Государственное планирование развития сельского хозяйства во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:11, реферат

Краткое описание

Основной задачей государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах является поддержка производителя как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного рынка. Цель применяемых государством мер - создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше приоритетных) конкурентных возможностей с производителями из третьих стран.

Оглавление

Введение…………………………………………………………… 2

Глава 1. Особенности планирования развития сельского хозяйства во Франции.……………………………………………..
3

Глава 2. Структура АПК Франции ………………………………

8

Глава 3. Зарубежный опыт долгосрочного прогнозирования Франции …………………… ……………………………………… 15

Заключение……………………………………………………….… 16

Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

Гос рег Франции- реф отправлен.docx

— 37.01 Кб (Скачать)

    В компетенцию Высшего совета входят межотраслевые организации по зерну, скоту, молочному хозяйству, сахару, масличным и другим продуктам, через которые регулируется  внутренний рынок с/х- ой продукции, выплачиваются субсидии на ее хранение, переработку и экспорт, производится закупка с/х  продуктов по гарантированным ценам,   

   Существуют два типа межотраслевых организаций: государственные или полугосударственные, осуществляющие меры административного регулирования производства и сбыта соответствующих продуктов; ассоциации частных предпринимателей компаний, призванные активно содействовать государственным межотраслевым учреждениям, а также давать правительственным органам рекомендации относительно соответствующих отраслей АПК.

    Основные функции Министерства сельского и лесного хозяйства(МСЛХ) сводятся к координации финансовых, административных и технических мер в области продовольственного комплексного и лесного хозяйства. МСЛХ изучает проблемы модернизации сельского хозяйства, тарифной политики, воздействия на рынок сельскохозяйственной продукции, поощрения экспорта продукции. Оно выполняет задачи по контролю качества продовольствия, защите растений и охране животных, международной кооперации в области продовольственного хозяйства.

   Структура МСЛХ во Франции отражает выполняемые им функции. В его состав входят 9 подразделений ( Главные управления, управления и службы), которые укомплектованы узкоспециализированными структурными единицами для решения поставленных задач.

   На местном уровне управление продовольственным комплексом осуществляют 22 региональных и 100 департаментских управлений. Региональные и департаментские управления находятся в непосредственном контакте с перерабатывающей промышленностью, фермерами и другими категориями сельского населения.

   Характерной чертой французской системы управления сельскохозяйственном является то, что в ней значительное место принадлежит различным профессиональным сельскохозяйственным органам. Из них две реальные силы оказывают заметное влияние на формирование аграрной политики - система Сельскохозяйственных палат и сеть профессиональных союзов. Они осуществляют определенные нормативные полномочия: кодифицируют местные  сельскохозяйственные традиции, распространяют нормы по сбыту сельхозпродукции. Бюджет Сельскохозяйственных палат формируется за счет налога с земельных собственников, субсидий, обязательств потребителей и займов.

    Существенное влияние на аграрную политику государства оказывает развитая сеть профессиональных союзов. Наиболее крупной и влиятельной является Национальная федерация профсоюзов сельскохозяйственных производителей.

    Благодаря активному участию профессиональных организаций в регулировании аграрных отношений во Франции сложилась разветвленная система профессиональных организаций с иерархическим соподчинением. Это способствовало становлению сельского хозяйства как самостоятельной отрасли французской экономики и формированию аграрного права как отрасли права.

   Современная французская система организации сельского хозяйства характеризуется всепроникающим присутствием представителей сельскохозяйственной профессии во всех звеньях этой системы и на всех ее уровнях вплоть до выработки аграрной политики Франции и Европейского сообщества на перспективу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Зарубежный опыт долгосрочного прогнозирования Франции.

    Во  всех зарубежных странах существует единое мнение, что АПК как важнейший  сегмент экономики требует для  своего нормального развития долговременных прогнозов и программ. Только долгосрочное прогнозирование позволяет разумно  инвестировать основные сферы АПК. Существующие в мире прогнозы условно  можно разделить на две большие  группы: прогнозы объемов производства сельскохозяйственной продукции и  прогнозы ее потребления.

    Для прогнозирования объемов производства сельскохозяйственной продукции в  рыночных условиях широко применяется  моделирование экономических процессов, используются коэффициенты эластичности в зависимости от цен реализации продукции и уровня цен на средства производства. Фермерам довольно сложно приспосабливаться к ценам реализации продукции, обусловленным рыночными  условиями. Так, сравнительно небольшое  повышение цен на рынке зерна  приводит к очень быстрому переполнению последнего. И наоборот, при снижении цен фермеры стремятся увеличить  объем поставок на рынок зерна  с тем, чтобы сохранить общую  сумму дохода. Зерновая отрасль более  гибко может приспособиться к  рынку. Сложнее прогнозировать ситуацию в животноводстве, так как повышение  или понижение цен на продукцию  этой отрасли может привести к  цикличности производства. Такой  цикл в свиноводстве длится четыре-пять лет, в мясном скотоводстве - девять лет.

    Существенное  влияние на изменение цен и  объемов производства оказывают  составляющие издержек производства, т.е. стоимость поставок удобрений, техники, комбикормов.

       Во Франции при прогнозировании используются два важнейших подхода: экстраполяция сложившихся тенденций, графические методы и моделирование будущего развития сельского хозяйства. Прогнозирование сельского хозяйства становится составной частью общегосударственных и межгосударственных целевых программ.

     Формирование пятилетней программы социально-экономического развития  во Франции осуществляется в три этапа. Центральным органом, осуществляющим взаимодействие со всеми участниками разработки государственной программы, является Генеральный комиссариат по планированию при правительстве Франции.

    На первом этапе готовятся два прогноза: развития производства и обеспечения национальной безопасности. Очевидно, что данный подход может быть использован и у нас, так как нет четкого согласования между общеэкономической программой развития и стратегией экономической безопасности страны.

    Первый прогноз выявляет основные направления экономического развития страны, которые будут гарантировать рост производства национального продукта в достаточно значительном временном периоде (10 лет), и устанавливает прогнозные индикаторы совокупного спроса. Второй содержит индикаторы на завершающий год разработки программы. Кроме того, в рамках данного прогноза определяются темпы роста основных экономических показателей и одновременно осуществляется проверка последних на совместимость.

    Каждый из названных прогнозов разрабатывается следующим образом. Показатели производства продукции и внутренних расходов прогнозируются экзогенно, после чего определяются условия достижения равновесия. Затем составляется сводная экономическая таблица, где выделяются три укрупненных сектора экономики (сырьевые производства и сельское хозяйство, промышленность и услуги) и три укрупненные категории конечных потребителей продукции (государственное потребление, капитальные вложения в социальную сферу и внешняя торговля). Кроме того, в сводной экономической таблице отражается оценка трудовых ресурсов и капитала. 

     На завершающей фазе первого этапа разработки общенациональной программы развития используется инструментарий системы национальных счетов.

    На втором этапе формирования общенациональной программы осуществляется дезагрегация плановых показателей, рассчитанных на первом этапе. Первоначальная сводная экономическая таблица детализируется в разрезе 16 "чистых" отраслей и 35 регионов. Затем проводится дезагрегация по 14 категориям экономических субъектов и 10 финансовым операциям.

    На третьем этапе разработки программы в работу включается "комиссия по модернизации", создаваемая Комиссариатом по планированию при правительстве Франции. В ее состав входят представители отраслевых ведомств, предпринимателей и профсоюзов. Комиссия осуществляет дальнейшую детализацию параметров программы. Однако главное назначение комиссии состоит в тестировании плановых параметров на сбалансированность и соответствие макроэкономическим целям. Ключевая задача заключается не столько в обработке статистических показателей, сколько в том, чтобы дать такие ориентиры для менеджеров государственных и частных предприятий, которые соответствовали бы их интересам и, главное, способствовали достижению основных индикаторов программы.

     Тщательно и всесторонне обоснованные, плановые показатели общенациональных программ социально-экономического развития выступают, прежде всего, в качестве экономических индикаторов - носителей информации относительно прогнозируемой экономической конъюнктуры. Корректировка программ осуществляется органами, разрабатывающими их. В этих целях создаются соответствующие подразделения, в функции которых входят постоянный мониторинг динамики фактических показателей и их сравнение с индикативными показателями. При отклонении фактических результатов от намечавшихся проводится анализ причин этого и, при необходимости, принимаются меры для корректировки программы. Ядром анализа, прогнозирования и планирования являются модели "затраты выпуск" , или межотраслевые балансы производства и распределения продукции.

    Важнейшим моментом является взаимосвязь общенациональной программы социально-экономического развития страны и бюджета. В промышленно развитых странах общенациональные программы социально-экономического развития разрабатываются совместно с бюджетом и предшествуют ему. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Заключение.

    Необходимым элементом системы государственного регулирования экономики, без которой не обходится сейчас ни одно государство с рыночной экономикой, является индикативное (рекомендательное) планирование. Так, главное содержание французского индикативного плана состоит в обосновании и определении целей, задач, направлений и методов реализации государственной социально-экономической политики. План служит основой проведения налоговой, кредитной, инвестиционной, страховой, ценовой, таможенной и лицензионной политики и политики субсидий, мер по формированию государственных и негосударственных секторов экономики.

     Сложившаяся во Франции система государственного планирования функционирует как стабильный административно-правовой институт. С помощью этого института государство смогло аккумулировать и направить большие финансовые средства на развитие национальной экономики.

    Оценивая  зарубежный опыт Франции в управлении агрокомплексом, необходимо отметить, что основной потенциал экономически развитых стран заключается не столько в количестве аграрных предприятий, объемах производимой сельскохозяйственной продукции, сколько в научно-техническом уровне обеспечения производственного процесса, в умении рационально использовать ограниченные производственные ресурсы за счет повышения эффективности системы управления. Названные факторы, безусловно, способствуют повышению качества выпускаемой сельхозпродукции и обеспечивают ей достаточно высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

    Конечно же, Россия, с учетом и ее географического  положения и природно-климатических  условий, не должна копировать западную модель управления аграрным производством. Для России необходимо перенимать все  то положительное, что делается на Западе в целях повышения эффективности функционирования АПК за счет совершенствования системы управления. 

    Список  литературы. 

    1. Бигдай О. Олигополизация аграрного  сектора США/О. Бигдай //Международный  сельскохозяйственный журнал.-2009.-№3. С24-27. 

    2. Бутырин В. Управление аграрным  производством в зарубежных странах  / В. Бутырин// Международный сельскохозяйственный  журнал.- 2007.-№4. С15-17. 

    3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 480 с. 

    4. Петрюк НН, Губская Е.В. Планирование  и прогнозирование развития АПК:  Учебное пособие. - Белгород: Изд-во  БелГХА, 2005. 166с.

          5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399 с. 

          6. Гусейнов Р.М. Семинихина В.А. Экономическая история. История экономических учений// М.: «Омега», 2006.- 384с. 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное планирование развития сельского хозяйства во Франции