Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:18, курсовая работа
Целью исследования в курсовой работе является изучение методологии учета собственного капитала, а также исследование практики проведения аудиторской проверки учета собственного капитала на рассматриваемом предприятии.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
раскрытие экономической сущности капитала, анализ классификации капитала предприятия;
осветить состав и структуру собственного капитала организации;
рассмотреть задачи учета и аудита собственного капитала предприятия;
Введение
1. Теоретические основы аудита собственного капитала предприятия
1.1. Понятие и сущность собственного капитала предприятия
1.2 Задачи и методы аудита собственного капитала организации
2. Организация аудиторской проверки собственного капитала
2.1. Источники информации для проведения проверки учета собственного капитала предприятия
2.2. Подготовка и планирование аудита собственного капитала
2.3. Аудиторская проверка учета уставного, добавочного, резервного капиталов и резервов предстоящих расходов
2.4. Завершение процедуры аудиторской проверки
Заключение
Список использованных источников и литературы
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, - фактический материал для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основание для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
2.3 Аудиторская проверка учета уставного, добавочного, резервного капиталов и резервов предстоящих расходов
В соответствии с требованиями нормативных актов любое изменение размера уставного капитала организации должно быть связано с переутверждением ее учредительных документов и их перерегистрацией в государственных органах. Поэтому при наличии оборотов по счету 80 «Уставный капитал» необходимо получить подтверждения (выписки, копии протоколов общего собрания акционеров (участников) и документов о перерегистрации в государственных органах) об утверждении изменений уставного капитала между участниками.
Реальность взносов устанавливается проверкой наличия и правильности оформления документов, подтверждающих факты взносов (вкладов) в уставный капитал. В подтверждающих документах должна быть ссылка на формирование уставного капитала, что важно для целей не только бухгалтерского учета, но и налогообложения (для обоснования правильности применения льгот по налогам).
Для проверки реальности вкладов в уставный капитал целесообразно проведение обследований и опросов. При этом могут быть выявлены факты, когда в качестве вклада в уставный капитал были внесены основные средства и производственные запасы, не пригодные к использованию (неисправные, разукомплектованные, некачественные), или нематериальные активы, не имеющие практической ценности.
Аудит учета добавочного капитала имеет целью выразить мнение о достоверности данных отчетности о добавочном капитале, правомерности и законности создания, использования и отражения его в учете.
Тождество учетных и отчетных данных проверяется аудиторами путем сопоставления показателей Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Главной книги (сальдо счета 83 «Добавочный капитал») и регистров по счету 83 «Добавочный каптал».
При несоответствии показателей устанавливается величина отклонений и возможные причины, которые должны быть уточнены при детальной проверке.
Аудитор должен получить подтверждение того, что добавочный капитал сформирован в результате:
Проверка обоснованности использования добавочного капитала осуществляется на соответствие учредительным документам и решениям собственников.
При проверке следует обращать внимание на то, что использование средств добавочного капитала может осуществляться только за счет соответствующих источников этих средств. Например, не допускается направление эмиссионного дохода на нужды социального характера.
Резервный капитал формируется в соответствии с установленным порядком и имеет строго целевое назначение. Этими положениями и предопределены основные цели аудита учета резервного капитала - подтверждение достоверности показателей отчетности о резервном капитале, правильность образования и целевое использование.
Проверяя образование и использование резервного фонда, аудиторы устанавливают:
Проверка тождества учетных и отчетных данных о резервном капитале проводится путем сопоставления показателей Бухгалтерского баланса (форма № 1), Отчета об изменениях капитала (форма № 3), Главной книги (счет 82 «Резервный капитал») и регистров по счету 82 «Резервный капитал».
В случае обнаружения расхождений в этих данных определяется величина расхождений и возможные причины (арифметическая, техническая или методологическая ошибка и др.). При детальной проверке операции необходимо конкретизировать причины и характер расхождений.
Отсутствие резервного капитала или его недостаточная величина (в случае обязательного формирования резервного капитала) представляют фактор дополнительного риска вложения средств в организацию, так как свидетельствуют либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков, либо о недостаточности прибыли.
Организации в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом МФ РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, могут создавать резервы в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения отчетного периода. Порядок создания резервов предусматривается учетной политикой организации.
Аудит учета резервов предстоящих расходов имеет целью выразить мнение о достоверности остатков зарезервированных средств, отраженных в Бухгалтерском балансе по статье «Резервы предстоящих расходов», правильности создания резервов и обоснованности их использования.
Проверка тождества учетных и отчетных данных устанавливается путем сопоставления данных статьи «Резервы предстоящих расходов» в Бухгалтерском балансе и в Отчете об изменениях капитала и сальдо счета 96 «Резервы предстоящих расходов» в Главной книге и регистрах синтетического и аналитического (оборотная ведомость) учета по счету 96 «Резервы предстоящих расходов».
Реальность остатков резервов предстоящих расходов и платежей должна быть подтверждена данными инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При несоблюдении этого требования аудитор может потребовать проведения инвентаризации с его участием.
Проверка правильности образования резервов проводится на соответствие требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, другим нормативным актам и порядку, установленному приказом об учетной политике. При этом выясняется, предусмотрены ли Положением создаваемые резервы и насколько обоснованно они создаются. Например, создание резерва на предстоящую оплату отпусков или иного резерва может быть предусмотрено в размерах, значительно превышающих реальные потребности. Начисление резервов в соответствии с нормативными актами (счет 96 «Резервы предстоящих расходов») происходит за счет издержек производства и обращения (Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» Кредит 96 «Резервы предстоящих расходов»). В случаях начисления резервов в завышенных размерах происходит завышение издержек производства и обращения, занижение прибыли в течение года и, как следствие, недоплата авансовых платежей по налогу на прибыль.
При проверке правильности образования резервов используются расчеты, сметы и другие документы, прилагаемые к приказу об учетной политике для обоснования целесообразности создания резервов. При необходимости получения доказательств обоснованности начисления резервов аудитором может быть составлен альтернативный расчет размеров образования резервов. В случае обнаружения несоответствий необходимо получить доказательства о внесении исправлений до составления отчетности либо определить влияние выявленных отклонений на достоверность статьи баланса.
Правильность использования резервов устанавливается проверкой первичных документов, подтверждающих списание фактически произведенных расходов за счет резервов (расчетно - платежные ведомости, акты выполненных работ, платежные поручения, расходные кассовые ордера и др.). При проведении пересекающихся процедур по проверке затрат может быть выявлено списание за счет издержек производства и обращения расходов по ремонту основных средств при ежемесячных отчислениях в резерв на ремонт основных средств, что приводит к завышению текущих затрат, занижению прибыли в течение года.
Требуется проверить принятие руководством организации решения о целесообразности существования резервов в предстоящем году.
Если при уточнении учетной политики на следующий за отчетным год организацией не предусмотрено создание резервов, то переходящие остатки по состоянию на 1 января следующего за отчетным года должны быть присоединены к финансовому результату организации и отражены оборотами за январь по дебету счета 96 «Резервы предстоящих расходов» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы
Типичные нарушения и ошибки в учете собственного капитала предприятия:
2.4 Завершение процедуры аудиторской проверки, оформление результатов
Заключительная стадия аудиторской проверки предусматривает проведение следующих мероприятий:
Систематизируют данные по разделам проверяемых тем (учет поступления товарно – материальных ценностей, расчетов с поставщиками и т.п.), а внутри тем - по аналитическим и другим признакам.
Анализ результатов проверки может проводиться по полученным данным и имеет несколько целей:
Согласно Федеральному закону об аудиторской деятельности в РФ аудиторское заключение – это официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащей выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.
Форма, содержание и порядок представления аудиторского заключения определяются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта содержит мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности, которое должно выражать оценку аудиторской фирмы соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в РФ.
Если в результате проверки аудиторская фирма обнаружила что имущественное и финансовое положение экономического субъекта такого, что возникает серьезное сомнение по поводу возможности этого субъекта продолжать эту деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.
По результатам проведенного аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта аудиторская фирма выражает мнение о достоверности этой отчетности в форме безусловно положительного или отрицательного аудиторского заключения, но может и отказаться от выражения своего мнения.