Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:11, реферат
Основной задачей государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах является поддержка производителя как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного рынка. Цель применяемых государством мер - создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше приоритетных) конкурентных возможностей с производителями из третьих стран.
Введение…………………………………………………………… 2
Глава 1. Особенности планирования развития сельского хозяйства во Франции.……………………………………………..
3
Глава 2. Структура АПК Франции ………………………………
8
Глава 3. Зарубежный опыт долгосрочного прогнозирования Франции …………………… ……………………………………… 15
Заключение……………………………………………………….… 16
Список литературы………………………
Государственное планирование развития сельского хозяйства во Франции.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
2 | ||
Глава 1. Особенности планирования развития сельского хозяйства во Франции.…………………………………………….. |
3 | ||
Глава 2. Структура АПК Франции ………………………………
|
8 | ||
Глава 3. Зарубежный опыт долгосрочного прогнозирования Франции …………………… ……………………………………… |
15 | ||
Заключение…………………………………………………… |
16 | ||
Список литературы……………………………………………….. |
17 | ||
Введение.
Зарубежная концепция управления аграрным производством исходит из такой точки зрения, согласно которой без государственного регулирования и поддержки государства деятельность сельскохозяйственных предприятий малоэффективна, хотя в экономической теории стран Европы и Америки долгое время господствовало убеждение о самодостаточности рыночного механизма, саморегулирования экономики в целом и сельского хозяйства, в частности.
Основной задачей государственного регулирования аграрного сектора в развитых странах является поддержка производителя как наименее защищенного субъекта во всей инфраструктуре продовольственного рынка. Цель применяемых государством мер - создание условий для прибыльного функционирования сельскохозяйственных предприятий в условиях развитого рынка и обеспечение для них равных (а лучше приоритетных) конкурентных возможностей с производителями из третьих стран.
Следует
отметить, что система управления
агросистемой во многих развитых зарубежных
странах состоит не только из государственного
регулирования, но и хозяйственного
самоуправления. Опыт Франции и других
стран свидетельствует о том,
что параллельно с
Глава
1. Особенности планирования
развития сельского
хозяйства во Франции.
Государственное планирование рассматривается как основной инструмент создания "управляемой" рыночной экономики. Особый познавательный интерес представляет эволюция содержания института государственного планирования - от программирования к стратегическому планированию.
Первый период формирования института государственного планирования связан с созданием его организационных основ.
Генеральный комиссариат плана Ж. Моне убеждает де Голля (в тот период главу Временного правительства) ввести систему индикативного планирования, совместимого с рыночной экономикой. Декретом от 3 января 1946 г. создаются Совет по планированию общественно-экономического развития страны и Генеральный комиссариат плана, подчиненный председателю Совета, а затем Премьер-министру. На него возлагается задача по составлению и контролю за выполнением плана развития. План, окончательная форма которого должна быть одобрена Президентом, служит ориентиром, направлением и основой программ государственных и частных инвестиций.
Закон о плане социального и экономического развития. В проекте плана, представляемом Правительством палатам Парламента на обсуждение и утверждение, предусматривается роль Правительства в выполнении плана. Работа комиссий по планированию над докладами ведется параллельно с составлением и редакцией самого плана внутри инстанций, которые проводят трехстороннее согласование.
Главный плановый орган. С 1946 по 1981 гг. - Генеральный комиссариат плана, с 1981 г. - Министерство планирования и территориального управления (освоения территорий). Этот орган подчинен непосредственно Премьер-министру. Возглавляет его Генеральный комиссар плана, в настоящее время - Генеральный секретарь плана. Структурные подразделения - "плановые службы" - возглавляют руководители (комиссары).
Плановые комиссии. Это трехсторонние инстанции, в состав которых входят представители плановых служб, "социальные партнеры" и эксперты. Председатель каждой из комиссий избирается, как правило, из внешних служб: руководитель предприятия, профсоюзный деятель, преподаватель университета, научный работник и т.д. Комиссия обладает независимостью, председатель пользуется самостоятельностью в работе.
Работы, связанные с количественным анализом, осуществляют "внешние партнеры": Национальный институт статистических и экономических исследований, Дирекция прикладных экономико-математических исследований, Центр прогнозирования экономики и ряд других. Правительство способствует созданию институтов "независимого государственного прогноза" финансовыми средствами. Таким образом, в 80-е годы ХХ столетия возникли Институт экономического и финансового прогноза предприятий, Институт изучения экономической конъюнктуры, Лаборатория экономики в университете Париж-I и др.
Все планы социально-экономического развития Франции на языке точных цифр и конкретных акций Правительства определяли цели и задачи, которые было необходимо решать в соответствующей пятилетке.
Первый План 1947-1953 гг. ("План Моне"): восстановить основные отрасли; дать Франции средства производства такого уровня, который позволит производить большие объемы производства и в короткие сроки.
Второй План 1954-1957 гг.: рост производства, улучшение качества продукции и повышение рентабельности.
Третий План 1958-1961 гг.: добиться полной занятости молодежи и привести экономику к уровню требований Общего рынка (расширение конкуренции) при стабилизации валюты.
Четвертый План 1962-1965 гг.: расширение, модернизация, инвестиции, а также распределение "плодов" экономического роста.
Пятый План 1966-1970 гг.: обеспечение конкурентоспособности, независимости и расширение экономики.
Шестой План 1971-1975 гг.: увеличение темпов экономического роста, конкурентоспособности и равновесия при приоритете промышленного развития.
Седьмой План 1976-1980 гг.: обеспечение полной занятости, улучшение качества жизни, сокращение неравенства.
Восьмой План 1981-1985 гг.: содействие науке, научным исследованиям; сокращение энергетической и сырьевой зависимости; повышение потенциала сельскохозяйственных отраслей; развитие образования; усиление социальной защиты населения.
"Промежуточный" План 1982-1983 гг.: стабилизация рынка труда, сокращение безработицы.
Девятый План 1984-1988 гг.: модернизация промышленности, развитие средств связи, повышение уровня сбыта во Франции и за рубежом и др.
Десятый План 1989-1993 гг.: стратегия роста - добиться экономической конкурентоспособности, справиться с инфляцией, добиться 100% роста капиталовложений и т.д. Намерения в отношении Европы: большая солидарность (на социальном и валютном уровне) при сохранении собственной самоидентификации, увеличении и сохранении своих национальных ресурсов и др.
Одиннадцатый План 1994-1998 гг.: содействовать успеху Европейского Союза; усиливать общественную и территориальную сплоченность и т.д.
В 90-х годах система планирования во Франции переживала кризис. Одиннадцатый План не был принят Парламентом Франции и формально с 1993 г. во Франции больше не принималось Национальных планов. Это было обусловлено прежде всего тем, что в 90-е годы экономика усложнилась настолько, что перестала быть достаточно прозрачной для детальной централизованной регламентации.
Однако институт планирования во Франции не умер. Он лишь претерпел определенные изменения. Генеральный комиссариат плана в настоящий момент подчинен непосредственно Премьер-министру, для которого он готовит так называемые Рабочие программы (сейчас это Рабочая программа 2000-2003 гг.). В Рабочей программе формулируются основные цели и задачи социально-экономического развития Франции на ближайшие годы. Порядок подготовки Рабочей программы практически не отличается от порядка подготовки Плана. Премьер-министр Франции руководствуется в своей деятельности положениями Рабочей программы и периодически отчитывается о ходе ее выполнения.
Кроме того, в 1995 и 1999 гг. были приняты законы об общих принципах развития территорий, которые изменили систему регионального планирования. Суть данных изменений сводится к тому, что Правительство Франции вносит на рассмотрение Парламента проект закона, в котором определяются стратегические ориентиры и основные принципы долгосрочного развития территорий. И уже на основании положений данного закона заключаются Плановые договоры между государством и регионами. В настоящий момент закон определяет стратегические ориентиры развития территорий на период с 2000 по 2020 год.
По мнению авторитетных экспертов, все планы во Франции выполнялись и поставленные в них цели в основном достигались. С помощью института планирования во Франции государство положило конец такому положению, когда частный капитал в стране, благодаря концентрации, захватывал контроль над принятием важнейших экономических, финансовых и политических решений в ущерб общему интересу и национальной независимости; это позволило преодолеть кризис и с помощью планомерной политики промышленного и социального развития создать во Франции мощную, стабильную и растущую экономику.
Значение государственного планирования во Франции не ослабевает, а наоборот, усиливается. Это обусловлено необходимостью четкого определения государственных приоритетов в экономическом и социальном развитии страны, а также обострением конкурентной борьбы на мировом капиталистическом рынке, связанной с резким обновлением технологий. К факторам, обусловливающим необходимость государственного планирования экономики и социального развития, во Франции относят и европейскую интеграцию со всеми вытекающими из нее требованиями к отдельным странам.
Воздействие государства на производство осуществляется, через систему госзаказа не только в государственном секторе, но и в рыночном. Система госзаказа именуется во Франции системой государственных рынков. Управление госпредприятиями осуществляется на принципах контрактации. Плановый контракт, заключенный государством со своими предприятиями, выступает как форма управления государственным сектором. Госзаказ можно рассматривать как метод взаимодействия с рыночным сектором экономики.
Но
Франции осуществляется государственное
управление ценами. Государство регулирует
в основном цены на энергоносители,
общественный транспорт, телефон, тарифы
на проезд по автодорогам, на продукцию
и услуги монополистов (производителей
и продавцов), а также на продукты
питания, жилье, медицинскую помощь
и на другие товары и услуги, имеющие
социальное значение. Используются различные
методы регулирования: прямое установление
цен, заключение соглашений об уровне
цен с союзами предпринимателей
исходя из динамики и индексов цен
на отдельные виды продукции и
др.
Глава
2. Структура АПК Франции.
Управление продовольственным комплексом во Франции осуществляют Министерство сельского и лесного хозяйства, его региональные и департаментские управления. Сельскохозяйственные палаты, а также ряд смешанных, полугосударственных и профессиональных организаций. Таким образом создана единая система органов по ориентации с/х производства и управления рынками с/х- ой продукции, компетенция которой выходит за рамки сельскохозяйственного сектора, так как охватывает и проблемы и продовольственной экономики. Специализированные органы выполняют консультативные, информационные, координационные функции.
Органом координации
Информация о работе Государственное планирование развития сельского хозяйства во Франции