Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:19, курсовая работа
Проверка взаимоотношений с бюджетом является для аудитора объектом особого внимания, так как его заключение, подтверждающее правильность расчетов и реальность задолженности, может быть принято налоговой инспекцией, а может быть и не принято - поставлено под сомнение. Налоговая инспекция имеет право перепроверить правильность представленного аудиторами заключения в случаях, если ею будет установлена недобросовестность и недоброкачественность аудита, приведшая к ущемлению интересов бюджета.
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Этот счет кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом 2
1.1. Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом 2
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом 3
1.3 Основные этапы аудита расчетов с бюджетом. Методы проверки 3
2. Особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам 5
2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5
2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 7
2.3 Учет расчетов по налогу на имущество 8
Список литературы 10
Оглавление
1. Общая характеристика аудита расчетов с бюджетом 2
1.1. Сущность и значение аудита расчетов с бюджетом 2
1.2 Цель, задачи и источники информации аудита расчетов с бюджетом 3
1.3 Основные этапы аудита расчетов с бюджетом. Методы проверки 3
2. Особенности аудита расчетов с бюджетом по отдельным налогам 5
2.1 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость (НДС) 5
2.2 Аудит расчетов с бюджетом по налогу на прибыль 7
2.3 Учет расчетов по налогу на имущество 8
Список литературы 10
Проверка
взаимоотношений с бюджетом является
для аудитора объектом особого внимания,
так как его заключение, подтверждающее
правильность расчетов и реальность
задолженности, может быть принято
налоговой инспекцией, а может
быть и не принято - поставлено под
сомнение. Налоговая инспекция имеет
право перепроверить
Расчеты по начислению налогов и их перечислению в бюджет являются довольно трудоемкими. Для этих целей в бухгалтерском учете используется счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Этот счет кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Основные нормативные документы, регулирующие учет расчетов с бюджетом:
1. Федеральный закон от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Положение
по ведению бухгалтерского
4. План счетов
бухгалтерского учета
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» - ПБУ18/02. Утверждено приказом Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н.
Общие правила налогообложения по всем налогам, а также санкций за их неправильное применение или неприменение установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Целью аудита расчетов с бюджетом является высказывание аудитором мнения о соответствии этих расчетов по всем налогам и сборам, во всех существенных аспектах, нормативным документам, которые регламентируют порядок их начисления и уплаты соответствующим уровням бюджета.
В качестве источников информации при проведении аудита расчетов с бюджетом используются:
- приказ по учетной политике для целей налогообложения и для целей финансового учета;
- данные о характере и масштабе деятельности аудируемого лица;
- сведения о юридической и организационной структуре аудируемого лица;
- выдержки или копии учредительных документов, лицензий, соглашений и протоколов;
- информация
об отрасли, экономической и
правовой среде, в которой
- результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности и остатков по счетам бухгалтерского учета;
- значения наиболее
важных экономических
- первичные учетные документы, регистры бухгалтерского и налогового учета, используемые при расчете налогов и сборов;
- налоговые декларации;
- данные бухгалтерской отчетности.
Синтетический учет по счету 68 ведется в журнале-ордере № 8, а аналитический (по видам налогов и платежей) – в ведомости № 7 или на карточках (при журнально-ордерной форме учета).
Аудитору
также следует проверить
Аудит расчетов с бюджетом включает три основных этапа.
Этап 1. Предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта. На данном этапе:
- проводится
общий анализ элементов
- определяются основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
- проверяется
правильность методики
- проводятся
правовая и налоговая
- анализируется система документооборота, изучаются функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
- выполняется
предварительный расчет
Выполнение данных
процедур позволит рассмотреть такие
существенные факторы, как специфика
основных хозяйственных операций в
организации и существующие объекты
налогообложения, соответствие применяемого
экономическим субъектом
Этап 2. Проверка и подтверждение правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет. На данном этапе:
- проверяется
представленная экономическим
- оценивается правомерность использования налоговых льгот;
- проводится экспертиза бухгалтерского и налогового учета за весь подлежащий проверке период, в том числе анализируются первичные документы и разъяснения руководства о показателях и методиках при налоговых расчетах;
- исправляются выявленные ошибки вместе с работниками организации; при невозможности внесения исправлений в отчет заносятся рекомендации о мерах для избежания аналогичных ошибок в дальнейшем.
На
данном этапе аудитору необходимо установить
правильность определения налогооблагаемых
баз и точность расчетов сумм налогов,
подлежащих к уплате, правильность
составления налоговых
Этап 3. Оформление и представление результатов проведения налогового аудита. На данном этапе:
- формулируются результаты проведенного аудита;
- составляется заключение о результатах выполнения специального аудиторского задания по проведению налогового аудита, которое должно содержать мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления экономическим субъектом платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также о правомерности применения экономическим субъектом налоговых льгот.
Целью аудита НДС является установление соответствия порядка исчисления НДС требованиям налогового законодательства.
Задачи аудита НДС:
- оценка состояния
синтетического и
- проверка формирования налоговой базы, применения налоговых льгот и налоговых вычетов;
- контроль за отражением текущих налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности;
- проверка соблюдения
организацией налогового
Последовательность работ при проведении аудита НДС можно разделить на три этапа - ознакомительный, основной и заключительный. На каждом этапе должны быть выполнены определенные процедуры проверки.
1) Ознакомительный этап
На данном этапе выполняются:
- оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
- оценка аудиторских рисков;
- расчет уровня существенности;
- определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
- анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Выполнение
процедур позволяет рассмотреть
существующие объекты налогообложения,
соответствие применяемого организацией
порядка налогообложения нормам
действующего законодательства, оценить
уровень налоговых обязательств
и потенциальных налоговых
Аудитор должен сделать запрос на предоставление организацией следующих основных документов: налоговые декларации по НДС (включая все уточненные расчеты), книг покупок и продаж, счета-фактуры, акты выполненных работ (услуг), товарные накладные, регистры бухгалтерского учета.
2) Основной этап
На данном этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности, и выполняются:
- оценка правильности
определения налогооблагаемой
- проверка налоговой отчетности, представленной организацией по установленным формам;
- расчет налоговых
последствий для организаций
в случаях некорректного
По результатам
проверки разрабатываются и