Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:06, контрольная работа

Краткое описание

Рекомендации в отношении цели и общих принципов, регулирующих аудит финансовой отчетности, приведены в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности». В стандарте определено, что аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными основами финансовой отчетности

Оглавление

Общие принципы аудита.
Документация аудита, проверка соблюдения достоверности отчетности и
риск необнаружения ее существенных искажений.

Файлы: 1 файл

КР МСА.docx

— 43.42 Кб (Скачать)

Объем рабочих документов зависит  от профессионального суждения аудитора.

Недопустимо включать в состав рабочей  документации копии первичных документов, оформленных надлежащим образом, не содержащих ошибок и соответствующих  хозяйственным операциям, описываемым  этими первичными документами. Вместо копий таких документов допустимо  составление сводной таблицы  с указанием перечня проверенных  операций и проставлением отметки  о наличии и правильности соответствующих  первичных документов.

После завершения формирования окончательного аудиторского файла аудитор не должен удалять или изымать аудиторскую документацию до окончания периода хранения.

В соответствии с МСКК 1 в отношении  рабочих документов по соглашениям  об аудите срок хранения обычно составляет не менее пяти лет с даты аудиторского отчета (заключения) или с даты аудиторского отчета (заключения) по консолидированной финансовой отчетности, если он был выпущен позже.

Если аудитор считает необходимым  модифицировать существующую аудиторскую  документацию или добавить новую  аудиторскую документацию после  формирования окончательного аудиторского файла, то он должен вне зависимости  от характера модификаций или  дополнений задокументировать :

(а) когда и кем они были  осуществлены и, при необходимости,  проверены;

(б) специфические причины их  осуществления и

(в) их влияние, если такое  имеется, на аудиторские заключения.

При исключительных обстоятельствах , возникающих после даты аудиторского отчета (заключения), предусматривающих выполнение аудитором новых или дополнительных аудиторских процедур или которые привели к новым заключениям, аудитор должен задокументировать:

(а) возникшие обстоятельства;

(б) новые или дополнительно  выполненные аудиторские процедуры,  полученные аудиторские доказательства  и сделанные заключения и

(в) когда и кем были внесены  изменения в аудиторскую документацию  и, при необходимости, проверены.

Ниже приведем рекомендуемый порядок  оформления рабочей документации :

Показатель (категория)

Содержание (информация, требования)

1. Вид папки

1.1 Постоянная  папка

В постоянной папке  размещается постоянная и мало меняющаяся информация о клиенте, например:

копии пакета учредительных  документов;

информация о  главных акционерах (совладельцах);

данные об организационной  структуре предприятия;

копии долгосрочных соглашений (с банками о займах, с собственными клиентами, с поставщиками), которые имеют значение для проведения аудита на протяжении многих лет;

копии нормативных  документов, имеющие отношение к  функционированию данного предприятия  или предприятий некоторой специфической  группы, к которой имеет отношение  и организация клиента 

1.2 Ежегодная  (текущая папка)

В ежегодной (текущей) папке размещаются текущие рабочие  документы аудиторской проверки по итогам каждого конкретного финансового  года. На каждый год по каждой проверяемой  организации заводится отдельная  текущая папка или (в случае значительного  объема документации) комплект папок

2. Структура текущей  папки

В текущей папке  выделяются 6 разделов, обозначенных римскими цифрами, содержащих следующие документы:

I - копии документов  бухгалтерской отчетности клиента,  подлежащие проверке; копии наиболее  важных регистров учета клиента,  которые могут служить основанием  для подготовки бухгалтерской  отчетности; копия официального  аудиторского заключения по данной  бухгалтерской отчетности; копия  письма аудиторов руководству  проверяемой организации (подробного  отчета аудиторов) по итогам  работы;

II - документы,  отражающие завершение аудиторской  проверки: анкета старшего аудитора  по итогам проверки; анкета проверяющего (партнера) по итогам проверки; перечни  нерешенных вопросов; табели учета  рабочего времени и другие  документы (протоколы, записки), отражающие  завершение работы и решение  возникающих при этом проблем,  копии актов приема-сдачи работы;

III - основные  и сопроводительные документы,  отражающие планирование работы: бланк данных по планированию  аудита; копии договора (контракта)  аудиторской фирмы с клиентом  и документы (переписка), отражающие  порядок заключения такого договора; бланк, отражающий информацию  о деятельности (бизнесе) клиента,  и документы, подтверждающие сведения  такого бланка; информация о системе  бухгалтерского учета и системе  внутреннего контроля клиента; информация о компьютеризации системы бухгалтерского учета клиента и прочая информация, отражающая ход планирования аудиторских работ;

IV - перечень важных  вопросов и замечаний, возникших  в ходе работы с клиентом: список  отмеченных проблем; реестры отмеченных  отклонений; пункты письма руководству  клиента (отчета аудитора) с соответствующими  рабочими документами и пояснениями;

V - документы,  отражающие непосредственный ход  аудиторской проверки: схемы проверки  конкретной области учета; программы  проведения самостоятельных аудиторских  процедур, аналитических процедур  и проверок средств контроля; рабочие документы, непосредственно  отражающие ход выполнения этих  процедур и проверок; документы,  обобщающие результаты проведения  таких процедур;

VI - документы,  не нашедшие своего места в  других разделах папки: черновики,  испорченные бланки, дубликаты документов  и т. п.

3. Обязательные  реквизиты рабочих документов

Наименование  документа.

Наименование  проверяемого экономического субъекта. Наименование проверяемого экономического субъекта размещается в левом  верхнем углу документа. Можно сокращать  название проверяемого экономического субъекта при условии, что данное сокращение расшифровано отдельно в  рабочей документации и применяется  всеми исполнителями (аудиторами), принимающими участие в аудиторской проверке.

Период, за который  проводится аудит.

Указание на тест проверки.

Дата выполнения аудиторской процедуры или составления  документа.

Личная подпись  лица, создавшего документ, и ее расшифровка.

Дата проверки документа.

Личная подпись  лица, проверившего документ, и ее расшифровка


По окончании работы с клиентом руководитель проверки обязан проверить  порядок оформления папки клиента:

- правильность размещения документов  в папке;

- полноту документов, относящихся  к выполнению аудиторского задания;

- наличие и правильность нумерации  страниц;

- наличие в необходимых случаях  перекрестных ссылок на другие  рабочие документы

Проверка соблюдения достоверности отчетности и риск необнаружения ее существенных искажений.

Факторы, влияющие на форму, содержание и объем  рабочей документации.

 

 

Аудитор обязан вести документирование доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что сам процесс аудирования проводился в соответствии с МСА.     

Термин  «Документация», для целей настоящего Стандарта, предполагает составление  аудитором и для него рабочих  документов по проводимому аудиту экономического субъекта и которые в дальнейшем хранятся у аудитора.     

Допускается формировать рабочие документы  на:     

-  бумажных носителях;      

-  фотопленке;     

-  электронных носителях;      

-  иной удобной, для работы и  хранения форме.        

 Необходимость оформления рабочих документов определяется тем, что они позволяют:     

-  повысить эффективность проведения  как процесса планирования, так  и самого аудита;     

-  осуществлять контроль и надзор  самой аудиторской работы;      

-  иметь, документально оформленные,  аудиторские доказательства, которые собираются аудитором с целью подтверждения его мнения.        

 Факторы, влияющие на форму  и содержание рабочих документов:      

-  характер и форма аудиторского  задания;       

-  характер и сложность бизнеса;      

-  характер и состояние систем  бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта;     

-  потребность в привлечении к   работе ассистентов аудитора, проведения  надзора и проверки их работы;      

-  конкретизация методов и приемов,  применяемых при аудировании.      

Рабочие документы должны составляться и систематизироваться

таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам и потребностям аудитора при каждой аудиторской проверке. Рекомендуется использовать стандартизированные рабочие документы (проверочные списки, образцы писем, графики, аналитические таблицы и др.), что повышает эффективность их подготовки, проверки и одновременно усиливает их роль как средства контроля и качества выполненной работы.     

Содержание  и состав рабочих документов, как  правило, должны отражать следующую информацию:     

1) сведения, касающиеся юридической  и организационной структуры субъекта;     

2) выдержки или копии важных юридических документов, соглашений и протоколов;     

3) данные об отрасли, экономической и правовой среде, в которой субъект осуществляет свою деятельность;     

4) подтверждение процесса планирования, включая программы аудиторской проверки и любые изменения к ним;     

5) доказательства понимания аудитором  систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;     

6) доказательства, подтверждающие  оценку неотъемлемого риска, риска  системы контроля и любые корректировки  данной оценки;     

7) доказательства, подтверждающие  факт анализа аудитором работы  внутреннего аудита и сделанные  выводы;     

8) анализ операций и сальдо счетов; анализ существенных коэффициентов и тенденций;      

9) записи о характере, сроках и объеме выполненных аудиторских процедур и результатах таких процедур;     

10) доказательства, подтверждающие, что  работа, выполненная

ассистентами, осуществлялась под надзором;      

11) указание на то, кто выполнял аудиторские процедуры и когда они были выполнены;      

12) описание процедур в отношении  компонентов, финансовая отчетность которых проверялась другим аудитором;     

13) копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам, и полученных от них, а также письма-заявления, полученные от субъекта;     

14) копии писем или протоколы  встреч по вопросам аудита, доведенным до сведения субъекта или обсуждавшимся с ним, включая условия договоренности об аудите и существенные недостатки внутреннего контроля;     

15) выводы, сделанные аудитором по  важным аспектам аудита включая то, каким образом исключение и необычные обстоятельства, раскрытые аудитором в ходе выполнения аудиторских процедур, разрешались или трактовались, если таковые имели место;     

16) копии финансовой отчетности  и аудиторского заключения.      

Содержание  рабочих документов является конфиденциальным.

Аудитор должен обеспечить сохранность  рабочих документов, а также их хранение в течение определенного  времени в соответствии с правовыми  и профессиональными требованиями. Право собственности на рабочие  документы принадлежит аудитору. По своему усмотрению аудитор может  предоставить клиенту отдельные документы или выдержки из них, но они не могут быть заменой бухгалтерских документов субъекта.

Риск  необнаружения существенных искажений  финансовой отчетности.

 

 

     Стандарт 400 «Оценка рисков и система внутреннего  контроля» включает параграфы: введение, неотъемлемый риск, системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, риск системы контроля, взаимосвязь между оценками неотъемлемого риска и риска системы контроля, риск необнаружения, аудиторский риск в малых предприятиях, информирование руководства о недостатках и приложение (иллюстрация взаимосвязи между компонентами аудиторского риска). Данный стандарт содержит рекомендации по получению

представлений о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта, определении аудиторского риска и его компонентов.     

МСА 400 устанавливает требования и рекомендации по вопросам связанным с получением аудитором  знаний о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторском риске состоящем из совокупности таких показателей, как:     

-  неотъемлемый риск;     

-  риск системы контроля;     

-  риск необнаружения.       

 Еще на начальной стадии планирования аудита аудитор должен получить достаточные знания о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. Кроме того, на данном этапе аудита аудитор должен применить свой профессионализм для оценки аудиторского риска и разработки

определенных  аудиторских процедур, позволяющих  понизить этот риск до наиболее приемлемого  уровня.     

Под  аудиторским риском понимается риск возможного выражения несоответствующего мнения аудитором при наличие в бухгалтерской (финансовой) отчетности существенных искажений.     

Неотъемлемый риск представляет собой подверженность сальдо счета или класса операций искажениям, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций при условии отсутствия соответствующих средств внутреннего контроля.     

Неотъемлемый  риск оценивается при разработке программы аудита на уровне финансовой отчетности.     

Риск системы контроля — это риск того, что искажения сальдо счета или класса операций, которые могут быть существенными по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций, не будут предотвращены, выявлены или своевременно исправлены с помощью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.     

Под  риском необнаружения понимается риск того, что аудиторские процедуры применяемые при проверке по существу не способствуют в достаточной мере обнаружению существенных искажений как в сальдо счетов, так и классах операций.     

Риск  необнаружения состоит в том, что аудиторские процедуры

проверки  по существу не позволяют обнаружить искажение в сальдо счетов или класса операций, которое может быть существенным по отдельности или в совокупности с искажениями других сальдо счетов или классов операций.     

Риск  необнаружения связан с аудиторскими процедурами проверки по существу. При определении характера, сроков и объема процедур проверки по существу, необходимых для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня, аудитор должен учитывать оцененные уровни неотъемлемого риска и риска систем контроля. В этой связи аудитор рассматривает:     

• характер процедур проверки по существу, например проведение тестов, ориентированных  на независимые стороны за пределами  субъекта, а не на сторону или  документацию внутри него, либо проведение в дополнение к аналитическим  процедурам детальных тестов, направленных на решение какой-либо конкретной цели аудита;     

• сроки выполнения процедур проверки по существу, например, проведение данных процедур в конце отчетного периода в более ранний срок;     

• объем процедур проверки по существу, например использование большего объема выборки.     

Характер, сроки и объем процедур по оценке систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля зависят от размера и структуры организации-клиента, уровня существенности и применяемых субъектом средств контроля.       

В государственном секторе оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля сопряжена, как правило, с дополнительными заданиями, обязанностями, возлагаемыми на аудитора в отношении объема проверки и информирования различных инстанций.      

Перед окончанием аудиторской проверки, основываясь на результатах процедур проверки по существу и других аудиторских  доказательствах, аудитор должен проанализировать подтверждение первоначальной оценки аудиторского риска и его компонентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.  Архарова З. П. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА (МСА):  Учебно-методический  комплекс. –  М.:  Изд.  центр  ЕАОИ,

2008. –  104 с. 

2.  Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита : учебное пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобон. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 400 с.

3.  Международные стандарты аудита.  Соколова Е.С., Ситнов А.А. М.:

Информация о работе Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой деятельности