Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:49, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится управленческому учету как части системы управления предприятием.
Информация, доставляемая финансовым учетом, характеризует результат свершившихся фактов и хозяйственных операций за минувший период, отражает их по принципу «как это было». Данные управленческого учета ориентируются на решение «как это должно быть» и контроль за исполнением принятого решения. Учет фактических величин для управленческого учета тоже важен, но в основном как база для принятия решений и анализа их эффективности. Управленческий учет не заменяет финансовый и не дублирует его. Он пользуется его информацией о фактических затратах и результатах деятельности, об изменении стоимости активов и источников их формирования, долговых обязательств и т. п. Именно в системном бухгалтерском учете отражается фактическая информация по каждому виду основных средств, материально-сырьевых, топливно-энергетических, трудовых, финансовых ресурсов, что позволяет направлять и координировать финансовую и производственно-хозяйственную деятельность, добиваться желаемых результатов. Чтобы с наибольшим эффектом использовать эту информацию для действенного управления предприятием, необходима такая система организации бухгалтерского учета, которая ориентирована на использование передовых методов учета, положительного зарубежного опыта, международных стандартов бухгалтерского учета, широкое применение вычислительной техники.
Точность данных финансового и управленческого учета, исчисления показателей их отчетности может быть разной. Данные финансового учета должны быть максимально точными, иначе внешние пользователи отнесутся с недоверием к содержанию бухгалтерской отчетности. В управленческом учете допустимы приблизительные оценки, вероятностные расчеты, ориентировочные показатели. Здесь точность может не играть решающей роли, а первостепенное значение приобретают быстрота получения информации (с целью оперативного использования для управления), ее многовариантность, удобство пользования.
Необходимость
обособления данных управленческого
учета в самостоятельную
В конечном счете управленческий учет в отличие от финансового – учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а факторов, обстоятельств и условий, влияющих на хозяйственно-финансовую деятельность организации. Его цель – предоставить нужную информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.
Понятие, предмет, объекты исследования и метод управленческого учета
Управленческий учет определяется как самостоятельное направление хозяйственного учета организации, которое обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, контроля, оценки организации в целом и ее структурных подразделений. Бухгалтерский учет – это связующее звено между учетным процессом и управлением предприятием.
В управленческом учете выделяют следующие типы центров ответственности: затрат; доходов; прибыли; инвестиций.
Центр
затрат – структурное подразделение
организации, в котором имеется
возможность организовать нормирование,
планирование и учет издержек производства
с целью наблюдения, контроля затрат,
а также оценки их использования.
Руководитель обладает наименьшими управленческими
полномочиями. Он отвечает лишь за произведенные
затраты. Система управленческого учета
измеряет и фиксирует затраты на входе
в центр ответственности. Работа центра
затрат ведется в двух направлениях:
• получение максимального результата при определенном заданном уровне вложений;
• доведение до минимального уровня вложений, необходимых для достижения заданного результата.
Центр
доходов – структурное
Центр
прибыли – структурное
Центр инвестиций – структурное подразделение организации, менеджеры которого не только контролируют затраты и доходы своих подразделений, но и следят за эффективностью использования инвестированных в них средств. У них есть право принимать инвестиционные решения по отдельным проектам. Руководитель центра обладает самыми большими полномочиями и несет наивысшую ответственность за принимаемые решения.
Объектами
управленческого учета
• издержки (текущие и капитальные) организации и ее подразделений (центров ответственности);
• результаты
хозяйственной деятельности предприятия
в целом и центров
• внутреннее ценообразование, предполагающее использование трансфертных цен;
• бюджетирование;
• внутренняя
отчетность.
Методы, используемые в управленческом учете:
• элементы метода бухгалтерского финансового учета (счета и двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
• индексный (статистика);
• приемы экономического анализа (факторный анализ);
• математические (корреляция, линейное программирование, метод наименьших квадратов).
Цели, функции и задачи управленческого учета
Экономическая обособленность и независимость организаций объективно усложняет их ориентацию в системе экономических связей, при этом возрастает значимость функции управления организацией. Реализацию данной функции обеспечивает управленческий учет, задачей которого является составление отчетов второй и третьей группы. Содержащаяся в них информация предназначена как для собственников организации, так и для менеджеров, т. е. для внутренних пользователей. Эти отчеты содержат информацию не только об общем финансовом положении предприятия, но и о состоянии дел непосредственно в области производства. Содержание отчетов меняется в зависимости от их целевого назначения и должности администратора, запрашивающего конкретный отчет.
Целью управленческого учета являются подготовка и предоставление менеджерам достоверной, полной и своевременной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей организации.
Система
управленческого учета в
Цель
управленческого учета
Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, расширяющих представление об объекте исследования. В управленческом учете используют следующие виды информации: количественная и неколичественная; учетная и неучетная; полная и неполная.
К
информации управленческого учета
предъявляются такие
Информация бухгалтерского управленческого учета носит конфиденциальный характер и требует защиты, что предусматривает:
1. Четкое
разделение персонала с
2. Ограничение
доступа сотрудников и
3. Жесткое ограничение круга лиц для доступа к информации.
4. Повышенные
требования к сотрудникам в
целях обеспечения сохранности
информации.
2 Практическая часть
2.1 Задание 1
Предприятия А, В и С используют позаказный метод учета затрат на производствах. Сведения о предполагаемых затратах по предприятиям приводятся ниже:
А | В | С | |
Затраты труда, чел.-ч. | 70 000 | 50 000 | 45 000 |
Затраты машинного времени, маш.-ч. | 20 000 | 65 000 | 50 000 |
Прямые затраты на материалы, руб. | 400 000 | 550 000 | 340 000 |
Производственные накладные расходы, руб. | 560 000 | 650 000 | 150 000 |
Базой для определения предварительно рассчитанного коэффициента накладных расходов служат: на предприятии А – машино-часы; на предприятии В – затраты на прямые материалы; на предприятии С – человеко-часы.
Требуется: а) определить предварительно рассчитанный коэффициент накладных расходов; б) определить сумму накладных расходов, включаемых в затраты на производство на основе предварительно рассчитанного коэффициента. Если в течение года на предприятии А выполняются три заказа, при этом зарегистрированы следующие затраты машинного времени: по заказу №456 – 8000 маш.-ч., №678 – 6000 маш.-ч., №786 – 5000 маш.-ч.
Если
фактические накладные расходы
составят за год 530 000 руб., будут они перераспределенными
или недораспределенными?
К = Планируемые накладные расходы / Планируемая величина носителя затрат
а) А: К=560000/20000=28;
В: К=650000/550000≈1,18;
С: К=150000/45000≈3,33.
б) Сумма накладных расходов по заказу №456 составила: 28*8000=224000руб.
Сумма накладных расходов по заказу №678 составила: 28*6000=168000руб.
Сумма накладных расходов по заказу №786 составила: 28*5000=140000руб.