5. ГОДОВОЙ ОТЧЁТ
Годовой отчет организаций (кроме
кредитных, страховых и бюджетных)
включает 6 форм. Формы финансовой отчетности
носят рекомендательный характер. При
самостоятельной разработке форм организацией
должны быть соблюдены общие требования
к бухгалтерской отчетности, изложенные
в ПБУ
4/99.
Форма |
Наименование
формы |
форма
№ 1 |
Бухгалтерский баланс
|
форма
№ 2 |
Отчет о прибылях
и убытках |
форма
№ 3 |
Отчет об изменениях
капитала |
форма
№ 4 |
Отчет о движении
денежных средств |
форма
№ 5 |
Приложение к
бухгалтерскому балансу |
форма
№ 6 |
Отчет о целевом
использовании полученных средств
|
Подготовка и представление годового
отчета, а также сами типовые
формы бухгалтерской (финансовой)
отчетности регламентируются следующей
нормативной базой:
- Бухгалтерская
отчетность организации
- ПБУ 4/99
- Указания
о порядке составления и предоставления
бухгалтерской отчетности
(Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н ред. от
18.09.06)
Начиная с отчетности за 2011 год согласно
Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н организации
(кроме кредитных, государственных (муниципальных))
сдают бухгалтерскую отчетность по новым
формам.
Новые формы бухгалтерской
отчетности:
- Бухгалтерский
баланс
- Отчёт о прибылях
и убытках
- Отчёт об
изменении капитала
- Отчёт о движении
денежных средств
- Отчёт о целевом
использовании полученных средств
- Пример оформления
пояснений к балансу и отчёту о прибылях
и убытках
---
При составлении годового отчета
предприятия руководствуются следующими
принципами ведения бухгалтерского учета:
•
соблюдение в течение отчетного года принятой
учетной политики исходя из порядка, установленного
законодательством.
• Изменение
в учетной политике по сравнению
с предыдущим годом должно быть объяснено
объяснительной запиской к годовому отчету;
• полнота
отражения за отчетный год всех хозяйственных
операций в отчетном году;
• правильность
отнесения доходов и расходов к отчетному
периоду;
в разграничение
в отчете текущих затрат на производство
и капитальных вложений;
• тождество
данных аналитического учета оборотам
и остаткам по счетам синтетического
учета.
В бухгалтерских отчетах не
допускается никаких подчисток
и помарок. В случае исправления
ошибок делаются соответствующие
оговорки, которые заверяются лицами,
подписавшими отчет, с указанием даты
исправления.
Надежность выводов, полученных
внешними пользователями на основе
публичной бухгалтерской отчетности,
предопределяется требованиями, предъявляемыми
к качеству содержащихся в ней данных
деловым миром. Во избежание неправильного
информирования, публикуемые в отчетах
сведения, предварительно проходят
проверку на соответствие действующим
требованиям национальных стандартов.
Эта работа выполняется бухгалтерами-аудиторами,
имеющими лицензии, на проведение бухгалтерских
проверок. В аудиторском заключении дается
общая оценка публикуемых отчетных данных
и финансового положения предприятия,
степени близости предприятия к банкротству.
Годовой отчет составляется по окончании
года. Он представляется собственникам,
налоговой инспекции, органам государственного
управления. Срок представления годового
отчета — до 1 апреля следующего за отчетным
года.
Отчетным годом для всех организаций считается
период с 1 января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для создаваемых
организаций считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря
включительно. Вновь созданным организациям
после 1 октября разрешается считать первым
отчетным годом период с даты их государственной
регистрации по 31 декабря следующего года
включительно.
Содержание типовых форм бухгалтерской
отчетности и порядок их заполнения
изложены в Приложениях 1 и
2 приказа Минфина РФ от 19 октября
1995 г. №115, а рекомендации по
составлению пояснительной записки к
годовому отчету - в Приложении 3 того же
приказа (4).
В соответствии с данными рекомендациями
в пояснительной записке приводятся
краткая характеристика деятельности
организации, основные ее показатели,
факторы, повлиявшие на хозяйственные
и финансовые результаты, а также решения
по итогам рассмотрения годового бухгалтерского
отчета и распределения прибыли, оставшейся
в распоряжении организации.
При изменении вступительного
баланса на начало года в
пояснительной записке объясняются причины
изменений.
6.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ОТЧЕТНОСТИ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ
МСФО
В этом случае речь идет
о реформировании отечественной
нормативной базы, определяющей
учетную практику в соответствии
с МСФО. У этого процесса уже
есть своя история.
Началом реформирования системы
бухгалтерского учета в России
можно считать начало 90-х годов
XX века. Толчком к началу реформы
послужил семинар по проблемам
учета на совместных предприятиях,
проводившийся Центром ООН по
ТНК и Торгово-промышленной палатой
СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным
началом процесса реформирования учета
следует считать принятие Государственной
Программы перехода РФ на принятую в международной
практике систему учета и статистики в
соответствии с требованиями развития
рыночной экономики, утв. Постановлением
Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В
данном документе была установлена цель
реформирования бухгалтерского учета,
определены задачи, поставленные для достижения
этой цели.
Помимо этого, было приято решение
об использовании МСФО при создании концепции
бухгалтерского учета и в процессе разработки
национальных положений (стандартов) по
бухгалтерскому учету в качестве отправной
точки, образца и критерия соответствия
международно принятой практике.
В 1994 году Методологическим Советом
по бухгалтерскому учету при
Минфине России была одобрена
Программа реформирования системы
бухгалтерского учета, переход
на МСФО в соответствии с
которой должен был осуществиться
до 2000 года. В рамках этой программы
был принят ряд положений по бухгалтерскому
учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от
21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
В ходе осуществления основных мероприятий
Программы реформирования была разработана
Концепция бухгалтерского учета в рыночной
экономике России, одобренная Методологическим
Советом по бухгалтерскому учету при Минфине
России и Институтом Профессиональных
бухгалтеров России в декабре 1997 года.
К 1998 году стало ясно, что документ,
принятый в 1994 году, нуждается
в серьезной доработке. Как следствие
была принята Программа реформирования
бухгалтерского учета в соответствии
с Международными стандартами финансовой
отчетности, утв. Постановлением Правительства
РФ от 06.08.1998 № 283.
Программа содержала "план конкретных
мероприятий по указанным выше основным
направлениям реформы бухгалтерского
учета", конечной датой осуществления
которого указывался 2000 год.
Говоря о влиянии МСФО на
российскую практику бухгалтерского
учета, нельзя обойти вниманием
еще один программный документ, определяющий
роль Международных стандартов в формировании
информации о финансовом положении российских
компаний - Концепции развития бухгалтерского
учета и отчетности в РФ на среднесрочную
перспективу, одобренной приказом Минфина
России от 01.07.2004 № 180.
В этом документе, целью которого
было определить направления
развития бухгалтерской практики
на период до 2010 года, говорилось,
что Международные стандарты
финансовой отчетности были приняты
в России в качестве основного
инструмента реформирования бухгалтерского
учета и отчетности.
Столь существенное изменение
отечественной методологии учета
в сторону приближения к МСФО
в последнее время стало получать
даже негативные оценки в плане
критики излишней оптимистичности
заимствуемых методов для отечественных
экономических реалий. Так, например, очень
характерно, что на проходившей 25-27 января
2010 года в Санкт-Петербурге международной
конференции "Реструктурирование экономики:
ресурсы и механизмы", работа которой
во многом была посвящена оценке содержания
количественной информации в условиях
экономического кризиса, один из организаторов
конференции член-корр. РАН, д.э.н., проф.,
директор Социологического института
РАН, И.И. Елисеева в своем докладе отметила:
"в реформировании бухгалтерского учета
считаю необходимым восстановление принципа
консерватизма в признании доходов: не
по передаче права собственности, а по
оплате, иначе всегда будет риск образования
"мыльных пузырей" и могут быть такие
парадоксальные ситуации, что высокорентабельное
предприятие окажется банкротом и т. д.
Это замечание существенно противоречит
МСФО, но и на Западе эта норма подвергается
критике, поскольку она ответственна за
возникновение кризисных явлений"
(Реструктурирование экономики: ресурсы
и механизмы - материалы Международной
научно-практической конференции (Санкт-Петербург,
25-27 января 2010 г. - СПб.:, 2010, стр. 47).
В связи с этим следует отметить,
что продолжающиеся разговоры
о том, что существующая сегодня
в России система официального
бухгалтерского учета совершенно не соответствует
МСФО, конечно, не имеют под собой серьезного
основания.
Движение отечественной нормативной
базы по бухгалтерскому учету
в сторону методологических концепций
МСФО за последнее время прослеживается
со всей очевидностью.
Однако следует помнить о том,
что речь в данном случае
идет не о непосредственном "внедрении"
международных стандартов в российскую
практику учета, то есть не
об использовании непосредственно
самих МСФО отечественными бухгалтерами,
а о методологическом влиянии идей
МСФО на вводимые новые положения российских
нормативных актов, то есть о влиянии исключительно
"идеологическом".
Так, например, согласно Принципам
подготовки и представления финансовой
отчетности МСФО, финансовая отчетность
компании обычно должна составляться
исходя из непрерывности деятельности
как основополагающего допущения, лежащего
в основе как методов формирования отчетных
данных, так и ее (отчетности) прочтения
и понимания. Здесь "предполагается,
что компания не собирается
и не нуждается в ликвидации или существенном
сокращении ее деятельности", то есть
отчетность составляется на основе допущения
о том, что "компания действует и будет
действовать в обозримом будущем".
Это положение МСФО послужило
основой формирования нормы, определяемой
в пункте 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика
организации", согласно которому
"при формировании учетной политики
предполагается, что… организация будет
продолжать свою деятельность в обозримом
будущем и у нее отсутствуют намерения
и необходимость ликвидации или существенного
сокращения деятельности и, следовательно,
обязательства будут погашаться в установленном
порядке (допущение непрерывности деятельности)".
В данном случае мы имеем
дело именно с предписанием
отечественного нормативно-правового
акта, методологической основой которого
послужили соответствующие положения
МСФО, но никак не с применением непосредственно
МСФО в отечественной бухгалтерской учетной
практике.
Это означает, что все происходящие
такого рода новации нормативного
регулирования учета в России - это изменения
положений отечественных нормативно-правовых
актов в области бухгалтерского учета.