Инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 17:08, лекция

Краткое описание

Інвентаризація – це один із найвірогідніших елементів методу контролю за збереженням майна, активів від розкрадання та нераціональних втрат, а також ефективний засіб забезпечення достовірності показників фінансової звітності [2]. Усе більше привертає інвентаризаційний процес увагу власників та керівництва господарюючих суб’єктів, які сьогодні працюють в умовах фінансово-економічної кризи.
Метою дослідження є аналіз оновленого порядку проведення інвентаризації активів і зобов'язань та оформлення її результатів.

Файлы: 1 файл

Інвентаризація.docx

— 110.72 Кб (Скачать)

Главное изменение — это уменьшение срока утверждения протокола инвентаризационной комиссии. Напомним: Инструкцией № 90 предусмотрено, что такой документ руководитель учреждения должен утвердить не позже чем через 10 дней после окончания инвентаризации. Новое же Положение требует от руководителя учреждения утвердить такой протокол в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

Также несколько откорректирован порядок урегулирования расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета. В этом вопросе учреждения руководствуются требованиями п. 4 разд. IV Положения и проводят это в следующем порядке:

Расхождения

Порядок урегулирования

1

2

3

Излишки

Основные средства, нематериальные активы, ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и другие оборотные материальные ценности

Подлежат оприходованию с увеличением доходов специального фонда.Объекты, выявленные в излишке, 
при оприходовании оценивают 
по справедливой стоимости

Напоминаем: сумму выявленных излишков включают в Справку о поступлениях в натуральной форме, которую подают в органы Казначейства до окончания отчетного периода.

Недостача запасов в пределах норм естественной убыли

Списывают по распоряжению руководителя учреждения на фактические расходы

Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач после взаимозачета недостач ценностей и излишков при пересортице. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы.Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только по запасам одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же материально ответственного лица.Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, в соответствии с которым такой зачет может быть допущен по одной и той же группе запасов, если ценности, входящие в ее состав, похожи по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (в случае отпуска их без распаковывания тары).

Недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей

Виновные лица установлены

Недостачи списывают с баланса учреждения и относят на счет виновных лиц

Механизм определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, кроме драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей, установлен Порядком № 116. Так, размер убытковот недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностейопределяют путем проведения независимой оценкив соответствии с национальными стандартами оценки (п. 2 Порядка № 116). В случае же определения размера убытков, 
которые нанесли имущественный ущерб государству, территориальной громаде 
или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, размер убытков определяют в соответствии с Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891.Как отразить в учете операции по списанию недостач и потерь от хищения материальных ценностей, а также о порядке возмещения виновными лицами нанесенных убытков, читайте в консультации «Учет похищенных материальных ценностей» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 29).

Также на виновных лиц относят разницу стоимости в случае взаимозачета недостач и излишков в результате пересортицы, когда стоимость запасов, оказавшихся в недостаче, больше стоимости запасов, оказавшихся в излишке.Если лица, виновные в пересортице, не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх норм естественной убыли. По таким суммовым разницами в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть приведены причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.Превышение стоимости запасов, оказавшихся в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, оказавшихся в недостаче в результате пересортицы, относят на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов (т. е. оприходуют и относят на увеличение доходов по специальному фонду).

Виновные лица не установлены и дела находятся в следственных органах

Недостачи списывают с баланса учреждения и зачисляют на забалансовый субсчет 072«Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» до момента установления виновных лиц или предоставления информации органами дознания или досудебного следствия относительно прекращения уголовного производства.После решения вопроса о виновниках суммы невозмещенных недостач и потерь списывают с забалансового учета. Подробнее о том, как вести учет на этом забалансовом субсчете, читайте в консультации «Забалансовый учет без проблем» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 38)


 

 

 

Другие интересные новости по инвентаризации

А теперь выделим незначительные изменения, определенные в Положении,которые также необходимо принять во внимание учреждениям.

1. По окончании  инвентаризации, проведенной рабочими  инвентаризационными комиссиями, инвентаризационная  комиссия при участии членов  рабочих инвентаризационных комиссий  и материально ответственных лиц может проводить контрольные проверки (но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация). При этом проверяют по инвентаризационной описи наиболее существенные по стоимости активы и активы, имеющие повышенный спрос.

В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки проводят повторную инвентаризацию. Для этого назначают новый состав рабочей инвентаризационной комиссии.

2. В Положении уточнено, что бюджетные учреждения на активы, которые им не принадлежат, но находятся в их распоряжении, также составляют отдельныеописи с разделением: на арендованные, принятые на ответственное хранение, комиссию, переработку и т. п.

Но это еще не все. После того как проведена инвентаризация активов, принадлежащих другим предприятиям, учреждения составляют отдельные сличительные ведомости, копии которых направляются собственнику.

3. Интересное уточнение  относительно полномочий председателя инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии). Кроме ранее известных полномочий, он также визирует все приходные и расходные документы, прилагаемые к реестрам (отчетам), с указанием «До инвентаризации на (дата)». Для бухгалтерской службы эти документы являются основанием для определения излишков активов на начало инвентаризации по данным учета.

4. Достаточно распространенной  является ситуация, когда инвентаризационная  комиссия выявляет основные средства, которые пригодны к использованию, но на них начислен стопроцентный износ. Что делать с такими основными средствами?

В Положении сказано, что соответствующие материалы инвентаризационная комиссия должна передать руководителю учреждения.

5. Не исключено, что на момент проведения инвентаризации некоторые объекты основных средств могут находиться в ремонте в сторонней организации. Подробнее о таких ситуациях вы можете почитать в материале специалиста Госфининспекции «Списание запчастей при ремонте автотранспорта» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 11).

Возникает вопрос: как проинвентаризировать такие объекты? Согласно Положению основные средства, которые ремонтируются на других предприятиях, вносят в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

6. Проведение инвентаризации  библиотечного фонда — это очень хлопотное дело. О некоторых нюансах инвентаризации таких объектов с вами делился специалист на страницах нашей газеты в материале «Библиотечные фонды общеобразовательной школы: особенности учета и инвентаризации» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 38).

Так вот, Положение содержит одно важное изменение: в случае установления факта отсутствия документа проводится его поиск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не более одного года. Раньше такой срок не мог превышать 30 дней.

7. Если в ходе инвентаризации выявлены непригодные или испорченные запасы, то на них оформляют отдельную инвентаризационную опись. В такую опись заносят информацию о: наименовании соответствующих запасов, их количестве, причинах, степени и характере порчи, а также указывают предложения по их обесцениванию, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях. Обратите внимание на то, что Положение предоставляет такие полномочия именно инвентаризационной комиссии.

8. Также есть  небольшое дополнение относительно  оформления акта инвентаризации  расчетов по возмещению материальных убытков. По требованию Положения в таком акте следует указать: фамилию должника, за что и когда возник долг, дату принятия судебного решения или другого органа (добровольного согласия должника) о возмещении суммы материального ущерба, а если такое решение не принято, то указать дату предъявленного учреждением иска и сумму задолженности на дату инвентаризации.

 

 


Информация о работе Инвентаризация