Аудит затрат и калькулирования себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 08:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях реформирования бухгалтерского учета, все большего приближения стандартов отчетности российских предприятий к международным стандартам, возникает необходимость получения достоверной информации по формированию различных экономических, бухгалтерских и иных показателей, используемых организациями для достижения поставленной цели.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методика аудиторской проверки затрат на производство продукции (работ, услуг)
1.1 Задачи аудита и источники информации
1.2 Этапы аудита затрат на производство
1.3 Процедура проверки состояния системы внутреннего контроля затрат на производство продукции
Глава 2. Особенности методики проведения аудиторской проверки себестоимости на предприятиях оптовой торговли
2.1 Методика сбора аудиторских доказательств достоверности фактическая себестоимости товаров, принятых к бухгалтерскому учету
2.2 Методика сбора аудиторских доказательств достоверности корреспонденции счетов и начисления входящего НДС
2.3 Методика сбора аудиторских доказательств расходов на продажу
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 40.34 Кб (Скачать)

 

Аудиторские доказательства наличия подтверждающих документов по приобретению товаров собираются путем проверки:

 

1) приходных документов  товарно-кассовых отчетов, оформленных  материально ответственными лицами;

 

2) документов, полученных  от обслуживающего банка и  поставщиков; 

 

3) письменных подтверждений  и устного опроса материально  ответственных лиц, коммерческого  директора и главного бухгалтера.

 

Организация работы сбора  аудиторских доказательств по этой процедуре заключается в следующем:

 

просматриваются приходные  документы выбранных товарно-кассовых отчетов, выписывается наименование поставщика товаров;

 

далее просматривается папка  с договорами, закупочными актами, соглашениями о сделках, письмах-заявках  и телеграммами на поставку товаров.

 

затем проверяется наличие  счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке и отражается в  рабочем документе.

 

 

 

Таблица 3. Проверка правильности документального оформления поступления  товаров за 2008 г. в ОАО «Энергосервис»

 

Составил: аудитор О. Остайкина  Дата: 25.04.2009.

 

Проверил: руководитель аудиторской  группы Р.П. Востриков Дата: 25.04.2009.

 

№  Реквизиты документа  Характер выявленного нарушения 

1  Накладная № 46 от 11.03.2008 ООО «Электросбыт»

 

Накладная № 97 от 24.05.2008 ООО  «Пожарные системы»

 Отсутствуют подписи  лиц, получивших товары 

2  Накладная № 34 от 16.03.2008

 

Накладная № 85 от 27.03.2008

 

Накладная № 17 от 14.05.2008

 Отсутствуют данные  от продавца 

3  Накладная № 12 от 13.04.2008

 

Накладная №14 от 15.04.2008

 

Накладная № 55 от 29.05.2008

 Отсутствуют подписи  лиц, получивших товар  

4  Товарный отчет №  21 от 11.02.2007 составленный Петровым  А. А.

 

Товарный отчет № 77 от 26.03.2007, составленный Петровым А. А.

 Документ содержит  исправления в виде зачеркивания, не заверенные подписью ответственного  лица, отсутствует виза руководителя 

5  Накладная № 121 от 10.06.2008

 

Накладная № 123 от 11.06.2008

 При закупке электроводонагревателей  в рассматриваемый период цена, указанная в закупочных актах,  отличается на значительную величину: 09.06.08 - 21000 руб.; 10.06.08 - 26000 руб.; 11.06.08 - 23000 руб. 

6  Накладная № 351 от 08.08.2008  Отсутствует расшифровка  приобретенных товаров, указано  «генератор»  

 

 

Таблица 4. Проверка наличия  подтверждающих документов на приобретение оптовых партий газовых плит

 

№  Наименование поставщика  Приходный документ, №, дата  Договор,

 

№, дата

 Счет-фактура, №, дата  Причина отсутствия необходимых  документов 

1  ООО «Артес»  №  18, 03.04.08  нет  23, 03.04.08  Договор  не заключен 

2  ООО «Артес»  №  25, 24.06.08  № 34, от 15.09.07  27, 24.06.08  Не предъявлен ООО «Артес»,  в учете числится как отфак-турованная  поставка 

3  Astus  № 39,18.08.08  нет  -  Счет предъявлен с опозданием, в учете не обозначено, что  это неотфактурованная поставка 

 

 

Анализируя данные таблицы 4, можно определить состояние разрешительных моментов на проведение товарных операций по поставкам (закупкам) товаров, что  позволяет выявить наличие несанкционированно торговых сделок, определить добавленную  стоимость по оприходованным и оплаченным товарам, по которым нет счетов-фактур.

 

Если установлено наличие  неотфактурованных поставок (отсутствие счета-фактуры на оприходованный товар), путем устного опроса бухгалтера по учету движения товара устанавливают  факт затребованности счетов-фактур от поставщиков, наличие запроса.

 

Если запросы отсылались поставщикам, то необходимо проверить  ответы на них. При отсутствии запросов или ответов на них должна быть проведена сверка расчетов с этим поставщиком путем отсылки письменного  запроса21.

 

Проверка наличия счетов-фактур поставщиков по каждой конкретной поставке и отражается в рабочем документе.

 

2.2 Методика сбора аудиторских  доказательств достоверности корреспонденции  счетов и начисления входящего  НДС

 

 

 

Методика сбора аудиторских  доказательств достоверности корреспонденции  счетов заключается в прослеживании  правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поступлением товара, и их соответствие методическим рекомендациям по учету и оформлению операций по приемке, хранению и отпуску  товаров в отпуске товаров  в организациях торговли и плану  счетов бухгалтерского учета.

 

Типовая корреспонденция  счетов по приобретению товаров представлена в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5. Отражение поступления  товара в бухгалтерском учете  оптового предприятия

 

№  Содержание операции  Дебет  Кредит 

1  Оприходование товаров  41  60 

2  Отражен НДС по  поступившем товарам  19  60 

3  Отражена торговая  надбавка (наценка) на покупную  стоимость товара  41  42 

4  Оприходование тары, полученной с товаром  41  60 

5  Начислены транспортные  расходы по доставке товара  44  60 

6  Отражена недостача  или порча товара по вине:

 

а) поставщика или транспортной организации

63  60 

 

 б) материально-ответственного  лица за получение товара  84  60 

 

 

Проверка наличия у  оптового предприятия дебиторской  и кредиторской задолженности, в  том числе и просроченной, осуществляется с использованием таких приемов, как запрос и подтверждение. Запрос осуществляется в виде официального письменного запроса, адресованного  третьим лицам.

 

Аудитору необходимо обратить внимание на наличие у предприятия  просроченной дебиторской задолженности (таблица 6). Ее наличие значительно  снижает эффективность использования  оборотных активов оптового предприятия.

 

 

 

Таблица 6. Проверка наличия  дебиторской задолженности, списанной  как безнадежные долги, в ОАО  «Энергосервис» за 2008 г.

 

№  Наименование поставщика  Дата возникновения задолженности  Сумма задолженности,

 

руб.

 Дата списания задолженности   Основание списания задолженности  

1  Кража на складе  01.07.2006  9180  30.12.2008  Не присуждена  судом  

2  ООО «РТС»  04.09.2006  56120  30.12.2009  Ликвидация фирмы  

3  ООО «Газтехника»  03.10.2006  49490  30.12.2009  Решение арбитражного  суда 10.11.2008 

 

 

Проверку правильности исчисления НДС можно осуществить с использованием рабочего документа, представленного  в таблице 7.

 

Аудиторские доказательства собраны методом инспектирования  и пересчета.

 

 

 

Таблица 7. Расчет правильности предъявления поставщиками товаров  НДС за 2008год

 

№  Наименование поставщика  Счет-фактура

 

№, дата

 Сумма по счету, руб.  НДС поставщика  НДС после пересчета   Отклонения 

1  ООО «Артес»  №  18, 03.04.08  860000  154800  154800  НДС  начислен верно  

2  ООО «Артес»  №23, 29.04.08  110000  19800  19800  НДС начислен  верно  

3  ООО «Артес»  №  25, 24.06.08  800000  144000  144000  НДС  начислен верно  

4  ООО «Артес»  №  32, 11.07.08  420000  75600  75600  НДС  начислен верно  

5  ООО «Артес»  №39, 17.08.08  120000  21600  21600  НДС начислен  верно  

6  ООО «Артес»  №  44, 29.08.08  420000  75600  75600  НДС  начислен верно  

7  ООО «Артес»  №  57, 11.11.08  840000  151200  151200  НДС  начислен верно  

 

 

 

 

2.3 Методика сбора аудиторских  доказательств расходов на продажу

 

 

 

При проверке коммерческих расходов (расходов на продажу) аудитору необходимо учитывать, что их состав и порядок  их списания определен ПБУ 10/99 «Расходы организации», в Методических рекомендациях  о порядке формирования показателей  отчетности и инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

 

Организации могут включать в себестоимость проданных товаров  коммерческие расходы полностью  в отчетном году их признания в  качестве расходов по обычным видам  деятельности. Аудитору необходимо сопоставить  статью «Коммерческие расходы» в  отчете о прибылях и убытках с  Главной книгой и данными аналитического учета по сч. 44 «Расходы на продажу», отраженными в ведомости № 15.

 

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета  в организациях, осуществляющих торговую деятельность, на сч. 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены следующие расходы:

 

на перевозку товаров;

 

на оплату труда;

 

на аренду;

 

на содержание зданий, сооружений, помещений, инвентаря;

 

по хранению и подработке товаров;

 

на рекламу;

 

на командировочные расходы;

 

на представительские  расходы и другие аналогичные  по назначению расходы.

 

В налоговом учете расходы  на рекламу, командировочные и представительские  расходы нормируются (расходы на рекламу зависят от фактической  выручки, представительские расходы  от фактического размера оплаты труда  работников, нормы на командировочные  расходы устанавливаются Правительством РФ). В бухгалтерском учете эти  виды расходов можно учитывать полностью.

 

Аудитор проверяет расходы, связанные с продажей товаров, на сч. 44 «Расходы на продажу». Расходами  признаются обоснованные и документально  подтвержденные затраты.

 

Под обоснованными расходами  понимаются экономически оправданные  затраты, оценка которых выражена в  денежной форме.

 

Под документально подтвержденными  расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленные в соответствии с законодательством и произведенные  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

 

Аудитору необходимо сопоставить  коммерческие расходы по смете с  фактическими суммами, при этом можно  использовать факторный анализ, который  позволяет определить влияние различных  факторов на изменение коммерческих расходов.

 

1) Обращает внимание на  разовые списания значительных  сумм по бухгалтерским справкам, актам и другим документам  непроизводительных расходов.

 

2) Изучает полноту взыскания  транспортных тарифов с покупателей  по ценам франко-станция отправления.

 

3) Оплату погрузочно-разгрузочных  работ контролирует по следующим  направлениям:

 

проверяет законность оплаты погрузочно-разгрузочных работ ручным способом при наличии средств  механизации;

 

изучает обоснованность оплаты работ по погрузке и разгрузке  товаров в соответствии с тарифными  ставками22.

 

Для проверки правильности распределения  транспортных расходов между остатком товаров и реализованными товарами необходимо использовать бухгалтерскую  справку (таблица 1 Приложение 2).

 

По этой справке выявлено, что при расчете издержек обращения  на остаток товара № 31 за июнь 2008 г. была допущена ошибка. Это видно  по расчету издержек обращения, выполненному в процессе аудиторской проверке и представленному в таблице 8.

 

По результатам данного  расчета сумма издержек, приходящихся на реализованные товары, составит: 207400 - 23600 = 183800 руб.

 

 

 

Таблица 8. Расчет издержек обращения  на остаток товара за июнь 2008 г.

 

Показатель  Расчет показателя  Значение показателя 

1. Средний процент издержек  обращения на остаток товаров, %  Сумма расходов на транспортировку  на остаток товара на начало  месяца, учтенные в отчетном месяце / сумму на конец месяца * 100%  0,774 

2. Сумма транспортных расходов  на остаток товара, руб.  Средний  процент издержек обращения на  остаток товара * стоимость остатка  товара по учетным ценам на  конец месяца / 100%  2 3600 

 

 

Необходимо переоформить бухгалтерскую справку № 31 и сделать  проводку:

 

Д-т сч. 90.2 «Себестоимость продаж»

 

К-т сч. 44/2/1 «Расходы на транспортировку» - 820 руб.

 

Данное исправление следует  учесть при дальнейших расчетах суммы  издержек обращения на остаток товара.

 

Таким образом, организация  работы по сбору аудиторских доказательств  в процессе проверки затрат и формирования себестоимости торгового предприятия  заключается в просмотре всех приходных расходных документов, проверке правильности расчета издержек обращения и группировке обнаруженных ошибок.

 

Заключение

 

 

 

Аудиторская проверка - сложный  и длительный научно-исследовательский  процесс по проведению независимой  экспертизы бухгалтерской (финансовой) отчетности с целью установления достоверности показателей этой отчетности.

 

Основная задача производственного  цикла - превратить ресурсы (материалы, труд и накладные расходы) в конечный продукт.

 

Целью аудиторской проверки себестоимости готовой продукции  является установление обоснованности формирования и правильности учета  издержек производства (обращения), от которых, в конечном счете, зависит  уровень достоверности конечного  финансового результата от реализации произведенной продукции (купленных  товаров).

 

Себестоимость продукции - один из наиболее важных синтетических показателей, позволяющих оценить эффективность  использования в процессе производства продукции (работ, услуг) материальных и трудовых затрат, рентабельность, прибыльность и финансовую устойчивость экономического субъекта.

 

При проверке затрат на начальном  этапе аудитор должен обратить особое внимание на документальное подтверждение  правильности исчисления себестоимости  продукции (работ, услуг).

 

Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции с  целью налогообложения, установлен главой 25 НК РФ.

 

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» и отраслевым методическим указаниям по планированию, учету  и калькулированию себестоимости  продукции (работ, услуг) в процессе аудиторской проверки необходимо убедиться  в правильности и законности отражения  расходов на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Информация о работе Аудит затрат и калькулирования себестоимости продукции