Классификация бухгалтерских балансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности бухгалтерского баланса и его классификации.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть теоретические аспекты бухгалтерских балансов;
- охарактеризовать классификацию бухгалтерских балансов.

Оглавление

Введение………………………………………………………….3 стр
Глава 1. Теоретические аспекты бухгалтерского баланса.......
1.1 Сущность и значение бухгалтерского баланса…………….5 стр
1.2 Предъявляемые требования к бухгалтерскому балансу….8 стр
Глава 2. Классификация бухгалтерских балансов……………13 стр
Заключение……………………………………………………...30 стр
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

№3 Бухгалтерское дело.docx

— 54.27 Кб (Скачать)

Баланс-нетто – это бухгалтерский баланс, в котором статьи, отражающие некоторую оценочную долю в других, связанных с ними, статьях, показаны в качестве отдельной регулирующей статьи, либо присоединены к связанным с ними статьям алгебраическим сложением противоположных по значению величин. Как уже упоминалось, действующая отчетная Форма №1 «Баланс» и есть форма Баланса-нетто. Для того чтобы составить Баланс-брутто, следует представить Баланс-нетто в развернутом виде, т.е. дополнить его регулирующими (ранее элиминированными) статьями. В первую очередь это относится к статьям амортизируемых внеоборотных активов.

В российской системе бухгалтерского учета в настоящее время применяется баланс-нетто. 

4) по реформированию

   - реформированный баланс – баланс, в котором прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельных статей не показывается;

   - нереформированный баланс – баланс, в котором прибыль, полученная в отчетном периоде, еще не распределена и показывается отдельной статьей.

5) по формату построения

   - односторонний баланс – баланс, в котором актив расположен сверху, а пассив под активом или наоборот, т.е. построение баланса осуществляется в соответствии с вертикальной структурой.

   - двусторонний баланс – баланс, в котором актив расположен слева, а пассив справа или наоборот, т.е. построение баланса осуществляется в соответствии с горизонтальной структурой;

   - разделенный баланс – баланс, в котором по центру приводятся названия статей в порядке, приведенном в плане счетов, а слева и справа от их указываются значения статей актива и пассива баланса;

   - сводный баланс – баланс, в котором слева приводятся названия статей, а справа в двух колонках указываются суммы, относящиеся к активу и пассиву баланса;

   - шахматный баланс – матрица, по строкам которой расположены статьи актива, а по столбцам – статьи пассива или наоборот.

6) по форме построения

   - вертикальный баланс – баланс, при формировании которого используется балансовая формула: Активы – Обязательства = Капитал

   - горизонтальный баланс – баланс, при формировании которого используется балансовая формула: Активы = Капитал + Обязательства.

Вертикальный  и горизонтальный анализ на основе финансовой отчетности целесообразно  осуществлять на начальном этапе  экономического анализа деятельности предприятия. Очень часто его  можно рассматривать как вспомогательный  этап, в ходе которого выявляются те аспекты, которые в дальнейшем потребуют  углубленного и всестороннего анализа. Вертикальный анализ позволяет выделить с учетом отраслевой специфики наиболее важные для данного предприятия  имущественные компоненты и источники  финансовых средств, а горизонтальный выявляет наиболее существенные изменения  в структуре имущества и направлениях финансирования, имевших место в  рассматриваемом периоде. 
 
      Вертикальный анализ дает представление о структуре средств предприятия и их источников, выраженных не в абсолютных единицах, а в долях либо в процентах. За единицу, или 100 %, принимается валюта баланса, и каждый абсолютный показатель рассчитывается либо в долях, либо в процентах по отношению к итоговому показателю баланса. Относительные показатели в определенной степени освобождены от негативного влияния инфляционных процессов, что позволяет проводить более объективный анализ хозяйственной деятельности в динамике. (Следует иметь в виду, что последнее утверждение справедливо лишь в том случае, когда стоимостные оценки имущества и финансовых источников вследствие инфляции изменяются приблизительно равными темпами.)  Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели заменяются относительными показателями темпов роста или снижения, выраженными в процентах или долях, что позволяет анализировать данные показатели в прошлом и прогнозировать их будущие значения. Основой сравнения, как правило, являются показатели базисного периода. Ценность результатов горизонтального анализа значительно снижается в условиях инфляции, тем не менее эти данные можно использовать при межхозяйственных сравнениях.  
 
      Если учесть, что в России последние годы сопровождались сравнительно высокой инфляцией, причем отдельные материально-вещественные и финансовые компоненты характеризовались различными темпами инфляции, использовать рассчитанные показатели горизонтального анализа для получения объективной картины динамики развития предприятия представляется весьма проблематичным. Однако по мере стабилизации российской экономики и выхода ее из состояния кризиса станет возможным использовать и горизонтальный анализ при осуществлении анализа финансово-хозяйственной деятельности организации. 
 
      В настоящее время горизонтальный анализ может применяться предприятиями, которые в рамках своих планов развития намечают осуществить выход на определенные объемы тех или иных видов активов или обязательств. Например, по уровню запасов, незавершенного производства, запасов готовой продукции, кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам, задолженности перед бюджетом, объему привлеченных заемных средств и кредитов и т. п. В этом случае в процессе периодически проводимого горизонтального анализа могут отслеживаться темпы достижения этими показателями установленных плановых значений, рассчитываться необходимые для этого среднегодовые темпы.

7) по объему информации

   - самостоятельный баланс связан с отдельными балансами через зеркальные счета внутренних расчетов. При составлении самостоятельного баланса эти счета взаимно сальдируются, и их данные в самостоятельный баланс не включаются.

      - отдельный (единичный) баланс – баланс, хозяйствующего субъекта, функционирующего в составе юридического лица. Департамент налоговой политики совместно с Департаментом методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает следующее.

В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

При этом организация  самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования отдельного баланса подразделения  организации и отражения имущественного и финансового положения подразделения  на отчетную дату для нужд управления организацией.

Учитывая, что  такое понятие, как "отдельный  баланс", было исключено из ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", считаем, что для целей применения главы 30 "Налог на имущество организаций" Налогового кодекса Российской Федерации под отдельным балансом следует понимать перечень показателей, установленных организацией для своих подразделений, выделенных на отдельный баланс.

Самостоятельный и отдельный балансы связаны  друг с другом через зеркальные счета внутренних расчетов. Данные отдельного баланса включаются в самостоятельный баланс путем построчного суммирования пользователей. Исключения составляют счета внутренних расчетов, которые в самостоятельном балансе не показываются, поскольку при суммировании данных по ним сальдо равняется нулю.

   - сводный баланс – баланс, формируемый управленческим органом на основе самостоятельных балансов хозяйствующих субъектов, подчиняющихся ему в административном порядке. При формировании сводного баланса все взаимные расчеты между хозяйствующими субъектами, представившими самостоятельные балансы, исключаются. Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него самостоятельных балансов, но при этом взаимные расчеты между организациями, сдавшими самостоятельные балансы, должны быть исключены из сводного баланса.;

     - консолидированный баланс – это баланс финансовой группы, объединяющей полностью самостоятельные балансы дочерних фирм. При формировании консолидированного баланса осуществляется не просто суммирование показателей отчетности головной и дочерних организаций, а производится ряд корректировок, связанных с исключением инвестиций головной организации в уставные капиталы дочерних фирм, остатков по взаимным расчетам внутри группы и т.д. Консолидированный баланс формирует информацию о группе как о единой организации и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние общества и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью.

  Возможность консолидации отчета вызывает сомнение у некоторых специалистов, поскольку  принятая в России юридическая трактовка  баланса предполагает, что его итог должен включать не все средства, которые контролируются организацией, а только те, которые находятся в ее собственности. Консолидация невозможна, так как консолидированный баланс объединяет средства различных собственников, кроме того, она бессмысленна по той причине, что согласно принципу оценки по себестоимости (историческая стоимость) у разных хозяйствующих субъектов, обладающих правами юридических лиц, будут несопоставимые активы.

  По  объему информации выделяют также народно-хозяйственный баланс, который пытались построить по бухгалтерской схеме видные специалисты нашей страны (В. Ф. Валицкий, А. П. Рудановский, С. Г. Струмилин), но по причинам юридического и экономического порядка их попытки не получили признания.

8) по характеру деятельности

   - по основным видам деятельности – баланс, сформированный в части видов деятельности, соответствующих профилю организации и обозначенных в ее уставе;

   - по неосновным видам деятельности – баланс, сформированный в части отдельных видов деятельности организации, не являющихся для нее профилирующими.

Деление балансов по основной и неосновной деятельности важно в большей  части для целей внутреннего  анализа, а, следовательно, что считать  основной или неосновной деятельностью  должно быть определено внутренними  организационно-распределительными документами  предприятия, как писалось ранее. 
 

9) по видам

   - статический (сальдовый) баланс – баланс, сформированный на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату. Статистический баланс можно определить как баланс, позволяющий на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации;

   - динамический (оборотный) баланс – баланс, отражающий данные об имуществе организации и источниках его образования не только по  моментным показателям, но и в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период). Поэтому динамическим можно назвать баланс, позволяющий представить финансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Сальдовые балансы отражают остатки по счетам на определенную дату, а оборотные балансы содержат также обороты по счетам, по которым можно судить о движении по ним.

10) по содержанию

   - пробный баланс – это опись дебетовых и кредитовых оборотов по счетам, равенство итогов которых подтверждает правильность отражения фактов хозяйственной жизни в системе счетов бухгалтерского учета;

   - оборотный баланс (оборотная ведомость) – опись дебетовых и кредитовых оборотов и остатков по счетам на определенную дату. Для ведения контроля за качеством учетных записей и для обобщения данных учетной регистрации на счетах бухгалтерского учета используется прием составления оборотных ведомостей. Оборотную ведомость составляют в конце месяца, и в ней регистрируют обороты и остатки по всем работающим счетам. 
Оборотная ведомость представляет собой таблицу.  В ней на каждый счет отводится отдельная строка. Последовательно вписывают в оборотную ведомость наименование счета, начальные дебетовый и кредитовый остатки, дебетовый и кредитовый обороты и конечный дебетовый и кредитовый остаток (сальдо). Затем проверяется правильность подсчитанных конечных сальдо по дебету и кредиту. С этой целью к начальному дебетовому сальдо активных счетов прибавляют дебетовый оборот и вычитают кредитовый оборот, а в пассивных счетах к начальному кредитовому сальдо добавляют кредитовый оборот и вычитают дебетовый оборот. Оборотные ведомости по аналитическим и синтетическим счетам сверяются между собой.     
            Если оборотные ведомости составлены правильно, то при сверке в оборотной ведомости по синтетическим счетам должны получиться три пары равных итогов, из которых итоги начальных сальдо должны равняться итогу начального баланса, а итоги оборотов — итогам по журналу регистрации хозяйственных операций. чтобы составить конечный баланс на основе оборотной ведомости, необходимо перенести из нее в таблицу баланса наименования и конечные остатки счетов: дебетовые — в актив, а кредитовые — в пассив.;

Информация о работе Классификация бухгалтерских балансов