Инвентаризация основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 18:38, реферат

Краткое описание

Для повышения эффективности функционирования предприятия необходимо обеспечить четко действующую систему учета и контроля его средств и источников. Самофинансирование и самоокупаемость большинства предприятий повышает роль учета и контроля за рациональным использованием всех средств, в том числе и основных средств.

Оглавление

Введение 3 стр.
1. Понятия и виды основных средств:
1. Сущность понятия «Основные средства» 4 стр.
2. Классификация основных средств 6 стр.
2. Понятия, виды и сроки проведения инвентаризации:
1. Понятия и цели 9 стр.
2. Классификация инвентаризаций 11 стр.
4.Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете 17 стр.
5.Заключение 19 стр.
Список используемых источников 20 стр.

Файлы: 1 файл

на выкл.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

     2. Отражение неучтенных хозяйственных и финансовых операций.

     3. Контроль сохранности имущества.

     4. Контроль за полнотой и своевременностью расчетов по хозяйственным договорам и обязательствам, по уплате налогов и сборов.

     5. Проверка условий и порядка  хранения товаров.

     6. Выявление залежавшихся, неходовых,  устаревших товаров.

     7. Проверка соблюдения принципа материальной ответственности.

     8. Проверка состояния учета и организация движения товарных запасов.

     9. Проверка отражения всех хозяйственных операций в документах и в бухгалтерском учете и т. д.

     Необходимость инвентаризации обусловлена рядом  причин, основными из которых являются:

     1. Выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям -штрафам за сокрытие прибыли.

     2. Изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т. д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально.

     3. Стихийные бедствия, пожар, авария  и т. д.

     4. Кражи, злоупотребления.

     5. Недоверие к материально ответственному  лицу.

     6. Проведение ревизий, аудиторских  проверок.

     7. В случае смены бригадира при бригадной материальной ответственности.

     8. По требованию судебно-следственных  органов.

     Таким образом, чтобы обеспечить контроль за сохранностью хозяйственных средств  и для полного соответствия данных учета фактическим остаткам, для обеспечения реальности показателей бухгалтерского учета используется элемент метода бухгалтерского учета - инвентаризация, т.е. установление фактического наличия средств и их источников, произведенных затрат и т. д. путем пересчета остатков в натуре или проверки учетных записей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Классификация инвентаризаций. 

     Самая подробная классификация инвентаризаций была дана в 1934 г. выдающимся итальянским бухгалтером Пьетро д'Альвизе.

     Он  выделил восемь классификационных оснований: по объему (полные, частичные); по принадлежности (имущество в организации и вне ее); по цели (вступительные, последующие, при передаче ценностей, ликвидационные); по последовательности (от объекта к регистру, от регистра к объекту); по субъекту (ординарные - инициатива собственника; экстраординарные - инициатива внешних органов: судебных, финансовых и т.п.); по использованию данных (информативные и доказательные); по степени агрегирования (дифференцированные, интегрированные); по форме описи (устные, письменные, на механических носителях); по способу проведения.

     Разберем  подробнее эти классификации.

     По  объему, разделить инвентаризации очень  трудно, ибо совершенно не ясно, что  такое полная инвентаризация. Объективный критерий тут один - тотальная проверка наличия всего имущества, имеющегося в стране, как в организациях, в учреждениях, так и у всех граждан. Совершенно очевидно, что такая инвентаризация невозможна. Поэтому любая инвентаризация, в сущности, носит частичный и одновременно полный характер. Отсюда вытекают два вывода первостепенной важности:

     * степень полноты инвентаризации задается субъектом ее назначающим;

     * частичной инвентаризация может  быть признана только по отношению  к ранее заданной полной инвентаризации.

     В настоящее время имеет место монетарная выборка, при которой проводится строгое разграничение между фундаментальными статистическими понятиями: единица наблюдения и единица совокупности. В данном случае, применительно к товарной массе, единицей наблюдения выступает наименование товаров, а единицами совокупности будут или стоимостные, или натуральные величины.

     По  принадлежности предполагается, прежде всего, установить место нахождения имущества: оно может быть сдано в аренду, числясь на балансе арендодателя; отгружено покупателю, но не известно, получил ли он это имущество и т.д.

     Однако  гораздо важнее установить при инвентаризации, о каком имуществе идет речь: о том, которое находится во владении организации, или о том, которое находится в его собственности. Обычно инвентаризация преследует первую задачу - она достигается проще, но вторая задача важнее, особенно с позиций юридической мантии.

     По  цели, которую ставят администраторы, назначающие инвентаризацию выделяют:

     а) вступительные (начинательные) инвентаризации необходимы в начале любой хозяйственной деятельности. (Некоторые специалисты считают, что такие инвентаризации обычно не проводятся, но ведь это не значит, что они не проводятся вообще. И даже, если бы они не проводились никогда, они заслуживают внимания как логически обоснованные.)

     б) последующие, по более распространенной терминологии, текущие - те обычные инвентаризации, включая перманентные, которые проводятся ради того, чтобы и собственники, и администраторы могли убедиться в репрезентативности (точности) учетных данных.

     Последующие - текущие инвентаризации проводятся при следующих обстоятельствах:

     1) согласно плановому графику;

     2) по сигналам, когда администрации сообщают о неблагополучии в деле хранения и реализации товарно-материальных ценностей;

     3) при стихийных бедствиях (пожаре, наводнении) - цель инвентаризации зафиксировать факт гибели ценностей. Сюда же относят потери от краж;

     4) при переоценке ценностей;

     в) при передаче ценностей - обязательные инвентаризации, проводимые при смене материально ответственных лиц и дающие, как правило, очень высокий результат в смысле точности данных. Однако парадоксальность заключается в том, что большинство недостач выявляются не при этой инвентаризации, так как материально ответственные лица, заранее зная о предстоящей проверке, подготавливаются к сдаче имущества;

     г) ликвидационные - связаны с закрытием  организации и имеют огромное значение в связи с тем, что у ликвидируемой организации, как правило, возникает необходимость оплатить очень большие долги. (Д'Альвизе не упомянул еще одну очень важную разновидность: инвентаризации, проводимые в целях выявления форс-мажорных обстоятельств. Эти инвентаризации выявляют, как правило, больше всего недостач.).

     По  последовательности - одна из определяющих классификации, вытекающих из учетных процедур. Лучшим считается подход от объекта к регистру, так как предполагается, что материально ответственное лицо, не зная, сколько каких ценностей за ним числится, представит объективную картину состояния дел. На практике преобладает подход от регистра к объекту, ибо он легче и для проверяющего, и для проверяемого, так как заранее известен результат, на который следует выйти. Но крупный недостаток данного подхода заключается в том, что он облегчает и фальсификацию результатов инвентаризации. Однако при проведении перманентных инвентаризаций этот подход до некоторой степени оправдан, но даже в этом случае следует предпочесть подход от объекта к регистру.

     По  субъекту выделяют инвентаризации:

     а) ординарные, проводимые по инициативе собственников или администраторов;

     б) экстраординарные, предпринимаемые  по настоянию каких-либо сторонних  органов, например, банков или же по решению судебных органов. В последнем  случае, если дело дошло до этих органов, то положение, в сущности, вышло из под контроля администрации организации.

     По использованию данных выделяют:

     а) информативные - необходимы только для подтверждения какой-либо гипотезы, например, насколько обоснованы испрашиваемые фирмой кредиты. Информативные инвентаризации преследуют, прежде всего, экономические цели;

     б) доказательные - применяются в случае необходимости обосновать возможность судебного иска или для опровержения последнего. Доказательные инвентаризации преследуют, прежде всего, юридические цели. Эта классификация несколько условна, так как, в сущности, любая доказательная инвентаризация - информативна, но, правда, не все информативные инвентаризации доказательны. Кроме этих, возникают другие трудности, например:

     а) частичная выборочная инвентаризация, безусловно, информативна, но доказательна ли она;

     б) перманентная инвентаризация информативна, однако, с точки зрения судебного разбирательства, ее результаты, как правило, довольно трудно доказуемы.

     Более правильным было бы деление на инвентаризации, которые могут служить основанием для предъявления иска или недостаточные для этого. Однако и тут возникает сложность: ведь сразу же после окончания инвентаризации трудно решить степень ее юридической доказательности, это решает суд. Направлять или не направлять иск в суд зависит от администрации, но это, в свою очередь, опять-таки только подчеркивает условность данной классификации.

     По  степени агрегирования различают  инвентаризации:

     а) дифференцированные, т.е. доведенные до каждого наименования ценностей;

     б) интегральные - инвентаризуются ценности только в той или иной степени агрегированной группы.

     С точки зрения бухгалтера, практическое значение имеют дифференцированные инвентаризации, так как в этом случае ему необходимо сверить каждое наименование товаров, имеющихся в наличии, с их численностью по данным учета.

     По  форме описи - деление по видам носителей информации;

     По  способу проведения выделяются два вида инвентаризаций:

     а) заранее объявленные (назначенные) - ответственные лица знают о времени проведения инвентаризации и обязаны подготовиться к ней;

     б) внезапные - ответственные лица не знают о времени проведения инвентаризации и не могут заранее подготовиться к ней.

     Оба вида инвентаризаций имеют преимущества и недостатки.

     При практическом подходе к инвентаризации многие современные бухгалтеры, исповедующие старые идеи, считают, что каждый баланс должен быть подтвержден инвентарной описью, иначе баланс будет нереальным. Это ошибочное заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Отражение  результатов инвентаризации в  бухгалтерском учете. 

     Выявленные  при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации в следующем порядке:

     - основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежит оприходованию по дебету соответствующих счетов (01, 11, 12 и др.) с отнесением его на финансовые результаты (счет 80) у организаций или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;

     - все недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, независимо от причин возникновения, списывают с кредита соответствующих счетов (10, 12 и др.) в дебет счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

     Недостачи ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в установленном  законодательством порядке, списываются  с кредита счета 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" на издержки производства и обращения у организаций или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетных организаций. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыли рассматривается как недостача сверх норм.

     Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порчу сверх норм естественной убыли, а также превышение стоимости недостающих ценностей над оказавшимися в излишке, возникающее при пересортице, относят на виновных лиц и оформляют бухгалтерской записью:

Информация о работе Инвентаризация основных средств