Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:52, курсовая работа
Вряд ли кто-нибудь задумывается, что широко употребляемое слово
«народонаселение» или его синоним «население» сначала возникли как
научные понятия. Произошло это 1,5-2 века назад. Появление понятия
«народонаселение» (в русском языке с начала девятнадцатого века)
вызвало к жизни специальную науку и родило одно слово, впервые
употребленное в середине прошлого столетия и вошедшее в повседневность уже
на нашей памяти – «демография»
1. Введение………………………………………………………………………..2
2. История развития демографии………………………………….…………….2
3. Демографическая ситуация в современной России.
1. Продолжительность жизни ………………………………………………..3
2. Рождаемость…………………………………………………..………….....3
3. Статистика абортов……………………………………………………….. 4
4. Детская смертность………………………………………………………...5
5. Самоубийства ……………………………………………………………...5
6. Миграция…………………………………………………………………....5
7. Интеллектуальная эмиграция из России: факторы, причины и
геополитические последствия……………………………………………..6
4. Источники демографической информации…………………………………..8
5. Демографическое прогнозирование………………………………………….9
6. Выводы…………………………………………………………………………10
7. О кризисном состоянии пенсионного обеспечения в РФ…………………...10
8. Библиографический список…………………
В сложившейся
демографической ситуации наблюдается
дальнейшее увеличение доли пенсионеров
в общей численности
Сохраняется тенденция
роста общей численности
Вместе с тем
число занятых в экономике
сократилось более чем на 10,6 млн.
человек (с 75,6 млн. в 1990 году до 65 млн. человек
в 1997 году) и продолжает сокращаться
в связи с ростом безработицы
после финансового кризиса во
II половине 1998 года.
Прирост численности пенсионеров произошел в 1998 году за счет пенсионеров, получающих трудовую пенсию - прирост составил
172,0 тыс.человек
или 0,5%. В основном прирост
пенсионеров труда произошел
за счет увеличения
Темп роста
численности пенсионеров, получающих
социальные пенсии, составил 105,4%, при
этом численность пенсионеров увеличилась
на 69 тыс.человек.
Продолжается сокращение численности пенсионеров - военнослужащих и их семей: по состоянию на 1.01.99 - 156 тыс.человек, 1.01.98 - 166 тыс.человек, на 1.01.97 - 188 тыс.человек.
Динамика
численности пенсионеров, тыс. человек
По данным Центра демографии и экологии человека, люди старше
60 лет - самая
быстрорастущая группа
Число получателей государственных пенсий, по оценке Пенсионного фонда Российской Федерации, составит:
Число
получателей государственных
Современный уровень
пенсионного обеспечения
В январе-апреле
1999 года, по предварительным данным
Госкомстата России, инфляция составила
19,5%, что негативно сказалось на
положении пенсионеров.
Средний размер
назначенной месячной пенсии с учетом
компенсационной выплаты за 1998 год увеличился
всего на 37 рублей и на 31.12.98 составил 402,93
рубля. Увеличение среднего размера пенсии
приходится на 1 квартал 1998 г. и составляет
в среднем 34 рубля. В целом по Российской
Федерации увеличение среднего размера
пенсии в основном связано с перерасчетом
трудовых пенсий с использованием индивидуального
коэффициента пенсионера по Федеральному
закону от 21.07.97 № 113 - ФЗ “О порядке исчисления
и увеличения государственных пенсий”.
Прожиточный минимум пенсионера за 1998 год увеличился на
213 рублей. Соотношение
средней пенсии по старости
с учетом компенсационной
Динамика
средних размеров назначенных месячных
пенсий с учетом компенсационных выплат,
рублей
Средние
размеры месячных пенсий с учетом
компенсационной выплаты, по данным
Пенсионного фонда Российской Федерации
на 31 декабря 1998 года, составили:
С ростом цен
и падением жизненного уровня основной
массы пенсионеров в наибольшей
степени сокращаются расходы
пенсионеров на покупку непродовольственных
товаров. С 1990 года их доля в денежных
расходах семей пенсионеров упала
с 25% до 19% в 1996 году. Подавляющая часть
денежных средств пенсионеров уходит
на питание. В структуре их денежных расходов
доля затрат на эти цели стабильно составляет
около 60%.
По оценкам
Института социально-
Многие пенсионеры
стремятся продолжить работу, так
как на одну пенсию прожить трудно.
По данным Пенсионного фонда Российской
Федерации, на 1 января 1999 года численность
работающих пенсионеров составила
7173857 человек, на 625656 человек меньше, чем
на 1 апреля 1998 года.
Нельзя отрицать
и того, что люди пенсионного возраста
весьма существенно пополнили сферу
так называемой теневой экономики
или неформальной занятости. Они
не зарегистрированы, не платят налогов,
часть из них получает приличные
доходы. Наиболее приспособленной к такой
ситуации, по данным Института микроэкономических
исследований Минэкономики России, оказалась
на первый взгляд наименее конкурентоспособная
часть населения пожилого возраста: имеющие
низкий уровень образования и, как правило,
малоквалифицированные.
Опросы, проведенные
в 1998 г. в десяти городах России, показали,
что пенсионеры очень хотят участвовать
в общественном производстве и работать.
Так, среди людей первой пенсионной
группы (мужчины 60-64 года и женщины -
55-59 лет) работают соответственно 46 и 35%.
Даже в следующем пенсионном пятилетии
среди мужчин участвуют в труде около
11%, а среди женщин - около 14%. Довольно широко
представлены среди занятых и люди, которым
за 70. Поэтому необходимо законодательно
защитить трудовые права людей пенсионного
возраста, что весьма важно для их социализации,
поддержания здоровья и активного долголетия.
Поддерживая меры, предусматривающие
продолжение участия пенсионеров в труде,
нужно ввести такие поправки в Трудовой
кодекс и другие нормативные акты, которые
бы позволяли шире применять для них гибкие
режимы труда.
В последние
годы происходит деформация основного
принципа пенсионного обеспечения
- зависимости размера пенсии от
трудового вклада. В настоящее
время дифференциация максимальной
и минимальной пенсий составляет 1,5:1 вместо
3:1, как это предусмотрено действующим
законодательством. Существование этой
негативной тенденции связано с наличием
в действующем Законе Российской Федерации
“О государственных пенсиях в Российской
Федерации” фиксированного максимального
размера пенсии, который искусственно
ограничивает величину пенсии.
1.2 Снижение жизнеспособности
пенсионной системы России
Кризис пенсионной
системы Российской Федерации стал
отчетливо проявляться в
Во-первых, рост
просроченной задолженности предприятий
и организаций по страховым взносам
(в Приложениях приводятся данные о динамике
поступления доходов в Пенсионный фонд
Российской Федерации в 1997-1999 годах, проценте
сбора страховых взносов и просроченной
задолженности по уплате страховых взносов).
К основным факторам увеличения просроченной
задолженности предприятий и организаций
перед Пенсионным фондом можно отнести:
- рост задолженности
предприятий и организаций по
выплате заработной платы
- тяжелое финансовое
положение предприятий в связи
с отсутствием заказов или
трудностями со сбытом;
- уклонение предприятий
и организаций от уплаты
Во-вторых, сложившийся
механизм взаимоотношений федерального
бюджета и Пенсионного фонда России по
возмещению расходов на пенсии, подлежащие
финансированию из федерального бюджета
(социальные пенсии, пенсии военнослужащим
по призыву и их семьям, пенсии по Чернобыльской
программе), практически не гарантирует
своевременного покрытия данных расходов.
1.3 Проблема задолженности
по выплате пенсий
Обострение проблем
в пенсионном обеспечении обусловлено,
в первую очередь, отсутствием у
государства достаточных
В IV квартале 1998
года задолженность по выплате пенсий
составляла около 30,2 млрд.руб, и Пенсионный
фонд Российской Федерации мог осуществлять
только текущие платежи. Были выплачены
пенсии за октябрь и ноябрь за счет перечисления
из федерального бюджета в Пенсионный
фонд Российской Федерации 3,8 млрд. рублей
в октябре и 3,5 млрд. рублей в ноябре. До
конца декабря 1998 года Правительство Российской
Федерации обеспечило Пенсионному фонду
финансовые ресурсы для выплаты пенсионерам
пенсий за декабрь в срок. Благодаря предпринятым
мерам дефицит бюджета Пенсионного фонда
сократился к 1 января 1999 года до 24,5 млрд.руб.
По мнению первого
заместителя Председателя Пенсионного
фонда Российской Федерации А.В.Куртина,
“1998 год был наиболее сложным
для пенсионной системы Российской
Федерации. Впервые за всю историю
своего существования бюджет Пенсионного
фонда Российской Федерации был исполнен
с финансовым дефицитом на конец отчетного
периода в размере 24,5 млрд.руб., что повлекло
за собой систематические нарушения установленных
сроков выплаты пенсий в большинстве регионов
страны.
Основными причинами
финансовых трудностей Пенсионного фонда
Российской Федерации в 1998 году были: системный
кризис экономики государства, разрушение
кредитно-банковской системы, несбалансированность
государственного бюджета и обвальное
падение платежеспособности всех категорий
плательщиков.
Однако и в
условиях углубления кризисных явлений
в экономике России финансовая система
пенсионного обеспечения, основанная
на солидарно-распределительных
Вместе с тем,
с выплатой пенсий и в I квартале
1999 года сложилась достаточно сложная
ситуация. По данным фонда “Общественное
мнение”, не получили пенсию за I квартал
17% пенсионеров (См. “Аргументы и факты”,
1999, № 17, апрель, с.4).
Что касается долгов
перед пенсионерами, то Правительство
России планирует полностью
Основные направления
совершенствования пенсионного
законодательства
Проведение пенсионной
реформы предполагает принятие целого
ряда законодательных актов, суть которых
состоит в следующем.
1. В целях
повышения долгосрочной
2. Нуждается
в уточнении роль и порядок
применения индивидуальных
3. Необходимы
изменения в нормативно-