Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 22:39, курс лекций
Принцип эффективного управления предопределил необходимость появления УУ. УУ является связующим звеном между учетным процессом и внутренним управлением организации. Он является продолжением финучета и применяется для отражения внутренних событий и операций. Его основное назначение заключается в формировании учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления организацией.
Бухгалтерский
управленческий учет.
Управленческий учет в информационной системе организации.
1. Сущность, значение, цель и принципы УУ.
19в. Америка возник УУ. В России в конце 20в.
Принцип эффективного управления предопределил необходимость появления УУ. УУ является связующим звеном между учетным процессом и внутренним управлением организации. Он является продолжением финучета и применяется для отражения внутренних событий и операций. Его основное назначение заключается в формировании учетной информации для внутреннего использования руководством на всех уровнях управления организацией.
Посредством УУ измеряется, обрабатывается и передается информация о расходах затрат и издержках, доходах и результата деятельности, не только организации в целом, но и в размере ее сегментов деятельности, центров ответственности.
УУ является не просто учетной системой, он интегрирует в себе различные подсистемы и методы управления и подчиняет их достижению единой цели.
Т.о., УУ – это интегрированная система планирования, нормирования учета, контроля, анализа доходов и расходов, результата хозяйственной деятельности, в необходимых аналитических разрезах. Это система оперативного принятия управленческих решений в целях оптимизации финансовых результатов организации и ее сегментов.
Основной частью, базой системы УУ является производственный учет, т.е. учет, контроль и анализ издержек производства по видам местам возникновения, носителям затрат, а так же исчисления себестоимости продукции.
УУ перекликается с ФУ в части учета затрат, различия заключаются в методах учета, степени детализации информации. В УУ организация аналитического учета затрат в разрезе различных классификационных признаках, а в ФУ обобщенный (синтетический) учет затрат в разрезе их элементов.
Предметом УУ является производственная, торгово-закупочная, торгово-снабженческая деятельность организации в целом и ее центров ответственности.
Объектами УУ являются доходы, расходы и результаты деятельности организации в целом и ее сегментов.
Способы и приемы УУ разнообразны – это и элементы методы БУ, а так же приемы экономического анализа, математические методы и т.д.
Совокупность используемых УУ способов и приемов называется методом УУ.
Цель УУ заключается в оказании помощи управляющим в принятии эффективных управленческих решений, которая реализуется в следующих задачах:
1.Формирование
достоверной информации об
2.Планирование
и контроль экономической
3.исчисление
фактической себестоимости
4.Анализ отклонений и выявление причин их возникновения.
5.Контроль за
наличием и движением
6.Выявление резервов
повышения эффективности и
УУ основывается на следующих принципах:
1.Принцип бухгалтерского учета(допущения и требования) ПБУ 1)2008.
2.Принцип оперативности предоставления информации.
3.Принцип конфедициальности
(только внутренним
4.Принцип гибкости системы УУ.
5.Принцип прогнозности системы УУ (направленность).
6.Принцип делегирования ответственности и мотивации исполнителей (перераспределение ответственности).
7.Принцип управления
по отклонениям.
2.Сравнение финансового и управленческого учетов.
Признак | ФУ | УУ |
1.Обязательность ведения | ведение ФУ требуется в соответствии с законодательством | обязательным не является, по решению администрации, собственника |
2.Пользователи информации | внешние и внутренние | внутренние |
3.Цель учета | формирование информации об имущественном, финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации и изменениях ее финансового положения(составление финансовой отчетности) | оказание помощи управляющим |
4.Виды
применения систем |
система двойной записи | неограниченна двойной записью используются любые системы |
5.используемые измерители | преимущество отдается денежному измерителю | используются все три вида измерителей на равных (натуральные, трудовые, денежные) |
6.базовые положения(принципы) | обязательное следование общепринятым принципам бухучета | нет норм и ограничений |
7.Основной объект отчетности | является организация в целом | центры ответственности( |
8.Частота предоставления отчетности | месяц, квартал, год/ периодически и на регулярной основе | по мере необходимости |
9.Базисная структура | Активы=капитал собств+обязательства | структура может
быть различной в зависимости
от целей использования |
ФУ и УУ –
это системы бухучета, первичный
учет единый.
3. Законодательная основа бухгалтерского УУ.
Требования для ведения инф. БУУ.
Информация для
внутреннего пользователя, следовательно,
должна готовиться руководителем (то есть
должна быть адресной, достаточной, аналитичной,
полезной).
Организация УУ.
1.Значение и основные предпосылки рациональной организации БУУ.
Под рациональной организацией УУ понимаем систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса, с целью получения своевременной и уместной информации по деятельности организации и ее центров ответственности, а так же осуществление контроля за эффективностью использования производственных ресурсов и управления производственной деятельностью.
При принятии администрацией организационного решения о формировании системы УУ ответственность за организацию УУ возлагается на руководителя организации. В зависимости от объема учетной работы им может быть:
1)руководителем может быть учреждена служба УУ, как структурное подразделение возглавляемая соответственно руководителем;
2)введены в штат бухгалтерии должности специалистов по УУ (бухг – аналитики или бухг-менеджеры).
Ответственность за ведение БУУ в 1 случае на руководителе службы УУ, во 2 – на главном бухгалтере.
Руководитель
организации обязан создать условия
для ведения УУ, обеспечить выполнение
структурными подразделениями, службами,
работниками организации
Основными предпосылками организации УУ являются:
-изучение особенностей
и условий деятельности
-установление наиболее рациональных взаимоотношений в центрах ответственности со службой УУ или бухгалтерией;
-определение характера и объема информации УУ;
-рациональное
распределение труда между
Основными элементами и средствами организации системы УУ являются:
1)формы, состав
и план формирования бюджета(
2)план документации документооборота;
3)рабочий план счетов и их корреспонденции;
4)регистры бухучета;
5)разработать состав и формы внутренней управленческой отчетности;
6)использовать средства автоматизации УУ;
7)построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций;
Все вопросы
решаются в рамках разработанной учетной
политики для целей УУ.
2.Организация УУ по центрам ответственности.
В целях достижения максимального эффекта управление деятельностью осуществляется не только по организации в целом, но и по центрам ответственности. Центры ответственности – это сегмент деятельности или организационное подразделение во главе которого стоит менеджер или управляющий контролирующий показатели определенные для данного подразделения руководством организации.
С позиции управления
деятельностью деление на центры
ответственности позволяет
Для каждого центра ответственности должно быть определены:
1)показатели для измерения объема деятельности (подконтроль);
2)степень самостоятельности в принятии решений;
3)границы за
пределами, которой центр
В зависимости от объема полномочий и обязанностей менеджеров критерии их финансовой ответственности выделяют следующие виды ответственности:
1)центр затрат – это сегмент организации, руководитель которого несет ответственность за произведенные подразделением затраты, цель центра затрат - рациональное использование ресурсов и снижение затрат;
2)центр доходов
(выручки, продаж) – это подразделение,
руководитель которого
3)центр прибыли
– это подразделение,
4)центр инвестиций
- это подразделение,
Децентрализованное управление требует организации УУ по центрам ответственности, что позволяет оценить результат и эффективность деятельности каждого сегмента деятельности и их вклад в общие результаты деятельности организации.
Организация УУ
по центрам ответственности
1)разработка соответствующих бюджетов, определяющих перспективы деятельности центров ответственности;
2)организация
учета затрат, доходов, финансовой
деятельности центров
3)организация
контроля планируемых и
4)формирование
внутренней отчетности в
5)анализ результата
деятельности центра
3. Трансфертная цена, как основа оценки деятельности центра ответственности.
Трансфертная цена – это расчетная или договорная цена на продукцию или услуги одного подразделения центра ответственности передаваемые или продаваемые другому центру ответственности той же организации или на сторону другой организации.
В международной практике используются три основных метода определения величины трансфертных цен:
1)трансфертные
цены основанные на рыночных,
используются тогда, когда
Применение данной методики характерно для филиалов и дочерних предприятий крупных промышленных организаций.
2)трансфертные цены основанные на затратах производства(поременных, полных), полых затратах + прибыль.
Данную методику, основанную на переменных и полных затратах можно использовать в подразделениях, представленных в качестве центров затрат.