Аудита расчетов с бюджетом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа

Краткое описание

Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Этот счет кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Оглавление

1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом 2
1.1. Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом 2
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом 3
1.3 Основные этапы аудита расчетов с бюджетом. Методы проверки 3
2. Особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам 5
2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5
2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 7
2.3 Учет расчетов по налогу на имущество 8
Список литературы 10

Файлы: 1 файл

Реферат Аудит.docx

— 30.91 Кб (Скачать)

Оглавление

1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом 2

1.1. Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом 2

1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом 3

1.3 Основные этапы аудита расчетов с бюджетом. Методы проверки 3

2. Особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам 5

2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5

2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 7

2.3 Учет расчетов по налогу на имущество 8

Список литературы 10 

 

1. Общая характеристика  аудита расчетов  с бюджетом

1.1. Сущность и значение  аудита расчетов  с бюджетом

 

     Проверка  взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято  налоговой инспекцией, а может  быть и не принято - поставлено под  сомнение. Налоговая инспекция имеет  право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена  недобросовестность и недоброкачественность  аудита, приведшая к ущемлению  интересов бюджета.

     Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском  учете используется счет 68 "Расчеты  по налогам и сборам". Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам  с работниками этой организации. Этот счет кредитуется на суммы, причитающиеся  по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции  со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и  т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам  и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также  суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную  стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется  по видам налогов.

     Основные  нормативные документы, регулирующие учет расчетов с бюджетом:

1. Федеральный  закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О  бухгалтерском учете».

2. Налоговый  кодекс Российской Федерации. 

3. Положение  по ведению бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности в  Российской Федерации. Утверждено  приказом Минфина РФ от 29.07.98 г.  № 34н, с последующими изменениями  и дополнениями.

4. План счетов  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкция  по его применению. Утверждены  приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

5. Положение  по бухгалтерскому учету «Учет  расчетов по налогу на прибыль» - ПБУ18/02. Утверждено приказом Минфина  РФ от 19.11.02 г. №114н.

Общие правила  налогообложения по всем налогам, а  также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены  Налоговым кодексом Российской Федерации.

1.2 Цель, задачи и  источники информации  аудита расчетов  с бюджетом

 

Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором  мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным  документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим  уровням бюджета.

В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:

- приказ по  учетной политике для целей  налогообложения и для целей  финансового учета;

- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;

- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;

- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;

- информация  об отрасли, экономической и  правовой среде, в которой аудируемое  лицо осуществляет свою деятельность;

- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;

- значения наиболее  важных экономических показателей  и тенденции их изменения;

- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;

- налоговые декларации;

- данные бухгалтерской отчетности.

     Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов  и платежей) – в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).

     Аудитору  также следует проверить отражение  расчетов с бюджетом по налогам в  отчетных формах: балансе (форма № 1), отчете о финансовых результатах (форма  № 2). Так, в балансе (форма № 1) дебиторская  задолженность показывается по стр. 236 (прочие дебиторы), а кредиторская задолженность – по стр. 626 (задолженность  перед бюджетом). В отчете о финансовых результатах (форма № 2) по стр. 150 проверяется, как отражен налог на прибыль. 

1.3 Основные этапы  аудита расчетов  с бюджетом. Методы  проверки

 

Аудит расчетов с бюджетом включает три основных этапа.

  Этап 1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:

- проводится  общий анализ элементов системы  налогообложения;

- определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;

- проверяется  правильность методики исчисления  налоговых платежей;

- проводятся  правовая и налоговая экспертизы  существующей системы хозяйственных  отношений;

- анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;

- выполняется  предварительный расчет налоговых  показателей экономического субъекта.

Выполнение данных процедур позволит рассмотреть такие  существенные факторы, как специфика  основных хозяйственных операций в  организации и существующие объекты  налогообложения, соответствие применяемого экономическим субъектом порядка  налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень  налоговых обязательств и потенциальных  налоговых нарушений экономического субъекта.

  Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:

- проверяется  представленная экономическим субъектом  налоговая отчетность;

- оценивается правомерность использования налоговых льгот;

- проводится экспертиза бухгалтерского и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;

- исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.

     На  данном этапе аудитору необходимо установить правильность определения налогооблагаемых баз и точность расчетов сумм налогов, подлежащих к уплате, правильность составления налоговых деклараций. А для этого необходимо проверить  наличие всех необходимых первичных  документов, договоров по различным  финансово-хозяйственным операциям, а также соответствие указанных  в расчетах данных данным бухгалтерского учета и подтвердить соответствие финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству. В целях избежания арифметических ошибок рекомендуется проводить  по каждому расчету сверку данных бухгалтерского учета, на основании  которых составлен расчет, и арифметический подсчет в расчете. Также проверяется  своевременность составления и  представления налоговых деклараций и расчетов, своевременность уплаты налогов. Всю полученную в ходе проверки информацию аудитор регистрирует в  своих рабочих документах, выявляет значимость ошибок и их влияние на достоверность отчетности, при необходимости  корректирует план проверки.

  Этап 3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:

- формулируются результаты проведенного аудита;

- составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.

2. Особенности аудита  расчетов с бюджетом  по отдельным налогам

2.1 Аудит расчетов  с бюджетом по  налогу на добавленную  стоимость (НДС)

 

     Целью аудита НДС является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям  налогового законодательства.

Задачи аудита НДС:

- оценка состояния  синтетического и аналитического  учета расчетов по НДС;

- проверка формирования  налоговой базы, применения налоговых  льгот и налоговых вычетов;

- контроль за  отражением текущих налоговых  обязательств перед бюджетом  в бухгалтерской и налоговой  отчетности;

- проверка соблюдения  организацией налогового законодательства  при формировании налоговой базы  по НДС, полноты и своевременности  уплаты налога в бюджет.

Последовательность  работ при проведении аудита НДС  можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены  определенные процедуры проверки.

1) Ознакомительный  этап

     На  данном этапе выполняются:

- оценка систем  бухгалтерского и налогового  учета;

- оценка аудиторских  рисков;

- расчет уровня  существенности;

- определение  основных факторов, влияющих на  налоговые показатели;

- анализ организации  документооборота и изучение  функций и полномочий служб,  ответственных за исчисление  и уплату налогов.

     Выполнение  процедур позволяет рассмотреть  существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить  уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.

Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые  декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.

2) Основной этап

     На  данном этапе проводится углубленная  проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с  учетом значения уровня существенности, и выполняются:

- оценка правильности  определения налогооблагаемой базы  по НДС;

- проверка налоговой  отчетности, представленной организацией  по установленным формам;

- расчет налоговых  последствий для организаций  в случаях некорректного применения  норм налогового законодательства.

По результатам  проверки разрабатываются и представляются рекомендации об использовании организацией налоговых льгот и предложения  по созданию системы внутреннего  контроля организаций за правильностью  исчисления по НДС.

Информация о работе Аудита расчетов с бюджетом