Формы и виды хозяйственного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:57, контрольная работа

Краткое описание

Финансово-хозяйственный контроль подразделяется по следующим классификационным признакам:
1. По времени выполнения:
- предварительный - проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции (например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита);

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия контрольная.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

       1.Формы  и виды хозяйственного контроля

       Финансово-хозяйственный  контроль подразделяется по следующим  классификационным признакам:

       1. По времени выполнения:

       - предварительный - проводится непосредственно перед выполнением хозяйственной операции (например: при выдачи кредита контролируется финансовое состояние предприятия как гарантия возврата кредита);

       - оперативный - осуществляется в процессе совершения хозяйственной операции. Его основной задачей является своевременное выявление отклонений и недостатков и принятие мер по их устранению;

       - последующий - проводится после совершения хозяйственной операции. Основной задачей является проверка правильности и законности операции, а главной формой такого контроля выступает ревизия.

       2. По информационному обеспечению:

       - документальный - означает установление сущности и достоверности хозяйственной операции по данным документов, в которых она нашла отражение;

       - фактический - состоит в определении наличия и физических характеристик объекта контроля путем взвешивания, обмера, пересчета и т.д. 

       3. По форме осуществления:

       - превентивные - организуются на стадии предварительного контроля (например, подпись гл. бухгалтера на денежный документ);

       - текущие контрольные проверки - связаны с контролем конкретной операции. Они проводятся контрольными органами по вопросам входящим всех компетенций (например, учреждения  банков проверяют соблюдение кассовой дисциплины); применяются методы фактического контроля;

       - тематические – это контроль  однородных хозяйственных операций. Эта форма имеет сходства с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу вопросов; применяются документальные методы.

       2. Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций (предприятий)

       Внутрихозяйственный коммерческий расчет предполагает выделение внутри структурной организации предприятия подразделений, которые призваны самостоятельно решать свои организационно-технические задачи. Они могут взять в аренду активы организации. Эти подразделения условно покупают у предприятия ресурсы по учетной стоимости (по согласованию между администрацией и трудовым коллективом подразделения). Внутренний контроль организуется руководством предприятия и определяет законность совершения хозяйственных операций, их экономическую целесообразность.

       Продукцию или услуги такие подразделения  условно продают предприятию  по учетным ценам, вычитая условную прибыль, т. е. в основе внутрихозяйственного коммерческого расчета лежат принципы такой системы, как директ-костинг, с элементами нормативного учета, который может, однако, и не применяться.

       Исходя  из функций внутреннего контроля выделяют такой вид контроля, как  управленческий контроль.

       Управленческий  контроль – это процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии. При этом его главной задачей является контроль по центрам ответственности. Другими словами, необходима система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности.

       Важно организовать действенную систему управленческого контроля, что позволит руководству предприятия делегировать свои полномочия по управлению затратами подчиненным, которые могут более детально ориентироваться в обстановке на местах. Эти функции возможно осуществлять с помощью не только управленческого, но и управленческо-финансового контроля. Внутренний финансовый контроль в данных условиях сводится к изучению хозяйственно-технологических связей, потоков ресурсов от предприятия к подразделению и наоборот, отслеживанию оценки этих ресурсов и продукции от подразделения к предприятию, контролю нормативных показателей, отслеживанию отклонений от норм с выяснением причин, влияющих на эти отклонения, анализу номенклатуры затрат, которая не должна противоречить действующему законодательству.

       Финансовому контролю подвергается документооборот  между подразделениями и предприятием, проверке подвергается определение  валового дохода подразделения исходя из стоимости произведенной продукции, работ, услуг в оценке по учетным  ценам за вычетом стоимости ресурсов, отчислений в фонды, обязательных платежей. Остаток дохода и есть хозрасчетный доход, который направляется на выплату зарплаты.

       Для того чтобы правильно, тщательно  проконтролировать, необходимо понять специфику подразделения, т. е. прежде чем приступить к осуществлению финансового контроля, нужно проработать всю документацию, регламентирующую деятельность такого подразделения, это могут быть решения, распоряжения, положения, внутренние локальные нормативные акты.

       С помощью финансового контроля руководство предприятия может осуществлять эффективное финансово-хозяйственное управление, а собственники – следить за управляющими их капиталов, что позволяет предоставить определенные гарантии для привлечения в экономику частных инвестиций и личных средств граждан. Осуществление финансового контроля на предприятии также связано с обнаружением отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии. Это позволяет принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб, осуществить мероприятия, направленные на предотвращение таких нарушений в будущем. 

       3. Права, обязанности  и ответственность предприятий-налогоплательщиков

       Налогоплательщиками признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. К организациям относятся:

       - российские организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;

       - иностранные организации – иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

       Права налогоплательщиков можно условно  разделить на три группы.

       Первую  группу составляют права, обеспечивающие правильное, надлежащее исполнение обязанности  по уплате налогов:

       - право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, налоговом законодательстве, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

       - право получать от налоговых органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

       Вторая  группа прав обеспечивает учет экономических  интересов налогоплательщика при  уплате налогов:

       - право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

       - право получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

       - право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. За несвоевременный возврат средств из бюджета организация получит проценты за задержку. Сумма процентов (П) определяется по формуле:

       П = СН * С/ 365 * ПП,

       где СН – сумма средств к возврату из бюджета;

       С – действующая ставка рефинансирования;

       ПП  – период просрочки в днях.

       Третья  группа объединяет процессуальные права  налогоплательщиков при осуществлении  налогового контроля:

       - право представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

       - право представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

       - право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

       - право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также требования об уплате налога;

       - право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении плательщиков;

       - право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

       - право обжаловать в установленном порядке решения налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

       - право требовать соблюдения налоговой тайны;

       - право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

       Помимо основной обязанности налогоплательщика – уплачивать установленные законом налоги – существуют и иные. В частности, налогоплательщики обязаны:

       - стать на учет в органах ФНС РФ, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

       - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах;

       - представлять в налоговый орган налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

       - выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

       - предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;

       - в течение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

       На  организации и индивидуальных предпринимателей, помимо прочего, возложена обязанность сообщать в соответствующий налоговый орган:

       - об открытии или закрытии счетов;

       - обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях;

       - обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ;

       - о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;

       - об изменении своего местонахождения.

       Налогоплательщик  может участвовать в налоговых  отношениях как лично, так и через  своего законного или уполномоченного  представителя.

       Законными представителями налогоплательщиков – организаций являются лица, уполномоченные представлять организацию на основании закона или ее учредительных документов.

       Уполномоченным  представителем признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками налоговых отношений.

       Обязанность по уплате налога считается исполненной  налогоплательщиком:

       - с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете (с 2007г. уплата налогов наличными для организаций не применяется);

       - после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов;

       - с момента удержания налога налоговым агентом (если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на него).

       Обязанность по уплате налога и сбора прекращается:

       - с уплатой налога и сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

       - с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

Информация о работе Формы и виды хозяйственного контроля