Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:14, курсовая работа
Привлеченные возможностью получения высоких доходов от кредитных операций, многие банки (в том числе мелкие и средние, не имеющие достаточных резервных средств и опыта) стали участниками рынков капиталов. Поэтому корреспондентские отношения явились гибким инструментом приспособления к новым условиям. Важное значение приобрели личные связи, и в поисках надежных партнеров банки стали обращаться в первую очередь к своим традиционным корреспондентам.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1.Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов………….…5
1.1.Основы организации корреспондентских отношений…………………...6
1.2.Эволюция межбанковских расчетов……………………………………..11
2.Характеристика межбанковских расчетов…………………………………...15
2.1. Расчеты через расчетно-кассовые центры…………………………..16
2.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках…………………………………………………………………………….21
2.3. Клиринговые расчеты………………………………………………...23
2.4. Проблемы развития банковской системы и пути их преодоления...27
2.4.1. Сбои и задержки платежей в РКЦ…………………………………...27
2.4.2. Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков……………..30
2.4.3. Расхождения в учете расчетных операций в РКЦ…………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…
Важно
отметить и такое обстоятельство.
Неудовлетворительное техническое
обеспечение межбанковских
Для
укрепления материально-технической
базы подразделений Банка России
принимаются необходимые меры. Главное
управление Банка России заменило прежние
устаревшие ЭВМ на современную банковскую
технику. Банком России в некоторых
регионах проводятся эксперименты,
связанные с внедрением системы
электронных платежей по сч. 872 Внедрена
система прямого ввода
Рассмотренные выше нарушения в межбанковских расчетах вызваны, главным образом, плохой работой РКЦ. Но в ряде случаев они происходят и по вине коммерческих банков.
Сбои
в расчетах иногда заведомо возникают
по вине самих коммерческих банков.
Последние, стремясь увеличить свою
ресурсную базу, в ряде случаев
преднамеренно задерживают
По информации Главного управления Банка России по Москве, нередки случаи, когда деньги уже перечислены коммерческим банкам на их корсчета, но клиенты в течение длительного периода времени не могут получить причитающиеся им суммы. При этом банки уверяют клиентов, что платежи за товары и услуги еще не поступали от экономических контрагентов и "застряли" в РКЦ.
Отдельные коммерческие банки специально задерживают в последний рабочий день месяца операции по зачислению средств на расчетные счета хозорганов, с тем, чтобы улучшить экономические нормативы.
Задерживают платежи клиентам, особенно при межгосударственных расчетах, и некоторые другие банки. Приведем отдельные примеры.
По данным Главного управления Банка России по Москве, в банк "Индустрия-сервис" для клиента были перечислены 251,8 тыс. руб. из РКЦ 19 июля 1992 г. Уже после этого указанный банк направил запрос в РКЦ, а клиента в Вильнюс за дубликатом расчетного Документа. 15 октября 1992г., т.e. спустя три месяца банк представил новый документ, в котором просил зачислить сумму по дубликату.
Двум клиентам Мосбизнесбанка суммы в 1175.8тыс. руб. и 424,2 тыс. руб. были перечислены из РКЦ 24 сентября 1992 г., а запрос из банка на них пришел в РКЦ 22 октября 1992 г.
Для
повышения экономической
Однако
такого рода ошибки при совершении
расчетных операций все еще нередки.
В результате банковские структуры
замедлили движение платежных средств
производителей. К тому же высокие
темпы инфляции в значительной мере
снижают эффективность
В
отдельных странах СНГ
Национальный банк Беларуси установил максимальный срок осуществления расчетов - 5 рабочих дней с момента принятия расчетно-платежного документа от клиента до момента зачисления средств на счет получателя. За задержку сверх этого срока коммерческий банк уплачивает своему клиенту пени в размере, определенном до говором, но не менее 0,5% от несвоевременно зачисленной суммы за каждый просроченный день. Данная мера применяется и к Центру межгосударственных и межбанковских расчетов.
Верховный Совет Республики Казахстан принял временное положение об экономических санкциях за нарушение порядка проведения безналичных расчетов. Указанные санкции применяются как к коммерческим финансовым структурам, так и к РКЦ Национального банка. Этим же документом установлен сроки прохождения расчет платежных документов в пределах города (района) - 3, области - 7 и республики - 12 банковских дней.
Серьезным
нарушением установленного порядка
организации межбанковских
Расхождения в учете РКЦ и коммерческих банков могут стать причиной разного рода финансовых злоупотреблений. Для усиления контроля за состоянием корреспондентских счетов целесообразно расширить права коммерческих банков и РКЦ в части определения сроков проведения взаимной выверки расчетов. А именно, периодичность ее могла бы быть чаще, чем один раз в месяц, как это предусмотрено п. 3.8 Положения, и должна быть зафиксирована в типовом договоре на расчетно-кассовое обслуживание банков со стороны РКЦ, например один раз в 5, или 15 дней. Такой, порядок взаимной выверки расчетов на основании выписок по корсчетам предусматривался Положением Госбанка СССР от 23 ноября 1990г. № 25703/814 "Об организации расчетов между банками".
Следует
отметить, что определенные сложности
в выверке расчетов, исходя из выписок
по корсчетам связаны с
Между
тем в вышеуказанном Положении
Госбанка СССР обращается особое внимание
на необходимость обеспечения
Очевидно, что второй вариант более предпочтителен для достижения идентичности бухгалтерского учета расчетных операций в банках и РКЦ.
Можно спорить о том, является ли управление корреспондентскими счетами наукой или искусством. Мнение автора на этот счет таково: в настоящее время - это искусство, основанное на интуиции банкиров, в недалеком будущем при наличии мощных аналитических программных систем такое управление превратится в науку.
Теоретически все "частные" расчетные системы можно разделить на те, которые много платят за привлечение денежных средств, и те, которые предоставляют максимальные удобства для их использования. Выбор "золотой середины" предопределяет как эффективность, так и устойчивость каждой расчетной системы.
Ситуация становится зеркальной для каждого банка-участника. Необходимо четко знать экономические условия работы по каждому корсчету: чаще всего системы, дающие высокие проценты по открытым лоро-счетам, гарантируют списание с лоро-счетов (для банка-отправителя это ностро-счет), но доставка средств может быть отделена по времени.
Конечно же, такая задержка не обязательно сопровождает каждый платеж, но для банков-гигантов расчетные центры являются лишь одним из отделов. Поэтому в трудной ситуации нет гарантии оттого, что для сохранения "чести всего мундира" в зависимое положение руководство банка поставит именно расчетный центр. В этом случае могут пострадать участники расчетной системы.
Более
привлекательным видится
Что же необходимо учитывать банкирам для грамотного управления корреспондентскими счетами? С лоро-счетами в собственном банке вроде бы попроще: эти счета являются внутрибалансовыми для банка и полностью управляются самим банком. Банк-корреспондент только отдает распоряжение на перевод средств, а перевод уже осуществляет сам банк. Никаких проблем не возникает при переводе средств с одного лоро-счета на другой лоро-счет - кредитный ресурс ни на секунду не уходит из банка.
В случае необходимости перевода средств с лоро-счета во "внешний мир" это перечисление можно сделать в удобном для банка режиме, разумеется, в рамках договора по обслуживанию конкретного лоро-счета. Главная аналитическая функция по обслуживанию лоро-счетов состоит в планировании дебетового потока как внутри расчетной системы, так и из расчетной системы во "внешний мир" (что гораздо важнее).
С ностро-счетами в других банках все гораздо сложнее, и с ними необходимо работать осторожнее. Если ностро-счет всего один, то тогда необходимо точно знать проценты по данному счету, текущий остаток, стоимость выполнения операций, средние и минимальные сроки операций, и лишь отслеживать выполнение договора банком-корреспондентом. Хорошо, если банк может влиять на срок исполнения платежей с ностро-счета, хотя бы за счет стоимости такого исполнения.
Если же ностро-счетов больше одного, то необходимо принимать во внимание и другие слабо формализуемые факторы: альтернативы в выборе оптимального пути отправки платежа, ответственность корреспондента за выполнение операций, надежность конкретной валюты и валютного рынка в конкретном регионе (для стран СНГ), устойчивость и деловую репутацию партнера (особенно щекотливы ситуации, когда появляющиеся "местные" нормативные акты вступают в противоречие с ранее заключенными договорами), уникальность услуг банка (проведение операций на бирже подразумевает открытие корсчета в банке, обслуживающем эту биржу).
На основе всей этой совокупности данных и со знанием интересов собственных клиентов можно уже планировать обороты по ностро-счетам, оценивать устойчивость оборота и критичность оборота, прогнозировать остатки по конкретному счету и совокупных остатков. "Высшим пилотажем" управления можно считать такой уровень прогнозирования, при котором средства банка заранее распределяются по ностро счетам с целью эффективного проведения плановых операций по счетам клиентов и в интересах самого банка.
Кажется, что аргументов для выбора определения: "наука" или "искусство" вполне достаточно. Теперь об одном банке, обслуживающим только межбанковские расчеты и ничего больше: о Межрегиональном клиринговом банке "Оргбанк". Существующая в банке технология взаиморасчетов разработана фирмой "ПрограмБанк". Это технология реального времени и гарантированного прохождения платежей.