Бюджетный процесс в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 13:41, курсовая работа

Краткое описание

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современно го общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической
политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Оглавление

Ведение …………………………………………………….……………….…….2
1. Бюджетное устройство Республики Беларусь. Бюджетная система и принципы ее построения…………………………………………………..…….4
2. Состав доходов и расходов бюджетов. Порядок распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы Республики Беларусь…………………………………………………………………..………7
2.1 Структура расходов бюджета………………………………………………12
3. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный период……………………………………………………………………………18
3.1 Стадия составления проекта бюджета…………………………………..…21
3.2 Порядок рассмотрения и утверждение бюджета. Принятие Закона о бюджете………………………………………………………………………….25
3.3 Стадии принятия закона о бюджете…………………………………….….27
3.4 Исполнение республиканского и местного бюджетов. Система органов Государственного казначейства……………………………………...…….…..29
3.5 Отчет об исполнении бюджета: его составления и утверждения…....…..33
Заключение………………………………………………………………..…….34
Список использованной литературы…………………………………….…….37

Файлы: 3 файла

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

   На основании ежегодно принимаемых бюджетов и ст. 24 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» к доходам республиканского бюджета следует отнести:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- налог на прибыль с  предприятий и организаций республиканского подчинения;

- таможенные пошлины и сборы;

- доходы от внешнеэкономической деятельности государства.

    Это стабильные источники доходов республиканского бюджета. Кроме них в него включаются денежные средства, получаемые государством от других государств в соответствии с заключенными соглашениями. В республиканский бюджет поступает часть доходов от осуществления Министерством финансов и Национальным банком Республики Беларусь операций с ценными бумагами (государственный кредит и др.)

   В местные бюджеты в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении», независимо от уровня местного Совета, закреплены следующие источники доходов:

- налог на прибыль предприятий и других хозяйствующих субъектов соответствующего подчинения;

- налог на доходы;

- налог на недвижимость коммунального хозяйства соответствующего уровня местного Совета;

- плата     за     природные    ресурсы     от    хозяйствующих     субъектов

соответствующего подчинения;

- поступления средств от приватизации коммунальной собственности.

   К собственным доходам местных бюджетов любого уровня относятся также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, иностранных субъектов (дарение, завещание, благотворительность и др.) Кроме того, в зависимости от уровня местного Совета в их бюджеты включаются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008 год» , следующие доходы:

I. В бюджеты областей и г. Минска:

а)              подоходный налог с физических лиц;

б)              налог на недвижимость;

в)              земельный налог;

г)              платежи   за   использование   природных   ресурсов   и   платежи   за
переработку нефти и нефтепродуктов;

д)              налог при упрощенной системе налогообложения;

е)              единый   налог   с   индивидуальных   предпринимателей   и   иных
физических лиц;

ж)              единый налог для производителей сельхозпродукции;

з)              налог на игорный бизнес и некоторые другие налоги, и сборы, а
также ряд неналоговых доходов.

И. В бюджеты Советов базового уровня:

а)              налог на прибыль общественных организаций и кооперативов и др.;

б)              поступления от сдачи в аренду имущества коммунального хозяйства;

в)              плата за различного рода регистрацию и перерегистрацию;

г)              местные налоги, сборы и платежи;

д)              иные   доходы   в   соответствии   с   решениями   областных   Советов
депутатов при утверждении бюджета области.

III.              В бюджеты местных Советов первичного уровня:

 

а)       местные налоги и сборы;

б)              иные доходы, которые предусматриваются решениями районных
Советов при утверждении бюджетов районов.

   Законодательством Республики Беларусь установлено, что все доходы сверх плановых заданий расходуются местными Советами по своему усмотрению и изъятию не подлежат.

   Кроме собственных (закрепленных) доходов бюджетов применяется система регулирующих источников дохода.

   Регулирующие доходы — это такие доходы, которые ежегодно передаются из вышестоящих бюджетов в нижестоящие за счет собственных доходов в определенном размере для покрытия расходов, которые не обеспечиваются собственными (закрепленными) доходами.

   Перечень регулирующих доходов и их размер утверждается при принятии закона об утверждении республиканского бюджета, а местные Советы определяют по своему усмотрению перечень и размер отчислений в нижестоящие местные бюджеты.

   К числу регулирующих доходов относятся такой крупный налог, как НДС, а также акцизы.

   Таким образом, одни и те же источники дохода по отношению к одному бюджету будут собственными (постоянно закрепленными), а по отношению к нижестоящему — регулирующими.     

2.1 Структура расходов бюджета.         

           Структура расходов бюджетов определяется задачами и функциями государства в целом, а также функциями соответствующих государственных и местных органов и задачами социально-экономического развития соответствующего региона.

   Анализ бюджетного законодательства дает основание предположить следующую структуру расходов, которая находит свое отражение в ежегодно принимаемых бюджетах.

   В   основу   распределения   расходов   между   звеньями   бюджетной системы положены два принципа:

- значимость расходов;

- подчиненность     определенных     субъектов     тому     или     иному административно-территориальному государственному органу.

    Принцип значимости расходов свидетельствует, что расходы, имеющие общегосударственное значение, производятся из республиканского бюджета. А расходы, имеющие соответствующее местное значение, — из местных бюджетов. Например, расходы на оборону страны выделяются исключительно из республиканского бюджета в силу их общественного значения. А расходы на поддержку коммунального хозяйства — из местных бюджетов.

    Надо отметить, что соотношение расходов каждого бюджета по направлениям изменяется в зависимости от звена бюджетной системы. Так, если расходы бюджета местного Совета первичного уровня состоят в основном из расходов на социально-культурные мероприятия (основная масса расходов — начальное образование, ФАПы, библиотеки, клубы) и

на содержание незначительного аппарата, то по мере увеличения значимости бюджетов вышестоящих Советов депутатов соотношения меняются в сторону увеличения расходов на развитие экономики.

    Принцип подчиненности организаций и предприятий означает, что финансирование бюджетных учреждений и мероприятий, которые обеспечиваются за счет бюджетных средств, осуществляется из того звена бюджетной системы, в каком подчинении они находятся. Так, все государственные вузы финансируются из республиканского бюджета, так как последние напрямую подчиняются республиканскому Министерству образования. А общеобразовательные школы финансируются, в основном, из районных и городских бюджетов, так как они подчиняются районным и городским управления (отделам) обра­зования местных исполнительных и распорядительных органов.

    В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь,  можно выделить четыре основные группы расходов.

    В первую группу входят расходы на развитие народного хозяйства по следующим направлениям:

а)              содержание,   поддержка  и  расширение   государственного   сектора
экономики;

б)              государственные  инвестиции на безвозмездной  основе  в  систему
государственной собственности;

в)              внешнеэкономическая деятельность;

г)              обслуживание государственного долга;

д)              мероприятия      по     ликвидации     последствий      катастрофы     на
Чернобыльской АЭС;

е)              природоохранные мероприятия;

ж)     прочие расходы экономического характера.

    Во вторую группу входят расходы на образование, культуру, искусство, науку, здравоохранение, физкультуру и спорт, и другие социальные программы.

    Третью группу составляют так называемые расходы на содержание всего государственного аппарата:

а)              содержание органов законодательной власти;

б)              содержание исполнительных органов власти;

в)              содержание судебной власти;

г)              содержание правоохранительных органов и прокуратуры;

д)              расходы на проведение выборов и референдумов.

    К четвертой группе можно отнести расходы, обеспечивающие безопасность нашей страны:

а)              национальная оборона страны;

б)              таможенные и пограничные органы;

в)              финансовые и налоговые органы;

г)              затраты  по закладке и  обновлению государственных за пасов и
резервов.

    Для нормального функционирования процесса исполнения бюджетов в соответствии со ст. 15 Закона «О бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах» в республиканском и местных бюджетах для своевременного финансирования расходов образуется оборотная кассовая наличность. Она образуется за счет остатков средств по соответствующему бюджету на начало планируемого бюджетного года. Оборотная кассовая наличность используется в течение бюджетного года на покрытие временных кассовых разрывов. Например, такой источник доходов местного бюджета, как земельный налог, поступает от граждан один раз в году — глубокой осенью, а расходы надо производить почти ежедневно.    Поэтому    на    текущие    расходы    используют    оборотную кассовую   наличность.   В   том   же   бюджетном   году   она   должна   быть восстановлена в полном размере до начала нового бюджетного года.

   В соответствии с законодательством Республики Беларусь во всех бюджетах создаются резервные и целевые фонды.

   Резервные фонды бюджетов служат для покрытия непредвиденных расходов, которые могут возникнуть в процессе исполнения бюджетов. В отличие от оборотной кассовой наличности резервные фонды расходуются, и их восстановление не требуется. Неиспользованные денежные средства резервных фондов бюджета не изымаются, и служат дополнительным источником дохода бюджета на очередной бюджетный год.

   Целевые бюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Состав доходной части целевых бюджетов формируется за счет доходов целевого назначения и иных поступлений и используется исключительно на строго определенные цели.

   На основании бюджетного законодательства органами зако­нодательной власти и органами местного самоуправления могут создаваться внебюджетные фонды — это своеобразная форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, для финансирования конкретных мероприятий республиканского и местного значения. Таким образом, внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются исключительно органами, их образовавшими.

   В местные внебюджетные фонды включаются доходы:

а)              дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;

б)              добровольные взносы;

в)              доходы от выпуска местных займов, ценных бумаг и проведения
различных мероприятий   финансового  плана (аукцион, лотерея и др.)

г)              штрафы, налагаемые за превышение цен (тарифов) на продукцию
(работы, услуги);

д)              штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное
использование природных ресурсов, санитарных норм и правил;
платежи, компенсирующие нанесенный ущерб. Эти суммы штрафов
и платежей должны использоваться на проведение природоохранных
мероприятий;

е)              другие внебюджетные средства.

    Внебюджетные фонды могут создаваться самостоятельно местным Советом или исполнительным комитетом, а также совместно с нижестоящими или вышестоящими соответственно представительными и исполнительными органами.

   Внебюджетные  фонды также могут образовываться за счет средств предприятий, организаций и граждан и за счет бюджетных и внебюджетных

средств   соответствующей   административно-территориальной    единицы.

Такие горизонтальные внебюджетные средства    разрешено     использовать     законодательством     Республики Беларусь на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах   объектов   социальной   и   производственной   инфраструктуры. Формирование     и    использование    средств    внебюджетных    фондов осуществляется   согласно   правовому  статусу  данного  фонда,  который утверждается  законодательным  органом  или исполнительной властью. Этот статус включает характеристику источников дохода и направление их использования.

    Рассмотрим статус одного из важнейших внебюджетных фондов, каковым является Фонд социальной защиты населения. Он регламентирован Указом Президента Республики Беларусь от 5 июня 2000 г. № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты». Этот Фонд входит в состав республиканского бюджета.

   Он создается в целях государственного управления пенсионным обеспечением граждан. Источниками доходов Фонда социальной защиты населения являются:

1) работодатели, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, в том числе и иностранные компании, фирмы и другие иностранные лица;

2) граждане, в том числе иностранные граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей на территории Республики Беларусь;

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения1.doc

— 158.00 Кб (Открыть, Скачать)

Бюджетное устройство Республики Беларусь.принципы ее построения2.doc

— 170.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Бюджетный процесс в Республике Беларусь