Демографические проблемы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:52, курсовая работа

Краткое описание

Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово
«народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как
научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия
«народонаселение» (в русском языке с начала девятнадцатого века)
вызвало к жизни специальную науку и родило одно слово, впервые
употребленное в середине прошлого столетия и вошедшее в повседневность уже
на нашей памяти – «демография»

Оглавление

1. Введение………………………………………………………………………..2
2. История развития демографии………………………………….…………….2
3. Демографическая ситуация в современной России.
1. Продолжительность жизни ………………………………………………..3
2. Рождаемость…………………………………………………..………….....3
3. Статистика абортов……………………………………………………….. 4
4. Детская смертность………………………………………………………...5
5. Самоубийства ……………………………………………………………...5
6. Миграция…………………………………………………………………....5
7. Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и
геополитические последствия……………………………………………..6
4. Источники демографической информации…………………………………..8
5. Демографическое прогнозирование………………………………………….9
6. Выводы…………………………………………………………………………10
7. О кризисном состоянии пенсионного обеспечения в РФ…………………...10
8. Библиографический список…………………

Файлы: 1 файл

яны.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

В сложившейся  демографической ситуации наблюдается  дальнейшее увеличение доли пенсионеров  в общей численности постоянного  населения России: - 26,3% по состоянию на 1.01.99 (25,8% - на 1.01.97, 26,1% - на 1.01.98). 

Сохраняется тенденция  роста общей численности пенсионеров. За 1998 год численность пенсионеров  увеличилась на 230,6 тыс.человек или  на 0,6% и составила 38516,8 тыс.человек. 

Вместе с тем  число занятых в экономике  сократилось более чем на 10,6 млн. человек (с 75,6 млн. в 1990 году до 65 млн. человек  в 1997 году) и продолжает сокращаться  в связи с ростом безработицы  после финансового кризиса во II половине 1998 года. 

Прирост численности  пенсионеров произошел в 1998 году за счет пенсионеров, получающих трудовую пенсию - прирост составил

172,0 тыс.человек  или 0,5%. В основном прирост  пенсионеров труда произошел  за счет увеличения численности  пенсионеров, получающих пенсию по случаю потери кормильца - на 84 тыс.человек или на 3,4%, за выслугу лет - на 54 тыс.человек или на 9,3%, по старости - на 31 тыс.человек или на 0,1%. 

Темп роста  численности пенсионеров, получающих социальные пенсии, составил 105,4%, при  этом численность пенсионеров увеличилась на 69 тыс.человек. 

Продолжается  сокращение численности пенсионеров - военнослужащих и их семей: по состоянию  на 1.01.99 - 156 тыс.человек, 1.01.98 - 166 тыс.человек, на 1.01.97 - 188 тыс.человек.

      Динамика  численности пенсионеров, тыс. человек  
 

По данным Центра демографии и экологии человека, люди старше

60 лет - самая  быстрорастущая группа населения  в России, ее численность - 16% всего  населения. Ожидается, что в  России к концу 1999 года будет  около 38,77 млн. пенсионеров (прогнозируемый прирост - 222,3 тыс. человек). 

Число получателей  государственных пенсий, по оценке Пенсионного фонда Российской Федерации, составит:

      Число получателей государственных пенсий  
 

Современный уровень  пенсионного обеспечения большинства  населения Российской Федерации не может считаться приемлемым с точки зрения поддержания необходимого уровня жизни пенсионеров. Углубившийся в августе - сентябре 1998 года финансовый кризис и последовавший за ним резкий скачок цен на потребительские товары привел к существенному ухудшению финансового положения самого уязвимого социального слоя - получателей государственных пенсий, для которых пенсия является единственным источником существования. Реальная покупательная способность средней пенсии к концу 1998 года составляла менее 50% по сравнению с декабрем 1991 года. 

В январе-апреле 1999 года, по предварительным данным Госкомстата России, инфляция составила 19,5%, что негативно сказалось на положении пенсионеров. 

Средний размер назначенной месячной пенсии с учетом компенсационной выплаты за 1998 год увеличился всего на 37 рублей и на 31.12.98 составил 402,93 рубля. Увеличение среднего размера пенсии приходится на 1 квартал 1998 г. и составляет в среднем 34 рубля. В целом по Российской Федерации увеличение среднего размера пенсии в основном связано с перерасчетом трудовых пенсий с использованием индивидуального коэффициента пенсионера по Федеральному закону от 21.07.97 № 113 - ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. 

Прожиточный минимум  пенсионера за 1998 год увеличился на

213 рублей. Соотношение  средней пенсии по старости  с учетом компенсационной выплаты  и прожиточного минимума пенсионера  уменьшилось на 46,3 процентных пункта  с декабря 1997 г. (131,6%) по декабрь  1998 г. (85,3%).

      Динамика  средних размеров назначенных месячных пенсий с учетом компенсационных выплат, рублей  

      Средние размеры месячных пенсий с учетом компенсационной выплаты, по данным Пенсионного фонда Российской Федерации  на 31 декабря 1998 года, составили:  
 

С ростом цен  и падением жизненного уровня основной массы пенсионеров в наибольшей степени сокращаются расходы  пенсионеров на покупку непродовольственных  товаров. С 1990 года их доля в денежных расходах семей пенсионеров упала  с 25% до 19% в 1996 году. Подавляющая часть денежных средств пенсионеров уходит на питание. В структуре их денежных расходов доля затрат на эти цели стабильно составляет около 60%. 

По оценкам  Института социально-экономических  проблем народонаселения Российской академии наук, 10-12% пенсионеров находятся в крайней бедности. Вместе с тем, как показало обследование 1,5 тыс.пенсионеров в Пермской области, половине из них не хватает средств на жизнь, но несмотря на это и на состояние здоровья, 42% обследованных мужчин-пенсионеров постоянно употребляют алкоголь. 

Многие пенсионеры стремятся продолжить работу, так  как на одну пенсию прожить трудно. По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, на 1 января 1999 года численность  работающих пенсионеров составила 7173857 человек, на 625656 человек меньше, чем на 1 апреля 1998 года. 

Нельзя отрицать и того, что люди пенсионного возраста весьма существенно пополнили сферу  так называемой теневой экономики  или неформальной занятости. Они  не зарегистрированы, не платят налогов, часть из них получает приличные доходы. Наиболее приспособленной к такой ситуации, по данным Института микроэкономических исследований Минэкономики России, оказалась на первый взгляд наименее конкурентоспособная часть населения пожилого возраста: имеющие низкий уровень образования и, как правило, малоквалифицированные. 

Опросы, проведенные  в 1998 г. в десяти городах России, показали, что пенсионеры очень хотят участвовать  в общественном производстве и работать. Так, среди людей первой пенсионной группы (мужчины 60-64 года и женщины - 55-59 лет) работают соответственно 46 и 35%. Даже в следующем пенсионном пятилетии среди мужчин участвуют в труде около 11%, а среди женщин - около 14%. Довольно широко представлены среди занятых и люди, которым за 70. Поэтому необходимо законодательно защитить трудовые права людей пенсионного возраста, что весьма важно для их социализации, поддержания здоровья и активного долголетия. Поддерживая меры, предусматривающие продолжение участия пенсионеров в труде, нужно ввести такие поправки в Трудовой кодекс и другие нормативные акты, которые бы позволяли шире применять для них гибкие режимы труда. 

В последние  годы происходит деформация основного  принципа пенсионного обеспечения - зависимости размера пенсии от трудового вклада. В настоящее  время дифференциация максимальной и минимальной пенсий составляет 1,5:1 вместо 3:1, как это предусмотрено действующим законодательством. Существование этой негативной тенденции связано с наличием в действующем Законе Российской Федерации “О государственных пенсиях в Российской Федерации” фиксированного максимального размера пенсии, который искусственно ограничивает величину пенсии. 

1.2 Снижение жизнеспособности  пенсионной системы России 

Кризис пенсионной системы Российской Федерации стал отчетливо проявляться в последние 3-5 лет. Это в первую очередь связано с кризисными явлениями в экономике России. Устойчивый дефицит бюджета Пенсионного фонда России образуется, в основном, вследствие следующих причин. 

Во-первых, рост просроченной задолженности предприятий  и организаций по страховым взносам (в Приложениях приводятся данные о динамике поступления доходов в Пенсионный фонд Российской Федерации в 1997-1999 годах, проценте сбора страховых взносов и просроченной задолженности по уплате страховых взносов). К основным факторам увеличения просроченной задолженности предприятий и организаций перед Пенсионным фондом можно отнести: 

- рост задолженности  предприятий и организаций по  выплате заработной платы своим  работникам, которая в свою очередь  вызвана рядом причин, в том  числе недофинансированием из бюджетов всех уровней; 

- тяжелое финансовое  положение предприятий в связи  с отсутствием заказов или  трудностями со сбытом; 

- уклонение предприятий  и организаций от уплаты страховых  взносов путем выплаты вознаграждения  работникам косвенными путями (через дочерние или вышестоящие организации, банковские депозиты, страхование сотрудников, выплату вознаграждения, минуя расчетный счет, из выручки или натурой, путем использования множества счетов и т.д.). 

Во-вторых, сложившийся  механизм взаимоотношений федерального бюджета и Пенсионного фонда России по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим по призыву и их семьям, пенсии по Чернобыльской программе), практически не гарантирует своевременного покрытия данных расходов. 

1.3 Проблема задолженности  по выплате пенсий 

Обострение проблем  в пенсионном обеспечении обусловлено, в первую очередь, отсутствием у  государства достаточных финансовых ресурсов. Следствием этого является и кризисное положение с обеспечением своевременной выплаты назначенных пенсий, что является в настоящее время одной из наиболее острых социально-экономических проблем. 

В IV квартале 1998 года задолженность по выплате пенсий составляла около 30,2 млрд.руб, и Пенсионный фонд Российской Федерации мог осуществлять только текущие платежи. Были выплачены пенсии за октябрь и ноябрь за счет перечисления из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации 3,8 млрд. рублей в октябре и 3,5 млрд. рублей в ноябре. До конца декабря 1998 года Правительство Российской Федерации обеспечило Пенсионному фонду финансовые ресурсы для выплаты пенсионерам пенсий за декабрь в срок. Благодаря предпринятым мерам дефицит бюджета Пенсионного фонда сократился к 1 января 1999 года до 24,5 млрд.руб. 

По мнению первого  заместителя Председателя Пенсионного  фонда Российской Федерации А.В.Куртина, “1998 год был наиболее сложным  для пенсионной системы Российской Федерации. Впервые за всю историю  своего существования бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации был исполнен с финансовым дефицитом на конец отчетного периода в размере 24,5 млрд.руб., что повлекло за собой систематические нарушения установленных сроков выплаты пенсий в большинстве регионов страны. 

Основными причинами финансовых трудностей Пенсионного фонда Российской Федерации в 1998 году были: системный кризис экономики государства, разрушение кредитно-банковской системы, несбалансированность государственного бюджета и обвальное падение платежеспособности всех категорий плательщиков. 

Однако и в  условиях углубления кризисных явлений  в экономике России финансовая система  пенсионного обеспечения, основанная на солидарно-распределительных принципах, показала свою высокую жизнеспособность. В отличие от налоговой и кредитно-банковской систем государства Пенсионный Фонд Российской Федерации вышел из кризиса относительно быстро и без сколько-нибудь серьезных структурных последствий”. 

Вместе с тем, с выплатой пенсий и в I квартале 1999 года сложилась достаточно сложная ситуация. По данным фонда “Общественное мнение”, не получили пенсию за I квартал 17% пенсионеров (См. “Аргументы и факты”, 1999, № 17, апрель, с.4). 

Что касается долгов перед пенсионерами, то Правительство  России планирует полностью рассчитаться с пенсионерами до середины осени 1999 года. Это предполагается сделать, в частности, за счет подписанного с США и Европейским союзом соглашения о поставках в Россию гуманитарной помощи. Вырученные от ее продажи средства (около 17 млрд. руб.) Правительство Российской Федерации предполагает в полном объеме направить в Пенсионный фонд для погашения долгов перед пенсионерами. 
 
 
 

Основные направления  совершенствования пенсионного  законодательства 

Проведение пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем. 

1. В целях  повышения долгосрочной финансовой  устойчивости пенсионной системы  возникла необходимость поэтапного  введения накопительных элементов  в систему обязательного пенсионного  страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы. 

2. Нуждается  в уточнении роль и порядок  применения индивидуальных коэффициентов  пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров. 

3. Необходимы  изменения в нормативно-правовых  актах по индивидуальному (персонифицированному) учету застрахованных лиц. Система  персонифицированного учета должна  соответствовать требованиям, связанным  с внедрением системы условно-накопительных счетов и накопительных элементов финансирования пенсий. 

Информация о работе Демографические проблемы России