Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 09:14, доклад
В центре внимания немецких авторов всегда были проблемы баланса. Из него выводились все другие учетные категории. При этом для немецкой школы была характерна механистическая трактовка баланса, может быть, поэтому не случайно в центре дискуссии оказался вопрос о статической или динамической его природе. Предполагалось, что в первом случае баланс, отражая состояние средств на определенную дату, выступает причиной последующих изменений и призван охарактеризовать финансовое положение, во втором случае баланс - это только итог прошлых усилий предприятия и должен представить финансовый результат его работы, в первом случае баланс устремлен в будущее, во втором - в прошлое.
В 1998 году в связи с принятием новых директив Европейского Союза вводятся законы, касающиеся правил внедрения акционерными компаниями системы управления рисками и отражения последних в ежегодной отчетности, а также законодательно закрепляется право выбора принципов учета (немецких, международных IAS или американских GAAP) компаниями, акции которых котируются на бирже.
В соответствии с немецким хозяйственным правом бухгалтерский учет рассматривается как:
·информация для предпринимателя об имуществе, задолженности, прибыли, убытках, затратах и доходах;
·доказательство при судебных разбирательствах;
·отчет управляющих капиталом перед инвесторами;
·основа для определения
налогов и финансового
·информация о кредитоспособности
заемщиков и использовании
Перед немецким бухгалтерским учетом ставится ряд следующих задач:
) отражение всех изменений
стоимости имущества и
) точное определение прибылей
и убытков предприятия в
) обеспечение калькуляции цен изделий путем обоснования необходимых данных;
) предоставление сведений для контроля за хозяйственными процессами на предприятии и для выявления имеющихся резервов;
) создание основы для точного исчисления налоговых платежей;
) представление необходимых доказательств в случае правовых споров с банками;
) формирование надежной основы для других разделов производственного счетоводства (расчета издержек, планирования, статистики).
Торговое и налоговое законодательство при ведении бухгалтерского учета предписывает соблюдать следующие принципы и критерии:
·полноту - запись всех без исключения хозяйственных операций;
·правильность содержания - записи хозяйственных операций в системе бухгалтерского учета должны соответствовать их содержанию;
·временные разграничения - записи должны производиться в соответствии со временем совершения операций;
·ясность, наглядность, возможность проверки - бухгалтерский учет должен вестись таким образом, чтобы при осуществлении проверки его данные были наглядны и понятны третьим лицам;
·правильность формы - запрещение любого изменения первоначального содержания, например стирания, заклеивания и т.п.;
·хронологический порядок - запись хозяйственных операций должна производиться в порядке их совершения.
Процесс организации бухгалтерского учета хозяйственных операций подразделяется на три основных стадии: подготовка учетных документов, непосредственно бухгалтерская запись и хранение документов.
Подготовка учетных документов
заключается в систематизации документов
по видам и хозяйственным
Порядок бухгалтерских записей
в Германии определен требованиями
Основ правильного ведения
На основании предварительной кодировки учетных документов хозяйственные операции в хронологическом порядке заносятся в мемориальные ордера. Здесь фиксируются дата, номер документа, описание операции (содержание бухгалтерской записи), сумма и бухгалтерская проводка.
Проводки составляются с учетом применения общепринятого в Германии в отличие от стран с англо-американской системой учета законодательно установленного плана счетов. Единая для предприятий всех форм собственности номенклатура счетов имеет ряд преимуществ: - возможность точного представления всех существующих счетов предприятия;
сравнимость аналогичных затрат и доходов как внутри отдельного предприятия, так и между другими предприятиями;
возможность сравнения данных в международном масштабе (в рамках Европейского Союза);
наличие общепринятой основы
для применения современных эффективных
методов ведения бухгалтерского
учета с применением
Номенклатура счетов построена в соответствии с принципом расчленения процессов производства продукции и ее использования. Она содержит 10 разделов, пронумерованных цифрами от 0 до 9, которые стоят на первом месте в номерах счетов. Разделы номенклатуры счетов также подразделяются на 10 групп, пронумерованных от 0 до 9 и занимающих второе место в номерах счетов. Группы номенклатуры делятся на 10 счетов и занимают третье место в номерах счетов. Счета аналогично подразделяются на 10 субсчетов (четвертое место в номерах счетов).
Предприятия в зависимости от отраслевой принадлежности, размера, правовой формы и специфики организации производства выделяют из общепринятой номенклатуры счетов необходимые счета и субсчета, формируя таким образом рабочие планы счетов.
Записи, произведенные в мемориальных ордерах, являются основой для записей в главной книге. Здесь непосредственно на предметных инвентарных и результатных счетах упорядоченно фиксируются все хозяйственные операции и указываются дата, номер документа, текст бухгалтерской записи, корреспондирующий счет, дебетовая или кредитовая сумма.
Однако мемориальные ордера и главная книга не всегда могут предоставить интересующую руководство предприятия информацию, особенно в отношении таких счетов, как требования, обязательства, заработная плата, складские запасы и производственное оборудование. Данное обстоятельство обусловило ведение вспомогательных книг, которые дают более подробные пояснения о наличии и движении имущества и обязательств организации.
В качестве примера вспомогательной
книги можно назвать
При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности сальдо по счетам требований и обязательств сверяются с данными отчетов по счетам главной книги. Необходимым требованием является следующее:
сальдо инвентарного счета "Требования" = сумме сальдо всех счетов заказчиков;
сальдо инвентарного счета "Обязательства" = сумме сальдо всех счетов поставщиков.
Альтернативным методом контроля дебиторской и кредиторской задолженности является хранение непогашенных исходящих и входящих счетов отдельных заказчиков и поставщиков в картотеке, что избавляет от ведения лицевых счетов.
Хранение бухгалтерских документов организуется в хронологическом порядке по видам учетных документов. Обычно срок хранения составляет шесть лет.
При организации бухгалтерского учета используется три основных формы его ведения: журнально-книжная форма учета; американский журнал; копиручет.
Журнально-книжная форма учета подразумевает запись хозяйственных операций сначала в мемориальные ордера, а затем в главную книгу.
Американский журнал соединяет мемориальный ордер и главную книгу в одной многографной книге.
Копиручет - это одновременное фиксирование хозяйственных операций отдельно в мемориальных ордерах и в главной книге, а также во вспомогательных книгах.
Применение любого метода учета позволяет использовать как простые, так и сложные проводки. Простые обычно затрагивают дебет одного счета и кредит другого. При составлении сложных проводок обычно дебетуется один счет и кредитуется несколько счетов или кредитуется один счет, а дебетуется несколько.
Законодательное регулирование форм и содержания финансовой отчетности в Германии существует только для юридических лиц и крупных организаций без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели и товарищества). В состав обязательной финансовой отчетности входят баланс, отчет о прибылях и убытках, а также пояснительная записка. Отчет о движении денежных средств обязателен только для тех компаний, акции которых котируются на бирже.
Представление бухгалтерской отчетности основано на следующих законодательно закрепленных принципах:
) отчеты должны быть ясными и понятными - то есть финансовая отчетность должна быть доступной для понимания широкому кругу пользователей;
) сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, а также доходов и расходов недопустимо - активы и обязательства не должны взаимозачитываться;
) показатели начального
баланса года должны
) учет ведется исходя
из предположения о
) признанию подлежат все
ожидаемые убытки, относящиеся к
периоду до составления
) учет должен вестись
в соответствии с принципом
начислений - то есть отражение
финансовых последствий
) используемые в учете
методы должны применяться
) оценка проводится по
первоначальной стоимости (
) принцип обязательственности.
Последний принцип заслуживает более подробного объяснения, так как является присущим только немецкой системе учета. Он подразумевает, что счета Главной книги являются непосредственной основой для исчисления налоговых платежей, и несмотря на существование двух типов счетов - коммерческих и налоговых - отдельного налогового учета в том понимании, в котором он существует в других западных странах, в Германии нет. Выбор метода учета с применением тех или иных счетов остается за предприятием и имеет определенные налоговые последствия. Назначение принципа обязательственности состоит в обеспечении предоставления налоговых отчетов на той же основе, что и бухгалтерских. Поэтому бухгалтерские методы, используемые для учета коммерческих операций, одновременно обязательны и для определения налогооблагаемой прибыли. И наоборот, любая привилегия, предоставляемая налоговым законодательством, может быть использована компанией только тогда, когда она будет отражена в бухгалтерских документах.
Структура бухгалтерского баланса в Германии в отличие от англо-американской модели баланса, в которой приоритет отдается выявлению платежеспособности предприятия и строки актива баланса классифицируются по принципу ликвидности, а пассивы - по степени возвратности долговых обязательств, также имеет свои особенности и построена исходя из принципа владения или права собственности. Пассив баланса подразделяется на две большие группы: собственный капитал (капитал, резервы, результат отчетного периода) и заемные средства (обязательства по займам на цели финансирования, долги поставщикам, дивиденды и социальные выплаты, фискальные долги). Согласно такой схеме долги классифицируются не по степени возвратности, а по природе их происхождения. Информацию относительно степени возвратности обязательств немецкие аналитики предпочли расположить в приложении, для того чтобы представить там более полную картину.
Основные разделы баланса представлены в таблице 2.1
Таблица 2.1 - Структура бухгалтерского баланса, используемая коммерческими фирмами Германии
АКТИВЫКАПИТАЛ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬА ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ I Нематериальные активы II Основные средства III Финансовые вложенияА СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ I Уставный капитал по подписке II Капитальные резервы III Резервы из прибыли IV Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток прошлых лет) V Финансовый результат отчётного годаB ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ I Товарно-материальные запасы II Счета к получению (дебиторская задолженность) и прочие оборотные активы III Денежные средстваB Специальные статьи для налоговых целейC Предварительно оплаченные расходы и отложенная выручкаC НАЧИСЛЕНИЯ I Начисления пенсионных обязательств II Начисленные налоги III Прочие начисленияD Кредиторская задолженностьТаким образом, в последние десятилетия наметилась тенденция устойчивых преобразовательных процессов в бухгалтерском учете Германии. Однако несмотря на влияние процессов глобализации различия между международными стандартами финансовой отчетности и национальными стандартами Германии остаются весьма значительными.
Информация о работе Исторические этапы развития бухгалтерского учета в Германии