Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 12:05, реферат

Краткое описание

Аудиторская деятельность, аудит – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Оглавление

Введение
1 Аудиторские доказательства
1.1 Сущность аудиторских доказательств
1.2 Виды аудиторских доказательств
2 Источники и процедуры получения аудиторских доказательств
2.1 Источники получения аудиторских доказательств
2.2 Процедуры получения аудиторских доказательств
3 Порядок документирования аудиторских доказательств
Заключение

Файлы: 1 файл

Аудиторские доказательства.docx

— 55.37 Кб (Скачать)

     -сравнение показателей клиента со среднеотраслевыми данными – аудитор должен учитывать различия возможности специфичности продукции, учетной политике, экономических условиях разных предприятий;

     - сравнение фактических показателей  с плановыми – применяется  клиентом для установления отсутствия  факта изменения бухгалтерских показателей отчетного периода в соответствии с плановыми показателями;

     - сопоставление изменений нескольких  видов коэффициентов – аудитор  на их основ делает вывод  о жизнеспособности клиента;

     - сравнение фактических показателей отчетного периода с показателями предыдущего периода – резкие колебания, связанные с погрешностями финансовой отчетности или изменением экономических условий, должны привлечь аудитора;

     - сравнение фактических финансовых показателей с прогнозными, определенными аудитором.

 

     

     

       
 

       
 
 

       
 

     Рисунок 4 – Типичные виды аналитических  процедур 

     Доверие аудитора к результатам проведенных  аналитических процедур зависит  от:

     - существенности анализируемых статей  отчетности;

     - результатов других процедур, направленных  на эти же цели;

     - величин отклонений показателей,  используемых при выполнении  аналитических процедур;

     - применение небухгалтерских данных.

     Аналитические процедуры позволяют улучшить качество проведенной аудиторской проверки:

     - на этапе планирования аудита  содействуют пониманию деятельности клиента аудита, более точному определению аудиторского риска;

     - на этапе проведения проверки  аналитические процедуры используются  аудитором для обнаружения и  исследования необычных отклонений  показателей бухгалтерской отчетности;

     - в процессе завершения аудита  применяют для окончательной  проверки наличия в отчетности  искажений или проблем, в результате  чего выделяются области, требующие дополнительных аудиторских процедур.

 

      3 Порядок документирования  аудиторских доказательств 

     Аудиторская организация и индивидуальный аудитор  должны документально оформлять  все сведения, которые важны с  точки зрения предоставления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение.

     Документация - рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для  аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением  аудита. Рабочие документы могут  быть представлены в виде данных, зафиксированных  на бумаге, фотопленке, в электронном  виде или в другой форме.5

     Рабочие документы применяются для:

     - планирования и проведения аудита;

     - осуществления текущего контроля  и проверки выполненной аудитором  работы;

     - фиксирования результатов и выводов, сделанных на основе аудиторских доказательств.

     Аудитор должен составлять рабочие документы  в достаточно полной и подробной  форме, необходимой для обеспечения  общего понимания аудита. Он должен отражать в рабочих документах информацию о планировании аудиторской работы, характере, временных рамках и объеме выполненных аудиторских процедур, их результатах, а также о выводах, сделанных на основе полученных аудиторских  доказательств. В рабочих документах должно содержаться обоснование  аудитором всех важных моментов, по которым необходимо выразить свое профессиональное суждение, вместе с его выводами по ним. В тех случаях, когда аудитор  проводил рассмотрение сложных принципиальных вопросов или высказывал по каким-либо важным для аудита вопросам профессиональное суждение, в рабочие документы  следует включать факты, известные  аудитору на момент формулирования выводов, и необходимую аргументацию.

     Аудитор вправе определять объем документации по каждой конкретной аудиторской проверке, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного аудитором в ходе проверки документа или вопроса не является необходимым.

     Объем документации аудиторской проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыт работы по этому заданию, он смог исключительно на основе данной документации (не прибегая к дополнительным беседам или переписке с прежним аудитором) понять проделанную работу и обоснованность решений и выводов.

     Форма и содержание рабочих документов определяются такими факторами как:

     - характер и сложность деятельности  аудируемого лица;

     - характер аудиторского задания;

     - требования, предъявляемые к аудиторскому заключению;

     - необходимость давать указания  работникам аудитора, осуществлять  за ними текущий контроль и  проверять выполненную ими работу;

     - характер и состояние систем  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля аудируемого лица;

     - конкретные методы и приемы, применяемые  в процессе проведения аудита.

     Рабочие документы должны быть составлены и  систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам  каждой конкретной аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения  эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется  разработать в аудиторской организации  типовые формы документации. Такая  стандартизация документирования облегчает  поручение работы подчиненным и  одновременно позволяет надежно контролировать результаты выполняемой ими работы.

     Рабочие документы обычно содержат:

     - информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

     - выдержки или копии необходимых юридических документов, соглашений, протоколов;

     - информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет свою деятельность;

     - информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и любые изменения к ним;

     - доказательства понимания аудитором систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

     - доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и любые корректировки этих оценок;

     - доказательства, подтверждающие факт анализа аудитором работы аудируемого лица по внутреннему аудиту и сделанные аудитором выводы;

     - анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухгалтерского учета;

     - анализ наиболее важных экономических показателей и тенденций их изменения;

     - сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

     - доказательства, подтверждающие, что работа, выполненная работниками аудитора, осуществлялась под контролем квалифицированных специалистов и была проверена;

     - сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

     - подробную информацию о процедурах, примененных в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности подразделений и (или) дочерних предприятий, проверявшихся другим аудитором;

     - выводы, сделанные аудитором, по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены аудитором в ходе выполнения процедур аудита, и сведения о действиях, предпринятых в связи с этим аудитором;

     - копии финансовой (бухгалтерской)  отчетности и аудиторского заключения  и т. п.

     Документы, входящие в состав рабочей документации, должны иметь:

     - заголовок с указанием наименования  проверяемой организации;

     - назначение рабочего документа;

     - дату срок выполнение аудиторской проверки;

     - ссылку на источник сведений;

     - порядковый номер;

     - подпись аудитора, дату.

     Сведения  в рабочей документации строго конфиденциальны  и не подлежат разглашению. Рабочие документы – собственность аудитора (аудиторской организации). Однако, часть документов и выдержки из них могут быть предоставлены по усмотрению аудитора аудируемому лицу. Они не могут заменить бухгалтерские записи.

     Рабочая документация комплектуется в папки  и хранится в архиве не менее пяти лет. При ее гибели назначается служебное  расследование с последующим  составлением акта.

 

      Заключение 

     В данной курсовой работе были рассмотрены  аудиторские доказательства, источники  их получения, порядок ведения документации.

     Аудиторские доказательства – это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа  указанной информации, на которых  основывается мнение аудитора.

     Отнести к аудиторским доказательствам  можно:

     - первичные документы;

     - бухгалтерские записи;

     - полученная из других источников  информация.

     Очень важно определить достаточность  и надлежащий характер аудиторских  доказательств.

     Достаточность – это количественная мера аудиторских  доказательств.

     Надлежащий  характер, в свою очередь, качественная оценка, определяющая совпадение доказательств  с конкретными утверждениями  и их достоверность.

     Оценить количественную меру доказательств (достаточность) и качественную меру смысловой нагрузки доказательства к конкретным утверждениям (надлежащий характер) аудитор может  с помощью следующих процедур:

     - тестирование средств внутреннего  контроля;

     - проверка по существу.

     По  источникам доказательства делятся  на:

     - внутренние - доказательства, включающие  в себя информацию, полученную  от аудируемого лица в письменной  или устной форме;

     - внешние аудиторские доказательства  – это доказательства, включающие  в себя информацию из других  источников (третьего стороны), представленную  в письменной форме обычно  по запросу аудиторской организации;

     - смешанные аудиторские доказательства  включают в себя информацию, полученную  от аудируемой стороны в устной  или письменной форме, подтвержденную третьей стороной в письменном виде.

     По  характеру различают:

     - устные доказательства, полученные  в форме заявлений руководства  или при опросах персонала;

     - визуальные – результаты наблюдения;

     - документальные – информация, которая  получена из бумажных, электронных  и других носителей.

     Источники получения аудиторских доказательств:

     - первичные документы экономического  субъекта и третьих лиц;

     - регистры бухгалтерского учета  экономического субъекта;

Информация о работе Аудиторские доказательства, источники их получения и порядок документирования