Бухгалтерская отчетность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 22:36, реферат

Краткое описание

В соответствии с ГК РФ предприятие является объектом гражданских прав. В качестве объекта гражданских прав предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания и сооружения, оборудование, материалы, долги, а также права на обозначение (фирменное наименование, товарный знак, торговую марку и т.д.).

Оглавление

• Введение
o 1. Нормативное регулирование отчётности
o 2. Виды бухгалтерской (финансовой) отчётности
o 3. Состав бухгалтерской отчётности и требования к ней
o 4. Составление бухгалтерской отчётности
o 5. Годовой отчёт
o 6. Совершенствование отчётности по рекомендациям МСФО
o Заключение
o Библиографический список

Файлы: 1 файл

Бухучёт.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

                                        5. ГОДОВОЙ ОТЧЁТ

     Годовой отчет организаций (кроме  кредитных, страховых и бюджетных)  включает 6 форм. Формы финансовой отчетности носят рекомендательный характер. При самостоятельной разработке форм организацией должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности,  изложенные в ПБУ 4/99.

 

Форма Наименование  формы
форма № 1 Бухгалтерский баланс
форма № 2 Отчет о прибылях и убытках 
форма № 3 Отчет об изменениях капитала
форма № 4 Отчет о движении денежных средств 
форма № 5 Приложение к  бухгалтерскому балансу 
форма № 6 Отчет о целевом использовании полученных средств
 
 

     Подготовка и представление годового  отчета, а также сами типовые  формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей  нормативной базой:

  1. Бухгалтерская отчетность организации - ПБУ 4/99  
  2. Указания о порядке составления и предоставления бухгалтерской отчетности (Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н ред. от 18.09.06) 

     Начиная с отчетности за 2011 год согласно Приказу Минфина РФ от 2 июля 2010 г. N 66н организации (кроме кредитных, государственных (муниципальных)) сдают бухгалтерскую отчетность по новым формам.

Новые формы бухгалтерской отчетности:

    • Бухгалтерский баланс
    • Отчёт о прибылях и убытках
    • Отчёт об изменении капитала
    • Отчёт о движении денежных средств
    • Отчёт о целевом использовании полученных средств
    • Пример оформления пояснений к балансу и отчёту о прибылях и убытках
 
---
 

     При составлении годового отчета  предприятия руководствуются следующими принципами ведения бухгалтерского учета:  

соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики исходя из порядка, установленного законодательством.

• Изменение  в учетной политике по сравнению  с предыдущим годом должно быть объяснено объяснительной запиской к годовому отчету;  

• полнота  отражения за отчетный год всех хозяйственных  операций в отчетном году;

•  правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду; 

в разграничение  в отчете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

• тождество  данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

     В бухгалтерских отчетах не  допускается никаких подчисток  и помарок. В случае исправления  ошибок делаются соответствующие  оговорки, которые заверяются лицами, подписавшими отчет, с указанием даты исправления.

     Надежность выводов, полученных  внешними пользователями на основе публичной бухгалтерской отчетности, предопределяется требованиями, предъявляемыми к качеству содержащихся в ней данных деловым миром. Во избежание неправильного информирования,  публикуемые в отчетах сведения,  предварительно проходят проверку на соответствие действующим требованиям национальных стандартов. Эта работа выполняется бухгалтерами-аудиторами, имеющими лицензии, на проведение бухгалтерских проверок. В аудиторском заключении дается общая оценка публикуемых отчетных данных и финансового положения предприятия, степени близости предприятия к банкротству.

     Годовой отчет составляется по окончании года. Он представляется собственникам, налоговой инспекции, органам государственного управления. Срок представления годового отчета — до 1 апреля следующего за отчетным года.

     Отчетным годом для всех организаций считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

     Первым отчетным годом для создаваемых организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разрешается считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

     Содержание типовых форм бухгалтерской  отчетности и порядок их заполнения  изложены в Приложениях 1 и  2 приказа Минфина РФ от 19 октября  1995 г. №115, а рекомендации по  составлению пояснительной записки к годовому отчету - в Приложении 3 того же приказа (4).

     В соответствии с данными рекомендациями  в пояснительной записке приводятся краткая характеристика деятельности организации, основные ее показатели, факторы, повлиявшие на хозяйственные и финансовые результаты, а также решения по итогам рассмотрения годового бухгалтерского отчета и распределения прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

     При изменении вступительного  баланса на начало года в  пояснительной записке объясняются причины изменений. 
 
 

6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ ПО РЕКОМЕНДАЦИЯМ МСФО

     В этом случае речь идет  о реформировании отечественной  нормативной базы, определяющей  учетную практику в соответствии  с МСФО. У этого процесса уже  есть своя история.

     Началом реформирования системы  бухгалтерского учета в России  можно считать начало 90-х годов  XX века. Толчком к началу реформы  послужил семинар по проблемам  учета на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по  ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве. Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной Программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1. В данном документе была установлена цель реформирования бухгалтерского учета, определены задачи, поставленные для достижения этой цели.

     Помимо этого, было приято решение об использовании МСФО при создании концепции бухгалтерского учета и в процессе разработки национальных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету в качестве отправной точки, образца и критерия соответствия международно принятой практике.

     В 1994 году Методологическим Советом  по бухгалтерскому учету при  Минфине России была одобрена  Программа реформирования системы  бухгалтерского учета, переход  на МСФО в соответствии с  которой должен был осуществиться  до 2000 года. В рамках этой программы был принят ряд положений по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В ходе осуществления основных мероприятий Программы реформирования была разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим Советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Институтом Профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997 года.

     К 1998 году стало ясно, что документ, принятый в 1994 году, нуждается  в серьезной доработке. Как следствие была принята Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 № 283.

     Программа содержала "план конкретных мероприятий по указанным выше основным направлениям реформы бухгалтерского учета", конечной датой осуществления которого указывался 2000 год.

     Говоря о влиянии МСФО на  российскую практику бухгалтерского  учета, нельзя обойти вниманием  еще один программный документ, определяющий роль Международных стандартов в формировании информации о финансовом положении российских компаний - Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180.

     В этом документе, целью которого  было определить направления  развития бухгалтерской практики  на период до 2010 года, говорилось, что Международные стандарты  финансовой отчетности были приняты  в России в качестве основного  инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности.

     Столь существенное изменение  отечественной методологии учета  в сторону приближения к МСФО  в последнее время стало получать  даже негативные оценки в плане  критики излишней оптимистичности  заимствуемых методов для отечественных экономических реалий. Так, например, очень характерно, что на проходившей 25-27 января 2010 года в Санкт-Петербурге международной конференции "Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы", работа которой во многом была посвящена оценке содержания количественной информации в условиях экономического кризиса, один из организаторов конференции член-корр. РАН, д.э.н., проф., директор Социологического института РАН, И.И. Елисеева в своем докладе отметила: "в реформировании бухгалтерского учета считаю необходимым восстановление принципа консерватизма в признании доходов: не по передаче права собственности, а по оплате, иначе всегда будет риск образования "мыльных пузырей" и могут быть такие парадоксальные ситуации, что высокорентабельное предприятие окажется банкротом и т. д. Это замечание существенно противоречит МСФО, но и на Западе эта норма подвергается критике, поскольку она ответственна за возникновение кризисных явлений" (Реструктурирование экономики: ресурсы и механизмы - материалы Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 25-27 января 2010 г. - СПб.:, 2010, стр. 47).

     В связи с этим следует отметить, что продолжающиеся разговоры  о том, что существующая сегодня  в России система официального  бухгалтерского учета совершенно не соответствует МСФО, конечно, не имеют под собой серьезного основания.

     Движение отечественной нормативной  базы по бухгалтерскому учету  в сторону методологических концепций  МСФО за последнее время прослеживается  со всей очевидностью.

     Однако следует помнить о том,  что речь в данном случае  идет не о непосредственном "внедрении"  международных стандартов в российскую  практику учета, то есть не  об использовании непосредственно  самих МСФО отечественными бухгалтерами, а о методологическом влиянии идей МСФО на вводимые новые положения российских нормативных актов, то есть о влиянии исключительно "идеологическом".

     Так, например, согласно Принципам  подготовки и представления финансовой  отчетности МСФО, финансовая отчетность  компании обычно должна составляться исходя из непрерывности деятельности как основополагающего допущения, лежащего в основе как методов формирования отчетных данных, так и ее (отчетности) прочтения и понимания. Здесь "предполагается, что компания не собирается и не нуждается в ликвидации или существенном сокращении ее деятельности", то есть отчетность составляется на основе допущения о том, что "компания действует и будет действовать в обозримом будущем".

     Это положение МСФО послужило  основой формирования нормы, определяемой в пункте 5 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", согласно которому "при формировании учетной политики предполагается, что… организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности)".

     В данном случае мы имеем  дело именно с предписанием  отечественного нормативно-правового акта, методологической основой которого послужили соответствующие положения МСФО, но никак не с применением непосредственно МСФО в отечественной бухгалтерской учетной практике.

     Это означает, что все происходящие  такого рода новации нормативного регулирования учета в России - это изменения положений отечественных нормативно-правовых актов в области бухгалтерского учета.

Информация о работе Бухгалтерская отчетность организации