Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 12:23, курсовая работа
Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992 г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и в настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.
javascript:activate_paper(947959)
Введение
1. Формирование, роль учетной политики организации
1.1. Факторы, влияющие на выбор учетной политики
1.2. Сущность учетной политики организации
2. Раскрытие, изменение учетной политики
2.1. Раскрытие учетной политики организации
2.2. Изменение учетной политики организации
3. Организационно-технические аспекты учетной политики организации
4. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения
Заключение
Список использованных источников
3. Организационно-технические аспекты учетной политики предприятия
Организационно-технические аспекты включают:
1. Выбор формы бухгалтерского учета.
2. Организацию работы в бухгалтерии.
3. Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Технологию обработки информации.
7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
8. Систему взаимоотношений с аудиторскими службами.
Правила документооборота устанавливаются для упорядочения работы по созданию, контролю и использованию в бухгалтерской деятельности первичных учетных документов, своевременности формирования данных бухгалтерской отчетности. Для этого формируется график документооборота как составной элемент учетной политики организации, который входит в нее и утверждается руководителем. График документооборота должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении, способствовать улучшению всей учетной работы и усилению контрольных функций бухгалтерского учета. Работники организации должны составлять и представлять документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их оформления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы. Контроль за соблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.
При принятии учетной политики утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; Организация работы бухгалтерии. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
- учредить самостоятельную бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
- ввести в штат должность бухгалтера;
- передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
- вести бухгалтерский учет лично.
Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля в основном относится к достаточно большим предприятиям, имеющим сложную производственную структуру, внутренние хозрасчетные отношения между структурными подразделениями.
Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Состав и формы внутренних отчетов, периодичность, сроки составления и представления, перечень пользователей (потребителей) внутренней отчетности устанавливаются самим предприятием.
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств объектов бухгалтерского учета обеспечивает достоверность учетной совокупности. Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия и состояния имущества и обязательств организации, сопоставление их с данными бухгалтерского учета, а при выявлении расхождений - приведение последних в соответствие с фактическими величинами[11].
В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:
- количество инвентаризаций в отчетном году;
- даты проведения инвентаризаций;
- перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;
- порядок урегулирования выявленных расхождений и др.
Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и других подобных случаях;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);
- при смене материально ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях.
Результаты инвентаризаций по приказу руководителя об учетной политике должны быть отражены в бухгалтерском учете и отчетности того месяца и года, в котором была закончена инвентаризация.
Инвентаризации подлежат основные средства, капитальные вложения, незавершенный ремонт основных средств, незавершенное производство, товарно-материальные ценности, денежные средства, ценные бумаги, бланки строгой отчетности, расчеты, т. е. имущество, принадлежащее предприятию, а также товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию (учитываемые на забалансовых счетах). В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества и обязательств. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
При принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности
Рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации. [12]
В силу того, что План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности является типовым для предприятий всех организационно-правовых форм и отраслевой принадлежности, а также содержит большое количество альтернативных вариантов учета по многим объектам и направлениям, предприятиям рекомендуется утверждать свой рабочий План счетов. При этом из всего перечня счетов первого порядка необходимо выбрать те, с помощью которых можно максимально адекватно отразить финансовое состояние предприятия, предусматривая одновременно и ту систему корреспонденции, взаимосвязей, в которые будут вступать эти счета друг с другом.
4. Учетная политика для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения
Сегодня обычной практикой независимо от режима налогообложения является наличие на предприятии как минимум двух приказов об учетной политике:
- для целей бухгалтерского учета;
- для целей налогового учета
Учетную политику для целей бухгалтерского учета организации принимают один раз "на века" и применяют последовательно из года в год, ее не надо утверждать каждый год, она изменяется в строго определенных случаях. Изменения могут вноситься в качестве приложений или дополнений, утвержденных приказом, не нужно переписывать полностью учетную политику на очередной календарный год.
Нормативные документы по бухгалтерскому учету и отчетности предоставляют организации право выбора того или иного варианта учета.
При составлении или изменении учетной политики для целей бухгалтерского учета на 2010 г. необходимо учесть следующие документы:
- Приказ Минфина России от 23.04.2009 N 35н "О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008), начало действия изменения - 07.06.2009;
- Приказ Минфина России от 11.03.2009 N 22н "О внесении изменения в Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), начало действия изменения - 01.05.2009.
В учетной политике для целей бухгалтерского учета можно условно выделить несколько групп элементов:
1. Обязательные элементы;
К ним относятся:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухучета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
2. Вариантные элементы;
3. Элементы, которые отсутствуют в нормативной базе;
4. Элементы, которые прописаны в нормативной базе, но по которым предприятие может применять свои варианты, разрешенные законодательством;
5. Операции, к отражению которых в нормативной базе предлагаются разные подходы.
Отдельно необходимо прописать критерии отнесения к основным средствам для целей бухгалтерского учета: величина лимита по стоимости основных средств должна быть утверждена в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01[13]. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные для основных средств (срок полезного использования - более 12 месяцев, не предназначены для перепродажи и т.д.), и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 20 000 руб. за единицу (абзац введен Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 N 147н), могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
В налоговом учете расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации указанных товаров. Налогоплательщик вправе для целей налогообложения использовать один из следующих методов оценки покупных товаров:
- по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
- по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
- по средней стоимости;
- по стоимости единицы товара (п. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Для оптимизации учетного процесса лучше выбрать одинаковый способ списания материально-производственных запасов для целей бухгалтерского и налогового учета. Разработанную налоговую учетную политику налогоплательщик должен применять с момента создания организации и до момента ее ликвидации. Для изменения однажды принятой политики необходимо появление одного из следующих обстоятельств:
- изменение применяемых методов учета;
- существенное изменение условий деятельности организации;
- изменение законодательства о налогах и сборах.
В первом и втором случаях изменения в налоговую учетную политику принимаются с начала нового налогового периода. В третьем случае - не ранее момента вступления в силу изменений налогового законодательства.
Изменение учетной политики по НДС возможно с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Другими словами, учетная политика по НДС может меняться один раз в год.
Вновь созданные организации обязаны применять налоговую учетную политику с момента своего создания. Для целей исчисления НДС срок утверждения учетной политики установлен не позднее окончания первого налогового периода работы организации[14].
Для налога на прибыль организаций никаких конкретных сроков не установлено.
Составлять новую налоговую учетную политику каждый год не нужно. В налоговом учете применяется принцип последовательности учетной политики. Однажды принятая, она применяется до тех пор, пока в нее не будут внесены изменения.
Налоговая учетная политика едина для всей организации и обязательна для всех ее подразделений. В отношении НДС это правило прямо закреплено в п. 12 ст. 167 НК РФ. Налогоплательщики не обязаны представлять свою налоговую учетную политику в налоговую инспекцию сразу же после ее составления. Если же налоговики проводят у налогоплательщика проверку, учетную политику придется предъявить в пятидневный срок после получения требования о доставке документа.
В налоговой учетной политике компания устанавливает порядок ведения налогового учета, составляет политику в произвольной форме и утверждает ее приказом руководителя. Налоговым кодексом РФ не предусмотрен единый порядок формирования учетной политики.
Обычно политика состоит из трех разделов.
В первом описываются организационно-технические вопросы: организация ведения налогового учета (силами работников бухгалтерии, путем создания отдельного специализированного подразделения, аутсорсинг), система налоговых регистров и система документооборота для заполнения налоговых регистров.
Информация о работе Формирование, роль учетной политики организации