Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:14, курсовая работа
Привлеченные возможностью получения высоких доходов от кредитных операций, многие банки (в том числе мелкие и средние, не имеющие достаточных резервных средств и опыта) стали участниками рынков капиталов. Поэтому корреспондентские отношения явились гибким инструментом приспособления к новым условиям. Важное значение приобрели личные связи, и в поисках надежных партнеров банки стали обращаться в первую очередь к своим традиционным корреспондентам.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1.Необходимость сущность и значение межбанковских расчетов………….…5
1.1.Основы организации корреспондентских отношений…………………...6
1.2.Эволюция межбанковских расчетов……………………………………..11
2.Характеристика межбанковских расчетов…………………………………...15
2.1. Расчеты через расчетно-кассовые центры…………………………..16
2.2. Расчеты через корреспондентские счета, открываемые в других банках…………………………………………………………………………….21
2.3. Клиринговые расчеты………………………………………………...23
2.4. Проблемы развития банковской системы и пути их преодоления...27
2.4.1. Сбои и задержки платежей в РКЦ…………………………………...27
2.4.2. Нарушения в расчетах по вине коммерческих банков……………..30
2.4.3. Расхождения в учете расчетных операций в РКЦ…………………..32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…
Наиболее
яркими отличительными чертами условий,
в которых развивается
Различают
две основные модели клиринга: без
предварительного депонирования денежных
средств на счетах банков-участников
и с предварительным
Главной отличительной особенностью Расчетных Палат перед обычными банками является наличие специальной лицензии Центрального Банка России, которая не дает им право производить кредитные функции. Поэтому мы можем говорить именно о надежности проведения платежей через небанковские кредитные организации. Клиринговое учреждение свободно от основных банковских рисков и несет ответственность за правильность расчетов чистых позиций банков-участников, своевременное отражение чистых позиций по их счетам и дебетовое сальдо по своему корреспондентскому счету, если оно образовалось в результате операций, связанных с собственной хозяйственной деятельностью.
При
этом основным направлением деятельности
почти всех Расчетных Палат является
проведение региональных и внутри региональных
расчетов. Работает схема, при которой
взаимозачет (клиринг) производится между
банками-корреспондентами по бухгалтерским
книгам в Расчетных Центрах - клиринговых
палатах. Банки-корреспонденты выходят
на связь с центрами по несколько
раз в день. Электронный документооборот
в таких клиринговых палатах
очень высок, т.к. согласно статистике
порядка 70-80% всех платежей являются местными.
Таким образом, удается сократить
время прохождения платежей между
банками до режима реального времени,
что является экономически выгодным
для них, позволяя оборачивать денежные
средства по несколько раз в день.
В клиринговых центрах
До недавнего времени Расчетные Палаты были замкнуты только на свои регионы и их возможностями не могли пользоваться банки-участники из других областей России. Ситуацию изменил Межбанковский Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата", имеющий корреспондентские отношения со всеми Расчетными Палатами России, что позволяет ему оперативно проводить платежи не только из регионов на Москву и обратно, но и проводить платежи между клиентами двух разных Расчетных Палат практически в режиме реального времени. Кроме того, Расчетный Центр "Московская Расчетная Палата" имеет доступ в межрегиональную электронную платежную систему Банка России, что позволяет оперативно вести платежи с регионами, которые не имеют клиринговых центров.
Специально
разработанные организационно-
Прием
платежных документов на списание средств
с корреспондентского счета текущей
датой в Расчетном Центре “Московская
Расчетная Палата” установлен до
17.00 московского времени. Данная особенность
позволяет руководству
Главными недостатками межбанковских расчетов стали сбои и задержки платежей в РКЦ. Одной из их причин является рутинная бумажная технология межхозяйственных расчетов. При акцептной форме расчетов, а также расчетах платежными поручениями, на которые в совокупности приходилось свыше 90% платежного оборота, используются расчетные документы в 5-ти и более экземплярах при каждой оплате, что обусловливает большой поток бумажных носителей финансово - денежной информации. Помимо высокой трудоемкости подобных расчетных операций больше вероятность совершения различного рода ошибок при их проведении. Характерные из них: неполное комплектование документов, подлежащих отправке вместе с банковскими авизо; утеря и разукомплектование их в ходе пересылки, сортировки и обработки в банках РКЦ; засылка не по адресу.
Все
эти трудности и недостатки особенно
обострились в начальный период
внедрения межбанковских
Коммерческие
банки и их клиенты часто не
знали реального состояния
Задержки
в расчетно-кассовых центрах возникают
по следующим причинам: передачей
банками документов в РКЦ после
истечения установленного операционного
дня; необходимостью выяснения с
банками принадлежности переводов
денежных средств; неудовлетворительным
качеством оформления банками документов
(неясным оттиском гербовой печати,
не проставленными реквизитами банков
и их клиентов, а также шифрами
расчетных операций); оформлением
авизо РКЦ устаревшими
Однако неточности и ошибки, сбои, хотя и в меньших масштабах, к сожалению, продолжают иметь место. Например:
1.
Имеются случаи не зачисления
или зачисления не в полной
сумме на корреспондентские
2.
Допускаются факты зачисления
на корреспондентские счета
3.
Продолжается практика
4.
В ряде РКЦ бытует практика
зачисления средств на
5.
При розыске сумм платежей
во многих случаях возникает
необходимость запросов
Причины столь неблагополучного положения дел в области межбанковских расчетов во многом кроются в перегруженности РКЦ, вследствие не отработанной технологии электронного обмена.
Замедление в межбанковских расчетах нередко происходит из-за сбоев в работе органов связи. В ряде регионов фактические сроки пробега почтовых авизо превышают нормативные. РКЦ не всегда и в полном объеме предъявляют штрафы к почте. В этой связи некоторые банкиры-практики предлагали увеличить плату органам Минсвязи за введение особого режима прохождения банковских документов.
И все же более всего обусловил плохое качество межбанковских расчетов слабый уровень их технического обеспечения.
Основной причиной плохого качества межбанковских расчетов является отставание в уровне технической оснащенности участников расчетов
Переход
банков на расчеты через
Объем ежедневного документооборота при межбанковских расчетах весьма значителен. Например, в Москве он составлял на 1994 год около 1000 телеграфных и 3-4 тыс. сводных авизо. С переходом к расчетам через корсчета поток расчетных документов клиентов сразу вырос в 8-10 раз (с 7 до 50-70 тыс. документов в день).
Система обработки и передачи банковской информации на базе ЕС ЭВМ не позволяет осуществлять передачу данных по сетям на коммутируемых каналах связи, обладает низкой надежностью и требует больших затрат на эксплуатацию; необходимо вмешательством специалистов банка на всех уровнях обработки и передачи данных.
Из-за слабой технической оснащенности РКЦ большой объем операций выполняется вручную. Между тем квалифицированный операционный работник может обработать в день лишь около 500 документов. Один же день задержки в их обработке "стоит" от 10 до 300 млрд. руб. За каждый месяц, пока идет платежное поручение, банк теряет 10% своей прибыли.
В Москве в распоряжении Главного управления Банка России до недавнего времени находились установленные в 1984-1985 гг. ЭВМ типа ЕС, которые не могли справиться с обработкой резко возросшего объема информации.