и осторожности.

     Но, несмотря на значительное приближение РСБУ к требованиям МСФО, перечень различий между ними все еще очень велик. Необходимо заметить, что существующие различия, главным образом, состоят в различии используемых принципов и методов учета. Российские стандарты бухгалтерского учета основаны на правилах и нормах постановки и ведения учета, а МСФО основаны на принципах, где одним из важных элементов является профессиональное суждение.

     Также необходимо отметить, что процесс  адаптации МСФО в России сталкивается с целым рядом проблем, выделяемых как отечественными учеными, так и практическими работниками. К основным проблемам, сдерживающим внедрение МСФО в практику российских организаций, можно отнести проблемы, связанные с нестабильностью экономической обстановки в стране, отсутствием в законодательстве РФ возможности составления финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, отсутствием специалистов, имеющих достаточные знания международных стандартов и др.

     Подводя итог по данному вопросу, можно сказать, что чрезвычайно важно, чтобы реформа бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране продолжалась достигнутыми темпами и приобретала законченный характер. Это особенно касается законодательной базы бухгалтерского учёта, где нужно решить одну из самых застарелых болезней регулирования учёта в России - бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу. В числе ещё одного из перспективных направлений реформы следует выделить необходимость более широко участия бизнеса в разработке новых стандартов учёта, что может быть достигнуто путём более активного вовлечения в процесс адаптации международных стандартов профессиональных объединений бухгалтеров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21 ноября 1996г., № 129 ФЗ,             в ред. от 28.09.2010 № 243-ФЗ.
  2. Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.1998 № 382-р «О приведении действующей системы бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами».
  4. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности: Утверждена постановлением Правительства РФ 6 марта 1998г., № 283.
  5. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997г.
  6. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная приказом Минфина РФ 1 июля 2004г. № 180.
  7. Бархатов А.П., Бодрова Т.В. О концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в России на среднесрочную перспективу и некоторых проблемах ее реализации// Управленческий учет. – 2008. - №1. – С.102-108.
  8. Зырянова Т.В., Скребкова Ж.Р. Методологические и методические подходы к гармонизации бухгалтерского учета в условиях автоматизации и перехода на МСФО// Международный бухгалтерский учет. – 2008. - №7. – С.26-39.
  9. Поленова С.Н. На пути к международным стандартам// Международный бухгалтерский учет. – 2008. - №9. – С.9-17.
  10. Соколов В.Я. Отличия МСФО и традиционной бухгалтерии// Бухгалтерский учет. – 2010. - №7. – С.106-110.
  11. Сухарев И.Р., Сухарева О.А. Реформирование российского бухучета в связи с переходом на МСФО// Международный бухгалтерский учет. – 2008. - №1. – С.12-21.
  12. Чая В.Т. Концептуальные проблемы адаптации МСФО в России// Международный бухгалтерский учет – 2008. - №1. – С.22-29.
  13. Чая В.Т., Чичерина Е.Н. Сравнительная оценка принципов РСБУ и МСФО// Международный бухгалтерский учет – 2009. - №5. – С.29-38.
  14. Черных И.Н. Первое применение МСФО на российском предприятии// Международный бухгалтерский учет. - 2010. - №8. – С.2-6.

Информация о работе Концептуальные основы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации