Аудиторская деятельность в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в России социально – экономические и политические преобразования не только кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, сформировали на основе качественно новых принципов институт права собственности, но и практически полностью перестроили финансовую систему страны.

Файлы: 1 файл

Аудиторская деятельность в Российской Федерации.docx

— 39.68 Кб (Скачать)

Также в опубликованном Российской коллегией аудиторов  Кодексе профессиональной этике  аудиторов можно выделить: плата  за профессиональные услуги, действия аудитора несовместимые с профессиональной деятельностью, аудиторские услуги в других государствах, публичная  информация и реклама и другие.  

Остальные принципы также играют немаловажную роль в  аудиторском контроле. Но наибольшую значимость для нас играет принцип  независимости. Данный принцип раскрывается в статье 12 ФЗ «Об аудиторской  деятельности». 

Отличительной чертой аудиторского контроля, от всех других видов финансового контроля является то, что он независим от государственных  органов, органов местного самоуправления, а также то, что он осуществляется на платной основе. Однако осуществление  его в РФ подлежит государственному регулированию.[17] 

Под независимостью аудита следует понимать главным образом свободу от влияния с чье бы то ни было стороны в выражении своего профессионального мнения о финансовой отчетности проверяемого субъекта. Но поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них (например, во Франции)в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы и нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В России государство активно осуществляет регулирование аудиторской деятельности, определяет обязательность аудита, выделяя значимые предприятия, финансовые затруднения которых могли существенно повлиять на экономику, определяет требования к аудиторам. Организация государственного регулирования аудита осуществляется Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Регулирование аудиторской деятельности государство осуществляет посредством законов, оставляя при этом значительные возможности саморегулирования аудита для общественных организаций аудиторов.[18] 

Также аудиторы обязаны  отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации  клиента и ее должностных лиц  во всех отношениях. 

В заключении или  в другом документе, составленном в  результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно  и без каких – либо оговорок заявить о своей независимости  в отношении клиента.[19] В статье 12 ФЗ «Об аудиторской деятельности»закрепленыситуации, когда аудит не является независимым и не может осуществляться. 

Подобные ситуации можно классифицировать следующим  образом: 

1) аудитор имеет  непосредственное отношение к  аудируемому лицу - является учредителем (участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности; 

2) аудитор имеет  отношение к аудируемому лицу через близкие родственные связи с вышеупомянутыми категориями его должностных лиц (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов); 

3) аудиторская организация  имеет отношение к аудируемому лицу через своих руководителей и иных должностных лиц, имеющих непосредственное отношение к аудируемому лицу; 

4) аудиторская организация  имеет отношение к аудируемому лицу, через своих руководителей и иных должностных лиц, которые, в свою очередь, имеют к нему отношение через близкие родственные связи. 

Отметим, что во Временных  правилах ситуации, соответствующие  пунктам 3 и 4, не были определены, как  нарушающие независимость. Существовало два взаимно непересекающихся направления  нарушения условий независимости: по линии физических лиц-аудиторов  и по линии юридических лиц - аудиторских  организаций. 

Таким образом, формально  не был под запретом аудит лица, в котором учредителем являлся, например, руководитель проверяющей  аудиторской организации. Новеллы, введенные Законом об аудите, устраняют  этот пробел, однако на наш взгляд чрезмерно  расширяют ситуации зависимости, используя  термин "должностные лица", то есть лица, выполняющие управленческие функции на предприятии. 

5) аудиторская организация  имеет непосредственное отношение  к аудируемому лицу - последнее является ее учредителем (участником) или, наоборот, аудиторская организация является его учредителем (участником). Нарушением независимости будет и "аудит дочерних организаций, филиалов и представительств, указанных аудируемых лиц, а также организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников)"; 

Последнее предложение  также является необходимой новеллой. Представляется однако, что выделенное нами в нем слово "аудирумых" является лишним, так как ситуация, когда аудируется дочерняя компания зависимой от аудиторской организации, но не аудируемой ею, материнской компании, также является ситуацией нарушения независимости по существу. 

6) аудиторская организация  или индивидуальный аудитор, оказывали  аудируемому лицу в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам.[20] 

Также нужно отметить, что в статье 12 ФЗ «Об аудиторской  деятельности» не предусмотрена  возможность установить иными федеральными законами дополнительные требования к  независимости аудиторской организации (аудитора) при проведении проверки отдельных видов юридических  лиц. 

аудит предпринимательский  лицензирование ответственность 

1.5 Аудиторская тайна 

В соответствии со статьей 8 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну  об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги» Кроме того в пункте 2 это требование конкретизируется: «Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами»[21] В данной статье Закона об аудите определено, какие сведения подлежат отнесению к профессиональной тайне аудиторов. Ранее принятые нормативные акты по вопросам аудиторской деятельности не давали расшифровку понятия аудиторской тайны. Поскольку, аудиторская тайна охраняется законом и доступ к сведениям, составляющим профессиональную тайну аудиторов ограничен, в том числе для многих государственных органов, а также в отсутствие законодательного определения общего понятия служебной тайны определение Законом об аудите составляющих аудиторскую тайну сведений представляется весьма важным. Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена и внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, и все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности, налогового контроля, а какие - нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.[22] Например, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса РФ устанавливает, что «при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности аудиторскую тайну»[23]. 

Аналогичные предъявляемым  к аудиторам требования по сохранности  аудиторской тайны распространяются и на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное  регулирование аудиторской деятельности, а также иных лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим аудиторскую  тайну в соответствии с Законом  об аудите и другими федеральными законами. 

В случае разглашения  сведений, составляющих аудиторскую  тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. 

Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального  аудитора рабочие документы аудита предоставляются исключительно  по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной  власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации об их деятельности. 

1.6 Аттестация и  образование аудиторов 

Высокий уровень  профессионализма аудиторов является залогом того, что проведение аудиторских  проверок и оказание иных аудиторских  услуг будет осуществлено на самом  высоком уровне. Требования к уровню профессионализма лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью, определены правилом (стандартом) аудиторской  деятельности «Образование аудитора». Элементами образования аудитора являются:  

ü  Базовое образование 

ü  Практический опыт 

ü  Специальное профессиональное образование 

ü  Свободное владение деловым русским языком.[24] 

Согласно статье 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  «аттестация на право осуществления  аудиторской деятельности (далее - аттестация) - проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме  квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения  срока его действия».[25] Стремлением  поднять статус аудитора можно объяснить  и некоторые изменения обязательных требований к претендентам на получение  квалификационного аттестата аудитора. В соответствии с Законом об аудите претендент на получение квалификационного  аттестата аудитора должен иметь  высшее экономическое и (или) юридическое  образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих  государственную аккредитацию, и  стаж работы по экономической или  юридической специальности не менее  трех лет. 

При этом уполномоченному  федеральному органу дается право устанавливать  дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного  аттестата аудитора. 

Порядок проведения аттестации на право осуществления  аудиторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи  также определяется уполномоченным федеральным органом.[26] В статье 16 ФЗ «Об аудиторской деятельности»  изложены основания и порядок  аннулирования квалификационного  аттестата аудитора. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в случаях, если: установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов; вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока; установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством Российской Федерации или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности; установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения аудиторской проверки; установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность; аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 настоящего Федерального закона. 

1.7 Лицензирование  аудиторской деятельности 

  

В соответствии со статьей 17 Закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 8 августа 2001 года «аудиторская деятельность относится  к видам деятельности на осуществление которых требуется лицензии».[27] В соответствии со статьей 17 ФЗ «Об аудиторской деятельности» «лицензирование аудиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Датой получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии»[28], и они не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии. Лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ. Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается сроком на5 лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на 5 лет неограниченное количество раз. 

Информация о работе Аудиторская деятельность в РФ