Издержки производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 03:18, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы расходы стали иметь особенное значение, в виду того, что усиливающаяся конкурентная борьба, меняющиеся технологии и покупательский спрос усложнили для фирм возможность получения высокой прибыли за счет повышения цен.

Оглавление

Введение
1. Понятие и классификация издержек
1.1 Явные и скрытые издержки
1.2 Нормальная прибыль как элемент издержек
1.3 Экономическая и бухгалтерская прибыль
2. Понятие краткосрочного и долгосрочного периодов. Издержки в краткосрочном периоде
2.1 Постоянные, переменные и общие издержки
2.2 Закон убывающей отдачи
2.3 Удельные или средние издержки
2.4 Предельные издержки
2.5 Соотношение предельных, средних переменных и общих издержек
3. Издержки производства в долгосрочном периоде
3.1 Кривая долгосрочных издержек
3.2 Положительный и отрицательный эффекты масштаба
3.3 Минимальный эффективный размер фирмы и структура отрасли
4. Принцип замещения факторов производства и минимизация издержек производства
5. Правило максимизации прибыли
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 143.61 Кб (Скачать)

     К тому же малые фирмы не способны использовать труд специалиста-управленца надлежащим образом. На маленьком предприятии  специалист по сбыту может оказаться вынужденным делить свое время между различными областями управленческой деятельности, например, маркетингом, управлением трудовыми ресурсами и финансами. Расширение масштаба операций означает, что специалист по маркетингу сможет полностью посвятить себя контролю за сбытом и распределением продукции, тогда как для выполнения других управленческих функций будут дополнительно привлечены соответствующие специалисты. В конечном счете, это приведет к повышению эффективности и снижению удельных издержек производства.

     Эффективное использование капитала. Малые фирмы зачастую неспособны применять наиболее эффективное с технологической точки зрения производственное оборудование. Станки для производства многих видов продукции предлагаются на продажу лишь в очень крупных и крайне дорогостоящих комплектах. Более того, эффективное использование этого машинного оборудования требует значительных объемов производства. Значит, только крупные производители могут позволить себе приобрести и эффективно эксплуатировать лучшее оборудование.

     Производство  побочных продуктов. Крупный производитель располагает более широкими возможностями для производства побочной продукции, чем малая фирма.

     Другие  факторы. Производство многих товаров требует затрат на их проектирование, конструирование и разработку, а также некоторых иных «пусковых» затрат, которые приходится нести безотносительно к предполагаемым продажам. Эти затраты в расчете на единицу продукции сокращаются по мере расширения производства. Точно так же расходы на рекламу снижаются с увеличением выпуска этих продуктов.

     Все эти технологические факторы - более высокий уровень специализации производственного и управленческого труда, возможность использовать наиболее эффективное оборудование и производить побочную продукцию и др. - способствуют снижению удельных издержек у тех производителей, которые способны расширять масштабы операций. К этому можно подойти и иначе: увеличение количества всех занятых ресурсов повлечет за собой более чем пропорциональный прирост производства. А это неизбежно приведет к снижению средних общих издержек.

     Однако  со временем расширение предприятия  может привести к увеличению затрат и, следовательно, к росту удельных издержек производства.

     Основная  причина отрицательного эффекта масштаба кроется в проблемах управления, связанных с организацией эффективной системы контроля и координации операций фирмы, когда она становиться крупным производителем. На малом предприятии один руководитель в состоянии принимать все основные деловые решения. Благодаря небольшому размеру фирмы такой руководитель тесно связан непосредственно с производственным процессом, хорошо знаком со всеми операциями фирмы в целом, с легкостью воспринимает текущую информацию, и на этой основе способен принимать четкие и эффективные решения.

     По  мере увеличения предприятия между  руководителем и непосредственным производственным процессом возникает  множество новых уровней управления, так что высший менеджмент все  больше отдаляется от реальной повседневной деятельности фирмы. На крупномасштабном предприятии один человек уже  не в состоянии собрать, усвоить  и обобщить всю информацию, необходимую  для принятия толковых и обоснованных решений. Руководителю приходится передавать властные полномочия бесконечному числу вице-президентов, вторых вице-президентов и дальше - на более низкие уровни. Разрастание управленческой иерархии вширь и вглубь порождает трудности обмена информацией, проблемы координации различных направлений деятельности, бюрократические препоны и весьма реальную вероятность того, что решения, принимаемые управляющими разных уровней, будут противоречить друг другу. К тому же все это чревато задержками в принятии важных решений, из-за которых фирме не удается быстро реагировать на изменения потребительского спроса или технологии производства. А в результате страдает эффективность, и растут средние общие издержки.

     Кроме того, на массовом производстве работники  зачастую чувствуют себя отчужденными от результатов своего труда и  потому не слишком интересуются эффективностью производства. Да и возможности уклоняться от работы - пренебрегать своими обязанностями и устраивать «перекуры» в течение рабочего дня - куда шире на крупном предприятии, чем на малом. И там, где условия благоприятствуют такому отчуждению и уклонению от работы, может потребоваться дополнительный персонал для надзора за работниками, что, разумеется, ведет к увеличению издержек.

     В некоторых случаях интервал между объемом производства, при котором исчерпывается положительный эффект масштаба, и объемом производства, когда вступает в силу отрицательный эффект масштаба, бывает довольно значительным. Графически это показывает отрезок, соответствующий постоянной отдаче от роста масштаба, на протяжении которого средние долгосрочные издержки остаются неизменными.

  1. Минимальный эффективный размер фирмы и структура  отрасли
 

     Положительный и отрицательный эффекты масштаба - важнейшие факторы, определяющие структуру отрасли. Понять это помогает концепция минимального эффективного размера, представляющего собой наименьший объем производства, при котором фирма в состоянии минимизировать свои долгосрочные средние издержки. Из-за значительной протяженности интервала, на котором отдача от роста масштаба остается неизменной, фирма способна вновь достичь минимально возможных средних издержек, уже производя существенно больший объем продукции. Поэтому отрасль с подобным характером издержек «населяют» фирмы весьма разных размеров. В качестве примеров таких отраслей можно назвать индустрию моды, производство мебели, деревообработку, производство мелких бытовых приборов и некоторые другие. Если интервал постоянной отдачи от роста масштаба достаточно велик, то сравнительно крупные и сравнительно малые фирмы способны сосуществовать в одной отрасли с примерно равным успехом.

     Когда положительный эффект масштаба устойчивый и продолжительный, а отрицательный - относительно отдален во времени, при этом кривая долгосрочных средних издержек понижается на протяжении значительного отрезка горизонтальной оси (соответствующего интервалу в объемах производства), это означает, что при данном объеме потребительского спроса эффективное производство доступно лишь совсем немногим промышленным гигантам. Малые фирмы не в состоянии обеспечить минимального эффективного размера производства, и потому нежизнеспособны. Такова ситуация в автомобилестроительной, алюминиевой, сталелитейной и многих других отраслях тяжелой промышленности. В крайней ситуации положительный эффект масштаба может оказаться достижим лишь вне размеров существующего рынка, что ведет к образованию так называемой естественной монополии. Естественная монополия - это такая рыночная ситуация, в которой удельные издержки сводятся к минимуму лишь тогда, когда данный продукт или услугу производит одна-единственная фирма.

     Когда же положительный эффект масштаба непродолжителен, а отрицательный возникает очень  быстро, то минимальный эффективный  размер - это относительно небольшой объем производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса поддерживает существование значительного количества относительно мелких производителей. В эту категорию отраслей попадают, в частности, многие виды розничной торговли, а также некоторые сельскохозяйственные предприятия. То же самое можно сказать и о многих отраслях легкой промышленности, например хлебопекарной, швейной, обувной. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются столь же или даже более эффективными, чем крупные производства.

     Из  сказанного выше следует, что форма  кривой долгосрочных средних издержек, которая определяется положительным  и отрицательным эффектами масштаба, порой имеет решающее значение для  структуры и уровня конкурентности данной отрасли. Является ли отрасль  «конкурентной» (состоящей из относительно большого количества мелких фирм) или  «концентрированной» (подчиненной  господству нескольких крупных производителей) - это в некоторых случаях зависит от применяемой в отрасли технологии и, следовательно, от формы кривой средних долгосрочных издержек.

     Однако, утверждая это, нужно проявлять  осмотрительность, так как структура  отрасли зависит не только от характера  издержек. Пытаясь объяснить структуру той или иной отрасли, необходимо также принимать во внимание государственную политику, географические границы рынка, квалификацию управленческого персонала и множество других факторов.

 

  1. Принцип замещения  факторов производства и минимизация  издержек производства
 

     Вычисляя  производственную функцию и осуществляя  выбор из многих альтернативных возможностей выпуска продукции, фирма может добиться наименьших издержек производства методом замещения дорогостоящих факторов производства другими, более дешевыми. В условиях растущих цен на привлекаемые ресурсы и соответственно денежных затрат фирмы расчет производственной функции сосредоточен на поисках таких вариантов из имеющихся альтернатив, которые обеспечили бы экономию расходов на закупку ресурсов.

     Принцип замещения дорогостоящих ресурсов дешевыми - это определение выгодной комбинации ресурсов, факторов производства для выпуска заданного количества продукции. Самая экономичная точка издержек фирмы покажет для любого количества продукции минимальные общие размеры денежных затрат, издержек на оплату труда и на другие факторы производства.

     Общедоступный для понимания критерий наименьших издержек может быть определен методом сравнения рыночной цены каждого фактора производства с предельным продуктом этого фактора производства. Осуществляя выбор из имеющихся альтернатив, фирма действует в данном случае по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат, то есть издержек, должен быть получен одинаковый предельный продукт.

     Другими словами, издержки производства на выпуск данного объема продукции будут минимальны, если предельный продукт и издержки на его выпуск одинаковы. Правило наименьших издержек можно представить в следующем виде: 

     

 

      где МРа - предельный продукт фактора А;

     МРb - предельный продукт фактора В;

     Ра - цена фактора А;

     Рb - цена фактора В.

     Очевидно, что если , целесообразно осуществить перелив издержек, сокращая их на фактор А и увеличивая на фактор В, так как его предельный продукт выше. За счет такого перелива издержек производства может быть достигнута минимизация издержек на данный объем выпуска продукции. И наоборот, если соотношение предельного продукта фактора А и его цены меньше, чем по фактору В, то перелив издержек произойдет в пользу фактора А и сократится по фактору В, покупка которого фирмой прекратится.

     Замещение одних факторов другими осуществляется на основе экономического анализа взаимодополняемых и взаимозаменяемых факторов производства и их рыночных цен. Для фирмы удовлетворительным будет такой вариант, в котором комбинация факторов производства и заданных объемов выпуска продукции соответствует критерию наименьших издержек производства.

     Методика  подобного анализа опирается  не только на сопоставлении рыночных цен факторов производства, но и  цен предельного продукта, получаемого  от применения каждого данного фактора  производства. Искомый критерий эффективности достигается при равенстве цены каждого применяемого ресурса (фактора производства) и цены предельного продукта, произведенного с его помощью. Стремясь минимизировать издержки производства, фирмы действуют по правилу: на каждую единицу дополнительных денежных затрат (издержек) на применяемые ресурсы и факторы производства должен быть получен одинаковый предельный продукт.

 

  1. Правило максимизации прибыли
 

     Объем выпуска продукции ограничивается спросом и ее рыночными ценами. По этой причине фирмы заинтересованы не в наибольшем выпуске, а в таком его объеме, который потребует наименьших издержек и обеспечит при этом максимизацию прибыли. В этом критерий экономической эффективности фирмы, а ее главная цель - максимизация прибыли - достигается при равенстве предельных издержек, предельного дохода и рыночных цен продажи предельного продукта: 

Информация о работе Издержки производства