Бухглтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства, выдвинуть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств в основном в части автоматизации и компьютеризации учета.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть теоретические основы понятия "основные средства";
- проанализировать особенности учета основных средств;
- рассмотреть направления совершенствования системы учета основных средств.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………. 3
Основные средства, их группировка и оценка в учете ……………… 4
Понятие основных средств ………………………………………… 4
Классификация основных средств …………………………………. 6
Оценка основных средств …………………………………………... 8
Учет основных средств ……………………………………………… 11
Учет поступления основных средств ……………………………. 11
Учет амортизации основных средств …………………………… 16
Учет ремонта основных средств ………………………………… 19
Учет выбытия основных средств ………………………………... 22
Учет переоценки основных средств ……………………………. 24
Инвентаризация основных средств ……………………………… 26
Совершенствование учета основных средств с
использованием средств автоматизации ………………………………. 28
Заключение ………………………………………………………………. 30
Список использованных источников ………………………………….. 32

Файлы: 1 файл

курсовая бух.фин.учет.docx

— 59.43 Кб (Скачать)

- при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

- при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования - исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта основных средств и соотношения, в числителе которого - число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе - сумма чисел лет срока полезного использования объекта;

- при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта и предполагаемого объема выпуска продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств.

При использовании журнально-ордерной формы учета суммы амортизации  рассчитываются в разработочной  таблице ф. № РТ-6 и отражают в  журналах-ордерах №№ 10, 10/1 и ведомостях №№ 12,15 и др.

При выборе способа начисления амортизации следует исходить из того, что каждый из них применяется  в течение всего срока полезного  использования объекта и только по группе однородных объектов основных средств.

Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 «Амортизация основных средств» методом накопления.

Таблица 4 - Начисление амортизации

Содержание хозяйственной  операции

Основание/ первичные  документы

Отражение в учете

Дт

счета

Кт

счета

Начисление амортизации  по объектам основных средств (включая  объекты основных средств, когда  сдача имущества в аренду является предметом деятельности)

 

Инвентарная карточка ф. ОС-6, расчет

 

20, 23, 26

 

02

Начисление амортизации  по объектам основных средств, сданным  в аренду, когда сдача в аренду не является предметом деятельности организации

 

Инвентарная карточка ф. ОС-6расчет

 

91

 

02

Начисление амортизации  по объектам основных средств, полученным безвозмездно, в том числе по договору дарения

Одновременно с вышеприведенной  записью при каждом начислении амортизации  в сумме начисленной амортизации

Инвентарная карточка ф. ОС-6, бухгалтерская справка-расчет 

 

Инвентарная карточка ф. ОС-6, бухгалтерская справка-расчет

20, 23, 26 

 

 

 

98-2

02 

 

 

 

91

Отражение суммы накопленной  амортизации в результате продажи, списания, передачи по договору дарения, взноса в уставный капитал другой организации, передачи в совместную деятельность, безвозмездной передачи

Оборотно-сальдовая ведомость  по аналитическим счетам

 

02

 

01


2.3 Учет ремонта основных средств

Для поддержания в рабочем  состоянии основные средства требуют  ремонта. Различают текущий, средний  и капитальный ремонт.

Под текущим и средним  ремонтом понимаются работы по систематическому и своевременному предохранению  основных средств от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем  состоянии. Капитальный ремонт производится периодически и включает в себя работы по разборке агрегатов оборудования, замены изношенных деталей на более современные, испытание агрегата, смену изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений и др. работы.

Ремонт основных средств  может осуществляться хозяйственным  и подрядным способами.

В зависимости от выбранного варианта учетной политики, затраты  на текущий ремонт основных средств  производственного назначения могут  включаться в издержки производства (обращения) одним из способов:

1) путем включением фактических  затрат в издержки производства (обращения);

2) путем создания резерва  на ремонт;

3) путем создания ремонтного  фонда;

4) путем отношения фактических  затрат по ремонту на счет  расходов будущих периодов с  последующим равномерным списанием.

При первом способе все  затраты относятся на издержки производства (обращения) в том же периоде, когда  произведен ремонт. В основном, этот способ применяют при небольшом  объеме ремонтных работ.

При проведении ремонта подрядным  способом делаются записи

Д 20, 23, 25, 26, 44    Кр 60, 76 при предъявлении подрядчиком счета;

Д 19 Кр 60, 78 на сумму НДС;

Д 60, 76 Кр 51 за выполненные работы. 

При хозяйственном способе: Д 20, 23, 25, 26, 44    Кр 10, 69, 70...

При втором способе для  финансирования ремонта начисляется резерв. Нормативы отчислений в резерв предприятие устанавливает самостоятельно.

При подрядном способе:

Д 20, 23, 25, 26, 44    Кр 89       образование резерва;

Д 96 Кр 60, 76 предъявлен счет подрядчика;

Д 19 Кр 60, 76 на сумму НДС;

Д 60, 76 Кр 51       перечисление за выполненные работы;

Д 96 Кр 99  списание в конце года излишне начисленного резерва.

При хозяйственном способе  аналогично:

Д 20, 25, 26, 44  Кр 96     образование резерва;

Д 96 Кр 10, 69, 70  списание фактических затрат;

Д 96 Кр 99 списание в конце года излишне начисленного резерва;

Д 20, 25, 26,97 44  Кр 10, 69, 70 затраты на ремонт при недостаточности ремонтного резерва;

Д 96 Кр 97 списание затрат.

При третьем способе для  финансирования ремонта основных средств  создается ремонтный фонд. Он создается  для обеспечения в течение  ряда лет равномерного включения  затрат на проведение особо сложных  видов ремонта основных средств. При этом варианте учете ремонта  делаются такие же записи, как и  во втором варианте, кроме записи по закрытию счета 96 (Д 96  К 99).

Четвертый способ используется, когда организацией не создается  резерв или фонд и необходимо провести крупный внеплановый ремонт. В  этом случае, чтобы не искажать величину себестоимости продукции, затраты  по ремонту основных средств относят на счет 97 «Расходы будущих периодов».

Выбранный метод учета  затрат на ремонт основных средств  должен найти отражение в приказе  об учетной политике организации  и носить стабильный характер. Приемка отремонтированных основных средств оформляется актом          ф.  ОС-3.

Реконструкция - полное или  частичное переустройство и переоборудование (как правило без расширения) существующих зданий, сооружений и других объектов основных средств. Реконструкция приводит к изменению основных технических  и экономических показателей  объекта.

Дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые  будут составлять единое целое с  этим оборудованием, придадут ему дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно. Согласно ПБУ 6/01, затраты на дооборудование основных средств могут увеличивать их первоначальную стоимость. Увеличение первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал предприятия.

В соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  основных средств затраты на дооборудование основных средств увеличивают их первоначальную стоимость только после  того, как соответствующие работы полностью выполнены и оформлены  актом приемки- сдачи отремонтированных  объектов, составленный по форме №  ОС-3.

До этого все расходы  отражаются на счете 08.

Д  08 Кр  10 (23,29,60,69,70,76…) дооборудование

Д  01 Кр 08 увеличена первоначальная стоимость

Д  84 Кр 83 увеличение добавочного капитала.

Затраты на дооборудование основного средства некапитального характера могут включатся в  себестоимость продукции.

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Учет выбытия основных средств

В соответствии с п.29 ПБУ 6/01 стоимость объекта основных средств, который выбывает или не используется постоянно для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Пунктом 93 Методических рекомендаций установлено, что объекты основных средств могут выбывать из организации  в результате: продажи(реализации) объекта другому юридическому или физическому лицу; списания в случае морального и (или) физического износа; передачи объектов основных средств в виде вклада в уставный капитал других организаций; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передачи по договорам мены, дарения объектов основных средств; списания объектов основных средств, ранее сданных в аренду с правом выкупа, в момент перехода права собственности на указанные основные средства к арендатору; по другим причинам.

Остаточная стоимость  выбывающего основного средства выявляется на счете 01 «Основные средства» при списании суммы накопленной амортизации в дебет счета 01 с кредита счета 02 «Амортизация основных средств». С этой целью к счету 01 «Основные средства» может быть открыт субсчет «Выбытие основных средств», в дебет которого переносится первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации, что отражается бухгалтерскими записями:

Д 01-1 Кр 01 - на сумму первоначальной стоимости объекта;

Д 02 Кр 01  - на сумму начисленной амортизации по выбывающему объекту.

В бухгалтерском учете  основные средства списываются на основании  первичного документа - акта на списание основного средства, в котором  отражаются причины списания.

При продаже основных средств  доходы и расходы согласно ПБУ 9/99 также отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Доходом признаются поступления от продажи или дебиторская задолженность покупателя в сумме, предусмотренной договором, а расходами - остаточная стоимость выбывающего объекта основных средств, налоги на стоимость реализации и расходы на продажу.

При безвозмездной передаче основных средств записи составляются по аналогичной схеме. Доходы в данном случае, естественно, отсутствуют, но в соответствии с действующим законодательством передача основного средства на безвозмездной основе признается реализацией (за исключением случаев, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ) и подлежит обложению НДС. В учете данная операция отразится следующими записями по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы»:

- остаточная стоимость объекта - в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства»;

- НДС на стоимость безвозмездно переданного имущества - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

- расходы на подготовку к передаче, доставку и др. - в корреспонденции со счетами 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.

При недостаче, хищениях и  порче основных средств расходы (потери) от их выбытия отражаются в  бухгалтерском учете на основании  результатов проведенной инвентаризации по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» следующими записями:

- на остаточную стоимость объекта - в корреспонденции со счетом 01 «Основные средства;

- на сумму восстановленного НДС, приходящегося на недоамортизированную стоимость объекта и ранее принятого к нало-говому вычету, - в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам».

 

 

 

2.5 Учет переоценки основных средств

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина  России от 30.03.2001 N 26н) коммерческая организация  может не чаще 1 раза в год (на начало отчетного года) производить переоценку группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или  прямого пересчета по документально  подтвержденным рыночным ценам.

При индексном методе организации  осуществляют организацию балансовой стоимости отдельных объектов с  применением индексов изменения  стоимости основных средств, дифференцированных по типам зданий и сооружений, видам  машин и оборудования, транспортных средств и других основных средств, по регионам, периодам изготовления, приобретения.

При индексном методе за базу принимается полная балансовая стоимость отдельных объектов основных средств, которая определяется по результатам  инвентаризации. Износ по основным средствам также пересчитывается  на соответствующий индекс изменения  стоимости.

Метод прямой оценки восстановительной  стоимости основных средств является наиболее точным и позволяет исправить  погрешности, накопившиеся в результате применения сред негрупповых индексов в ходе предшествующих переоценок. Восстановительная стоимость основных средств, при данном методе, определяется путем прямого пересчета стоимости  отдельных объектов по документально  подтвержденным рыночным ценам на новые  объекты, аналогичные оцениваем  по состоянию на 1 января.

При изменении первоначальной стоимости основных средств в  результате их дооценки увеличиваются  суммы накопленной амортизации  и амортизационных отчислений в  последующих отчетных периодах. При  принятии решения о переоценке основных средств организации следует  учитывать, что в последующем они должны переоцениваться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Результаты переоценки учитываются при формировании показателей бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

Информация о работе Бухглтерский учет основных средств