Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:41, реферат
На современном этапе потребность в услугах аудиторов, необходимость института аудита не вызывает сомнения у субъектов, осуществляющих деловую активность, поскольку, во-первых, существует возможность представления необъективной информации со стороны ее составителей; а объективность принимаемых решений зависит от качества предоставляемой информации; во-вторых, очевидна необходимость специальных знаний для проверки и подтверждения достоверности информации; и, наконец, можно отметить отсутствие у пользователей информации необходимого доступа к ней для оценки ее качества.
Участие представителей органа налогового администрирования в деятельности профессиональных объединений экспертов-бухгалтеров в первую очередь объясняется тем, что документы бухгалтерского учета и финансовая отчетность составляют документальную основу для начисления и взимания налогов. Соответственно добросовестное исполнение экспертами-бухгалтерами своих обязанностей соответствует фискальным интересам государства, поскольку позволяет повысить эффективность налогового администрирования и сократить его издержки. Основными формами такого участия является непосредственное присутствие представителей правительства на заседаниях органов управления профессиональных объединений – советов и их рабочих органов - комиссий. В частности представитель правительства призван участвовать в принятии решений по: вопросам финансово-хозяйственной деятельности профессиональных объединений; включению экспертов-бухгалтеров в профессиональный реестр, и их исключению из него; рассмотрению профессиональных споров и дисциплинарных дел и другим вопросам.
Следует заметить, что эксперты-бухгалтеры собственно аудиторами не являются, поскольку не наделены правом сертификации счетов, т.е. не могут подтверждать достоверность финансовой отчетности. Однако подавляющее большинство комиссаров по счетам, которые таким правом как раз обладают, изначально являлись представителями именно этой профессии.
Исключительно комиссары по счетам уполномочены подтверждать достоверность финансовой отчетности, прежде всего, так называемых общественно значимых компаний, к числу которых относятся банки, страховые компании и участники рынка ценных бумаг. Однако услугами аудиторов могут воспользоваться и иные хозяйствующие субъекты. При выявлении нарушений, содержащих признаки противоправной деятельности, комиссары по счетам обязаны информировать о соответствующих фактах прокуратуру. В свою очередь комиссарам по счетам запрещено оказывать содействие проверяемым ими хозяйствующим субъектам в организации и ведении бухгалтерского учета и в составлении финансовой отчетности. Таким образом, оформлено разграничение профессиональной компетенции комиссаров по счетам, которые также рассматриваются в качестве представителей либеральной профессии, и экспертов-бухгалтеров. Обращает на себя внимание то, что один и тот же комиссар по счетам может удостоверять финансовую отчетность того или иного хозяйствующего субъекта на протяжении не более 6 лет, после чего должна быть осуществлена его замена.
Как уже отмечалось, преимущественно комиссарами по счетам становятся лица, в прошлом являвшиеся экспертами-бухгалтерами. К личным и профессиональным качествам кандидатов предъявляются довольно высокие требования, а процесс допуска в профессию сопровождается проверкой их финансовой полицией. Ежегодно в состав комиссаров по счетам принимается не более 200-300 новых членов.
Профессиональное объединение комиссаров по счетам во Франции представлено Национальной компанией комиссаров по счетам (CNCC). Это профессиональное объединение отстаивает интересы аудиторов и ведет их учет.
Национальный реестр комиссаров
по счетам составляется на основе списков
утвержденных региональными комиссиями.
В данном реестре учет индивидуальных
аудиторов и аудиторских
Кроме того, Национальная компания комиссаров по счетам уполномочена принимать отчетность об аудиторской деятельности. К примеру, комиссары по счетам обязаны своевременно (в течение 8 дней) представлять профессиональному объединению информацию о каждом выполняемом ими аудиторском задании, а также ежегодно представлять декларацию с обобщенной информацией об их профессиональной деятельности. Декларация должна ежегодно подаваться не позднее 30 сентября по установленной форме с изложением ряда обязательных вопросов, в том числе касающихся объектов аудиторских проверок, объемов работы и полученных результатов.
Данные из национального реестра комиссаров по проверке счетов и отчетная информация аудиторов передаются профессиональным объединением в надзорный орган, осуществляющий контроль качества аудиторской работы. При этом особо выделяется информация в отношении комиссаров по проверке счетов, которые осуществляли аудит общественно значимых компаний.
В целом деятельность комиссаров по счетам относится к ведению Министерства юстиции Франции, которое в первую очередь следует рассматривать как орган исполнительной власти ответственный за регулирование соответствующей сферы профессиональной деятельности. В частности Министр юстиции согласовывает все документы нормативно-правового характера, относящиеся к аудиторской деятельности. Кроме того, Министр юстиции обладает правом по инициированию инспектирования деятельности комиссаров по счетам при наличии тому оснований.
Непосредственно контроль качества работы комиссаров по счетам осуществляется специальным независимым от правительства надзорным органом - Верховным советом комиссариата по счетам. Этот надзорный орган также является апелляционной инстанцией по спорам, предметом которых является включение в реестр комиссаров по счетам и исключения из него, применение мер дисциплинарного воздействия, и оплата аудиторских услуг. Высшим органом управления этого надзорного органа является Коллегия, включающая 12 членов, в составе которой наряду с комиссарами по счетам присутствуют также представители исполнительной и судебной властей. Функции аппарата Верховного совета комиссариата по счетам возложены на Генеральный секретариат, который обеспечивает планирование и организацию соответствующей контрольной деятельности, и является подотчетным по отношению к Коллегии структурным подразделением.
Независимость Верховного совета комиссариата по счетам обеспечивается особым порядком финансирования его деятельности, которое основывается на отчислениях аудиторов в виде в виде части денежных средств, получаемых ими в уплату своих услуг.
Рассматриваемый надзорный орган наделен достаточно широкими полномочиями в части получения различной информации, которая представляется Национальной компанией комиссаров по счетам, органом финансовой разведки (ТРАКФИН) и другими институтами.
В настоящее время проверки от имени Верховного совета комиссариата по счетам по общему правилу осуществляются его штатными служащими, в том числе из состава ранее практиковавших аудиторов. Однако в отношении тех комиссаров по счетам, которые осуществляли аудит организаций, не относящихся к категории общественно значимых, допускается делегирование контрольных полномочий профессиональному сообществу.
Проверки, проводимые от имени Верховного совета комиссариата по счетам, осуществляются на основе соответствующих программ. Целью таких проверок является проверка соблюдения тем или иным аудитором международных и национальных стандартов аудиторской деятельности и достоверность составляемых им отчетов. Проверки преимущественно являются выездными, однако проведение документарных проверок, т.е. без выезда по месту нахождения проверяемого аудитора, также имеет место.
Проверяемый комиссар по счетам предварительно уведомляется о предстоящей проверке. В зависимости от масштабов деятельности проверяемого аудитора или аудиторской организации общее время проверки может варьироваться в пределах от 40 часов до 4 тыс. часов.
Непосредственно указанные проверки основываются на материалах, составляющих аудиторское досье. При этом перепроверка организации, финансовая отчетность которой удостоверена тем или иным комиссаром по счетам, не допускается.
При выявлении недостатков в деятельности комиссара по счетам, в отношении него надзорным органом может быть возбуждено дисциплинарное производство, результатом которого может явиться применение соответствующих санкций вплоть до исключения его из реестра. При умышленном искажении отчетности аудитор может быть привлечен к уголовной ответственности.
С 11 по 13 января
2000 г. специалисты Главного
3.1. Налогообложение малых предприятий и физических лиц.
Во Франции малые предприятия (с оборотом, эквивалентным сумме до 2 млн. руб.) освобождаются от НДС. Если оборот выше указанного уровня, плательщик подвергается строгому контролю независимо от формы осуществления платежей. Действует сложная система налоговых деклараций. До недавнего времени малые предприятия должны были ежегодно сообщать сведения об обороте, количестве работающих, величине прибыли, которую они могут получить. В настоящее время эта система применяется только по отношению к фермерам, а малые предприятия должны ежегодно декларировать только свой оборот. Предполагается, что прибыль составляет определенный процент от оборота в зависимости от сферы деятельности, например, в торговле - 50%. Рассчитанная таким образом прибыль облагается по ставкам подоходного налога. Налогоплательщик может выбрать обычный режим обложения; в этом случае применяется та же ставка налога, что и для крупных предприятий - 33%. Кроме того, предприятия вносят временный социальный взнос с целью покрытия дефицита бюджета социального страхования. Для некоторых видов деятельности - продажи табачных изделий. для бистро - существует также система патентов (приобретаемых разрешений), которая в скором времени будет отменена. Налог с физических лиц взимается только с доходов, полученных во Франции. Налог рассчитывается, исходя из совокупных доходов семьи; налогооблагаемой единицей является именно семья. В целях налогообложения суммируются доходы всех членов семьи мужа, жены, работающих детей, в толк числе зарплата, дивиденды, доходы от коммерческой деятельности, сдачи внаем недвижимости. Если какие-либо виды доходов уже облагались, существует система, позволяющая это учитывать. Налогоплательщики обязаны ежегодно (до 1 марта) представлять декларацию, с указанием поступлений в адрес всех членов семьи. Чем больше членов семьи - иждивенцев, тем меньше сумма налога. Декларацию обязаны представлять все физические лица, независимо от величины их доходов. Военные, пенсионеры уплачивают небольшие суммы налогов, а прил1ерно 15 млн. человек с очень низкими доходами (уплата налога начинается с совокупного годового дохода семьи в 60 тыс. франков) его вообще не платят. Эти лица в городах пользуются значительными льготами (бесплатный транспорт, жилищная помощь). Основанием для предоставления льгот является запись в декларации; "доход не облагается налогом". Граждане должны указывать в декларации все свои доходы, в том числе в натуральной форме. Это в их интересах, поскольку при начислении пенсий в расчет принимаются только задекларированные доходы. Если иностранный гражданин проживает во Франции более 6 месяцев в году, он также обязан подавать декларацию. При несоответствии между доходами и расходами надо ждать углубленной проверки. Как правило, подоходный налог рассчитывается за прошлый год. В течение года могут вноситься авансовые платежи. По окончании первого полугодия становится известна точная величина доходов за истекший год и производится соответствующая корректировка. Другой способ уплаты данного налога - автоматическое перечисление с банковского счета 1/10 суммы налога за прошлый период. Большинство плательщиков во Франции выбирает этот метод. Он проще авансового метода. благодаря ему улучшаются финансовые потоки для Минфина и Казначейства. Еще лучше было бы удерживать налог "у источника дохода", но пока во Франции этого нет.
Осуществление проверок возложено на созданные в каждом департаменте налоговые центры, которые направляют уведомления плательщикам изучают подаваемые в добровольном порядке декларации. Налоговые работники осуществляют два вида контроля. На своих рабочих местах они осуществляют работу с декларациями (камеральный контроль).Во Франции проверяется примерно 50 тыс. деклараций в год: 45 тыс. - от юридических лиц и 5 тыс. - от физических. Имеющаяся в базе I информация сравнивается с представленной декларацией, часто уже на этом этапе обнаруживаются расхождения и инспектор обращается к налогоплательщику, требуя соответствующих объяснений. Если эти объяснения не удовлетворяют налоговую инспекцию, она может потребовать доплаты налогов либо обратиться в другие контролирующие подразделения для проведения более достаточного контроля. Контроль с выездом на место обычно осуществляется при наличии серьезных оснований для подозрений в сокрытии крупных сумм доходов. Проверки обычно осуществляются за три предшествующих года. Специальных положений о частоте проверок в законе нет. За редчайшими исключениями, повторные проверки в отношении одного периода обычно не проводятся. Выбор предприятия, подлежащего проверке, осуществляется по многим критериям, в основе лежит анализ риска. Во-первых, выбираются те предприятия, которые являются потенциальными нарушителями и, во-вторых, используется информация от осведомителей. Налоговые проверки с выездом на место подчиняются определенным строгим правилам. Так, налогоплательщик должен быть предупрежден о ней как минимум за & дней. Без предупреждения внезапная проверка может быть проведена лишь при наличии достоверной информации о том, что предприятие уклоняется от уплаты налогов. Длительность процедуры проверки зависит от раз- мера проверяемого предприятия для мелких предприятий - не более трех месяцев, для крупных сроки не устанавливаются. Единственное исключение касается частных лиц: срок их проверки не может превышать 12 месяцев. В ходе ревизии проверяющий должен встретиться с руководством предприятия, получить доступ к бухгалтерским документам. По окончании проверки налогоплательщик получает соответствующие рекомендации по устранению выявленных в ходе проверки недостатков, что требует ответных действий с его стороны; в течение 30 дней он должен представить свои замечания. С учетом этих замечаний принимается окончательное решение по результатам проверки. В случае несогласия с решением налогоплательщик может обратиться сначала к руководителю проверяющего подразделения, а затем, при неудовлетворительном решении, - в суд. Отношения между налоговым органом и налогоплательщиком строятся в форме обмена мнениями: каждая сторона отстаивает свою правоту. Налоговая администрация обязана в письменном виде отвечать на вопросы налогоплательщика, последний может использовать эти ответы для своей зашиты. В ходе контроля в девяти из десяти случаев выявляется, что декларации не безупречны, в результате налоговые органы применяют различные санкции. За просрочку подачи декларации взимается 9% в год от просроченной суммы. При выявлении уклонения от налогов, при противодействии проверке со стороны плательщика и других серьезных нарушениях налоговая администрация применяет значительные штрафные санкции и может выступить с предложением уголовного преследования. Уголовное наказание носит символический характер, но к этой мере прибегают все чаше, при этом обвинение в уклонении от уплаты налогов предъявляется лично руководителю. В том случае, если плательщик внес излишнюю сумму налога, соответствующая разница возвращается ему, как правило, с процентами, Обычно при обнаружении возврат производится сразу. Способ уплаты налога в связи с крупными покупками используется редко. Соответствующие таблицы Налогового кодекса позволяют рассчитать предполагаемый доход налогоплательщика в зависимости от его образа жизни. Например, если гражданин имеет дом определенной кадастровой стоимости, то его доход примерно определяется как пятикратная сумма годовой арендной платы при сдаче дома в наем. При наличии домашнего работника считается, что доход плательщика составляет не менее 30 тыс. франков в год; при покупке нового автомобиля доход примерно равен 75% от стоимости автомобиля и т.д. Если налогоплательщик имеет и дом, и работника, и автомобиль, соответствующие суммы складываются. Таким образом, налоговые органы сами устанавливают примерную сумму дохода лица в том случае, если гражданин не попал декларацию. Тем не менее, данный способ не всегда эффективен, так как имущество часто записывается на подставных лиц. До последнего времени обмен информацией между налоговыми органами России и Франции был невозможен, поскольку обычно для этого необходима специальная Конвенция. В соответствии с вновь принятой Конвенцией такой обмен становится возможным на основе принципа взаимности: французские налоговые органы никогда не дадут больше информации о российских гражданах, проживающих во Франции, чем получат сведений о французских гражданах, проживающих в России. Взаимодействие налоговых и аудиторских служб Представляемые предприятиями декларации, как правило, составляются с помощью аудиторских компаний или консультационных бюро. В уведомлении о проверке, направляемом предприятию, рекомендуется присутствие при проверке аудитора. В том случае, если выявится недоброкачественное аудиторское заключение, налоговые органы могут обратиться в компетентные аудиторские организации с просьбой принять меры к недобросовестной аудиторской компании. Последняя может быть подвергнута штрафам, не говоря о том, что ее репутация сильно пострадает. Бывает, что предприятия не могут заплатить налоги в связи с финансовыми трудностями. При этом, если речь идет об экономически здоровом предприятии, независимо от его размера, налоговые органы помогают преодолеть затруднения. Таким предприятиям предоставляются отсрочка (на период от нескольких месяцев до нескольких лет), рассрочка уплаты налога. Если же речь идет об экономически несостоятельном предприятии, никаких льгот не предоставляется, предприятие может быть ликвидировано. Решение таких вопросов находится в компетенции специального Совета, который имеется в каждом департаменте. Налоговая амнистия, по мнению специалистов ГНУ, должна применяться очень редко, при этом должен быть обеспечена определенная выгода для государства. "Простить" долги можно при условии, что государство сильное, налоговая администрация хорошо справляется со своими обязанностями. Во Франции налоговая амнистия проводится, как правило, во время выборов президента.