Кодекс этики аудиторов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:09, доклад

Краткое описание

Совет по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов разработал при активном участии аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений Кодекс этических норм профессиональной деятельности аудиторов.

Файлы: 1 файл

КОДЕКС ЭТИКИ АУДИТОРОВ РОССИИ.docx

— 82.48 Кб (Скачать)

 

2.3. В процессе применения  правил этики поведения у аудитора  может возникнуть необходимость  выявления неэтичного поведения  других лиц или разрешения  этических конфликтов. В случае  возникновения серьезных этических  вопросов аудитору следует руководствоваться  политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению  конкретного конфликта, то необходимо  рассмотреть следующие возможные  меры:

2.3.1. обсуждение спорного  вопроса с непосредственным начальником.  Если с ним не удается решить  проблему и аудитор принимает  решение обратиться к руководителю  на следующем, более высоком  уровне, то об этом следует  уведомить непосредственного начальника. Если создается впечатление о  вовлеченности начальника в конфликтную  ситуацию, то аудитору следует  поднять этот вопрос на следующем,  еще более высоком руководящем  уровне. Если непосредственный начальник  является главным исполнительным  лицом (или занимает аналогичную  должность), то вопрос на более  высоком уровне могут рассматривать  исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные  исполнительными функциями, или  акционеры;

2.3.2. обращение на конфиденциальной  основе к независимому консультанту, аккредитованным при Минфине  России профессиональным аудиторским  объединениям или в Совет по  аудиторской деятельности при  Минфине России с целью получения  разъяснений в отношении возможных  направлений действий;

2.3.3. если, несмотря на рассмотрение  на всех уровнях внутри организации,  конфликт не разрешен, то, когда  речь идет о существенных вопросах (например, мошенничестве), в качестве  крайней меры у аудитора может  не остаться никакого иного  выбора, кроме отказа от проведения  аудита, а при необходимости доведение  информации до сведения уполномоченных  внешних организаций, таких, как  правоохранительные или контролирующие  органы.

2.4. Любой аудитор, занимающий  высокую должность, должен стремиться  к внедрению политики разрешения  конфликтов в нанявшей его  организации.

 

Статья 3. Профессиональная компетентность

 

3.1. Аудиторы не должны  преувеличивать свои знания и  опыт.

 

3.2. Профессиональную компетентность  можно разделить на два самостоятельных  этапа:

3.2.1. Достижение профессиональной  компетентности. Для достижения  профессиональной компетентности  первоначально необходимо получение  высшего общего образования, за  которым следуют специальное  образование, обучение и экзамены  по профилирующим предметам и  далее - практическая работа.

3.2.2. Поддержание профессиональной  компетентности на должном уровне:

(1) для поддержания профессиональной  компетентности на должном уровне  необходимо постоянно следить  за событиями, происходящими в  аудиторской сфере деятельности, включая национальную и международную  информацию по вопросам финансовой  отчетности, аудита и иных соответствующих  законодательных и нормативных  требований;

(2) в процессе предоставления  услуг аудитору следует руководствоваться  принятыми правилами (стандартами)  аудиторской деятельности, типовой  программой проверки соответствия  лицензионным требованиям и условиям, а также установленными требованиями  к качеству работы;

(3) ежегодно повышать квалификацию  в соответствии с программами,  принятыми Советом по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов Российской Федерации.

 

 Статья 4. Конфиденциальность

 

4.1. Аудиторы обязаны соблюдать  конфиденциальность информации  о хозяйственной деятельности  аудируемой организации и работодателя, полученной в процессе предоставления  профессиональных услуг. Обязанность  соблюдения конфиденциальности  остается в силе даже после  завершения отношений между аудитором  и аудируемой организацией или  работодателем.

 

4.2. Аудитор всегда должен  соблюдать требование конфиденциальности, за исключением случаев, когда  для раскрытия информации предоставлены  специальные полномочия или при  наличии юридической или профессиональной  обязанности такого раскрытия.

 

4.3. Аудиторы обязаны обеспечивать  соблюдение принципа конфиденциальности  сотрудниками, работающими под их  руководством, и лицами, оказывающими  услуги и консультации.

 

4.4. Конфиденциальность не  только означает обязанность  сохранения информации от раскрытия,  но и включает требование к  аудитору, получающему информацию  в ходе выполнения профессиональных  услуг, не использовать эту  информацию в личных целях  или в интересах третьей стороны.

 

4.5. Аудитор имеет доступ  к большому объему конфиденциальной  информации о хозяйственной деятельности  аудируемой организации или работодателя, не доступной общественности  при иных обстоятельствах. В  связи с этим необходима уверенность  в том, что аудитор в случае  отсутствия полномочий не раскроет  информацию третьим лицам. Это  не относится к раскрытию информации  в целях надлежащего выполнения  профессиональных обязанностей  аудитора в соответствии с  требованиями действующего законодательства.

 

4.6. К основным профессиональным  требованиям конфиденциальности  относится неразглашение информации  следующего характера:

4.6.1. сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной  жизни гражданина, позволяющих идентифицировать  его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих  распространению в средствах  массовой информации в установленных  федеральными законами случаях;

4.6.2. сведения, составляющие  тайну следствия и судопроизводства;

4.6.3. служебные сведения, доступ  к которым ограничен органами  государственной власти в соответствии  с федеральными законами и  нормативными актами (служебная  тайна);

4.6.4. сведения, связанные  с профессиональной деятельностью,  доступ к которым ограничен  в соответствии с Конституцией  Российской Федерации и федеральными  законами (врачебная, аудиторская,  нотариальная, адвокатская тайна,  тайна переписки, телефонных переговоров,  почтовых отправлений, телеграфных  или иных сообщений и так  далее);

4.6.5. сведения, связанные с  коммерческой деятельностью, доступ  к которым ограничен в соответствии  с федеральными законами и  нормативными актами (коммерческая  тайна);

4.6.6. сведения о сущности  изобретения, полезной модели  или промышленного образца до  официальной публикации информации  о них.

 

4.7. Раскрытие информации  аудитором осуществляется в случаях,  прямо предусмотренных действующим  законодательством Российской Федерации.  В случае если прямого указания  на раскрытие информации действующим  законодательством не предусмотрено,  то информация может быть раскрыта  при наличии соответствующего  разрешения собственника информации, а при необходимости и контролирующих  органов, обеспечивающих ее конфиденциальность.

 

4.8. При решении вопроса  о возможности раскрытия конфиденциальной  информации необходимо учитывать  следующее:

4.8.1. Наличие разрешения  на раскрытие. При наличии разрешения  аудируемой организации или работодателя  на раскрытие информации следует  учитывать интересы всех сторон, включая третьи стороны, чьи  интересы тоже могут быть затронуты,  и иных лиц, несущих ответственность  за конфиденциальные сведения.

4.8.2. Требования законодательства  о тайне.

 

4.9. Если аудитор принял  решение о возможности раскрытия  информации, то необходимо учитывать  следующее:

4.9.1. наличие и степень  достоверности всех относящихся  к делу фактов;

4.9.2. если имеются неподтвержденные  факты и мнения, то при определении  характера раскрытия информации (если оно необходимо) следует  руководствоваться профессиональным  суждением;

4.9.3. характер ожидаемого  сообщения и его адресат. В  частности, у аудитора должна  быть уверенность в том, что  стороны, которым направляется  сообщение, являются надлежащими  адресатами, обязанными действовать  на его основании, и будет  или нет аудитор нести юридическую  ответственность за направление  такого сообщения и за его  последствия. Во всех таких  ситуациях аудитору следует при  необходимости обращаться за  консультацией к юристу.

 

Статья 5. Налоговая  практика

 

5.1. Аудитор, предоставляющий  услуги по вопросам налогообложения,  обязан предложить трактовки  налогового законодательства. Эти  услуги предоставляются с профессиональной  компетентностью, что полностью  гарантирует честность и объективность  заключения аудитора.

 

5.2. Аудитор не должен  заверять аудируемую организацию  в том, что подготовленные им  заключения и рекомендации не  могут быть оспорены, выраженное  им мнение не должно восприниматься  как установленный факт.

 

5.3. Аудитору, который осуществляет  проверку правильности формирования  налогооблагаемой базы, начисления  и уплаты налогов, а также  готовит или оказывает содействие  в подготовке налоговой декларации, следует информировать аудируемую  организацию о том, что ответственность  за содержание декларации лежит  на аудируемой организации. Аудитор  должен принять необходимые меры  по обеспечению надлежащей подготовки  своих заключений и рекомендаций  на основе полученной информации.

 

5.4. В целях последующего  хранения все рекомендации по  вопросам налогообложения, высказанные  аудируемой организации в отношении  возможных последствий, следует  оформить документально.

 

5.5. Аудитор не должен  принимать участия в процессе  подготовки заключений, в отношении  которых могут появиться основания  полагать, что они:

5.5.1. содержат ложное или  вводящее в заблуждение утверждение;

5.5.2. содержат утверждения  или информацию, представленную  безответственно или без должной  осведомленности относительно ее  правдивости;

5.5.3. опускают или искажают  данные об информации, представляемой  в обязательном порядке, что  может ввести в заблуждение  налоговые органы.

 

5.6. Аудитор может подготовить  налоговую отчетность, используя  расчетные данные, если такое  использование является общепринятым  или если при данных обстоятельствах  не представляется возможным  получить точные сведения. Аудитор  должен удостовериться в том,  что в данных обстоятельствах  использование расчетных данных  является обоснованным.

 

5.7. При подготовке налоговой  отчетности аудитор может опираться  на информацию, предоставленную  аудируемой организацией, при условии  обоснованности такой информации. Однако ему следует, когда это  уместно, получать дополнительные  документы. Помимо этого аудитор:

 

5.7.1. должен пользоваться  налоговыми декларациями аудируемой  организации за предыдущие годы;

5.7.2. делать необходимые  запросы, когда полученная информация  представляется ему неверной  или неполной;

5.7.3. должен получать сведения  из бухгалтерских регистров и  первичных документов.

 

5.8. Когда аудитор обнаруживает  существенную ошибку или отсутствие  сведений в налоговой декларации  за какой-либо предшествующий  год (к которой он мог иметь  или не иметь отношение) или  факт неподачи декларации, он  обязан:

5.8.1. немедленно информировать  аудируемую организацию об ошибке  или пропуске и рекомендовать  довести данную информацию до  сведения налоговых органов. Обычно  аудитор не обязан информировать  налоговые органы, и он не может  это сделать без разрешения;

5.8.2. в случае неисправления  ошибки аудируемой организацией  аудитор:

(1) обязан информировать  аудируемую организацию о невозможности  продолжать работу с данной  декларацией или иной сопутствующей  информацией, направленной в государственные  органы;

Информация о работе Кодекс этики аудиторов