Аудит расчета с персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:36, доклад

Краткое описание

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгал¬терскому балансу (форма № 5), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регист¬ры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам»,69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Оглавление

1. Основные законодательные и нормативные документы 3
2. Источники информации для аудитора 8
3. План и программа проверки 9
4. Типичные ошибки при проведении аудита расчета с персоналом 12

Файлы: 1 файл

Аудит.docx

— 40.49 Кб (Скачать)

Содержание

 

1. Основные законодательные и нормативные документы 3

2. Источники информации для аудитора 8

3. План и программа проверки 9

4. Типичные ошибки при проведении аудита расчета с персоналом 12

 

 

 

    1. Основные законодательные и нормативные документы

 

При расчете с персоналом принято использовать следующие  документы:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10. 2000 № 94н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н;
  • приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • Трудовой кодекс Российской Федерации;
  • унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Предоставляемые аудитору документы: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), главная книга или оборотно-сальдовая ведомость, приказ об учетной политике организации, регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам»,69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Кроме того, анализируются внутренние документы по следующим формам:

  • № Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу»;
  • № Т-1а «Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу»;
  • № Т-2 «Личная карточка работника»;
  • № Т-2ГС (МС) «Личная карточка государственного (муниципального) служащего»;
  • № Т-3 «Штатное расписание»;
  • № Т-4 «Учетная карточка научного, научно-педагогического работника»;
  • № Т-5 «Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу»;
  • № Т-5а «Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу»;
  • № Т-6 «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику»;
  • № Т-6а «Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работникам»;
  • № Т-7 «График отпусков»;
  • № Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;
  • № Т-8а «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работниками (увольнении)»;
  • № Т-9 «Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку»;
  • № Т-9а «Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку»;
  • № Т-10 «Командировочное удостоверение»;
  • № Т-10а «Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении»;
  • № Т-11 «Приказ (распоряжение) о поощрении работника»;
  • № Т-11а «Приказ (распоряжение) о поощрении работников»; № Т-12 «Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда»; № Т-13 «Табель учета рабочего времени»; № Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»; № Т-51 «Расчетная ведомость»; № Т-53 «Платежная ведомость»;
  • № Т-53а «Журнал регистрации платежных ведомостей»;
  • № Т-54 «Лицевой счет»;
  • № Т-54а «Лицевой счет (свт)»;
  • № Т-60 «Записка-расчет о предоставлении отпуска работнику»;
  • № Т-61 «Записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)»;
  • № Т-73 «Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы».

Принимаются во внимание также распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуги др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т. д.

Аудитор при проведении проверки должен руководствоваться следующими основными нормативными положениями:

- работникам предоставляются  ежегодные отпуска с сохранением  места работы (должности) и среднего  заработка. Ежегодный основной  оплачиваемый отпуск предоставляется  работникам продолжительностью  28 календарных дней (ст. 114115 ТК РФ);

- нерабочие праздничные  дни, приходящиеся на период  ежегодного основного оплачиваемого  отпуска, в число календарных  дней отпуска не включаются (ст. 120 ТК РФ);

- оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала (ст. 136 ТК РФ);

- расчет среднего заработка (размера средней заработной платы) для оплаты отпуска производится в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее — Положение о среднем заработке);

- средний дневной заработок  для оплаты отпусков исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) (ст. 139 ТК РФ, п. 10 Положения о среднем заработке);

- для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, независимо от источников этих выплат (п. 2 Положения о среднем заработке);

- с суммы отпускных  организация удерживает НДФЛ  в общеустановленном порядке; 
- с суммы отпускных организация начисляет ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании)) по тарифам, установленным подп. 1 п. 2 ст. 22 Закона о пенсионном страховании, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184); 
- для целей налогообложения прибыли расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ, относятся к расходам на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ). Данные расходы признаются в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда (п. 4 ст. 272 НК РФ). 
При построении аудиторской выборки необходимо отдельно отслеживать месяцы, в которых начислялись отпускные выплаты. Отсутствие в программе аудита анализа правильности расчета и выплаты отпускных может быть расценено как сознательное сокращение объема аудита и невыполнение требования полноты проверки.

Единый социальный налог, взносы в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ. В бухгалтерском учете суммы ЕСН, исчисленные в порядке, установленном главой 24 «Единый социальный налог» НК РФ, входят в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 36, 50 Инструкции по применению Плана счетов) и отражаются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с разбивкой суммы налога на суммы, зачисляемые в федеральный бюджет и соответствующие фонды.

Согласно п. 2 ст. 10 Закона о пенсионном страховании объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой  для начисления этих страховых взносов  являются объект налогообложения и  налоговая база по ЕСН. Сумма страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных ст. 22, 33 Закона о пенсионном страховании, уменьшает  сумму ЕСН, подлежащую уплате в федеральный  бюджет (налоговый вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК РФ. 
Авансовые платежи по ЕСН исчисляются в порядке, установленном ст. 243 НК РФ, и отражаются в бухгалтерском учете согласно.

 Инструкции по применению плана счетов.

В соответствии с п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается  налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), что отражается в бухгалтерском учете записями по субсчетам счета 69 (по дебету субсчета «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет» и кредиту субсчетов «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» и «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»). 
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184, страховые взносы начисляются на рассчитанную по всем основаниям оплату труда работников. 
Для целей налогообложения прибыли начисленные суммы ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1, 45 п. 1 ст. 264 НК.

Суммы пеней по ЕСН, страховым  взносам на обязательные пенсионное и социальное страхование отражаются в соответствии с Инструкцией  по применению Плана счетов по дебету счета 99 «Прибыли и убытки» (субсчет  «Платежи за счет прибыли, оставшейся после налогообложения») в корреспонденции с кредитом соответствующих субсчетов счета 69. 
Для целей исчисления налога на прибыль суммы пеней, уплачиваемые организацией в связи с несвоевременной уплатой ЕСН и названных выше страховых взносов, не учитываются в составе расходов на основании п. 2 ст. 270 НК РФ. Таким образом, суммы пени не участвуют в формировании показателей бухгалтерской прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль организаций. 

    1. Источники информации для аудитора

 

Источниками информации являются документы по зачислению, увольнению и переводу работников предприятия, первичные документы, регистры бухгалтерского учета и отчетность. В качестве первичных документов преимущественно  используются унифицированные формы  первичной документации. Ведение  первичного учета по унифицированным  формам распространяется на юридических  лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность в отраслях народного  хозяйства. Так, по учету личного  состава используются следующие  формы:

    • приказ (распоряжение) о приеме на работу (ф. № Т-1);
    • личная карточка (ф. № Т-2);
    • учетная карточка научного работника (ф. № Т-4);
    • приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. № Т-5);
    • приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска (ф. № Т-6);
    • приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (контракта) (ф. № Т-8).
    • По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются:
    • табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12);
    • расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49);
    • расчетная ведомость (ф. № Т-53);
    • лицевой счет (ф. № Т-54).

Кроме того, применяются  первичные документы по учету  выработки и сдельной заработной платы:

    • наряды;
    • рапорты;
    • маршрутные листы;
    • и другие документы.
    1. План и программа проверки

 

До написания письма-обязательства  и заключения договора на аудиторскую  проверку аудиторы осуществляют предварительное планирование аудита, которое на практике часто называют предварительной экспертизой состояния дел клиента.

После заключения договора на аудиторскую проверку и перед  началом ее проведения крупные аудиторские компании, использующие «конвейерный подход» к аудиторской проверке, передают клиенту перечень документов (их копий), которые в обязательном порядке должны быть представлены аудиторам. Этот перечень может быть различным.

Далее со стороны аудитора составляется письмо-обязательство  о его согласии на проведение аудиторских  услуг. После составления письма, с согласия двух сторон заключается договор на оказание аудиторских услуг.

Планирование, являясь начальным  этапом проведения аудита, состоит  в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании аудита аудиторской  организации следует выделить следующие  основные этапы:

а) предварительное планирование аудита;

б) подготовка и составление  общего плана аудита;

в) подготовка и составление  программы аудита.

Расшифровка общего плана  аудита:

  1. Устанавливается правильность произведенных операций по отнесению начисленной заработной платы на соответствующие счета.
  2. Проверка соответствия итогов в отдельных ведомостях (цехов, отделов) с общими итогами по предприятию.
  3. Ознакомление с расчетами по налогам. Проверка налогооблагаемой базы для расчетов по единому социальному налогу. Проверка соответствия всех сумм, указанных в них, данным бухгалтерского учета;
  4. Проверка депонированных сумм по заработной плате. Аудитор проверяет, как организован аналитический учет по счету 76, субсчет «Депонированная заработная плата». Устанавливает, велись ли карточки в разрезе физических лиц и депонированных сумм, как производилась выдача сумм депонированной заработной платы, на какой счет списывалась депонированная заработная плата после окончания срока исковой давности (трех лет) и т.п.,
  5. Расценка правильности ведения бухгалтерского учета по налогам;
  6. Проверка своевременности представления расчетов (деклараций) по налогам в налоговую инспекцию; своевременности уплаты налогов и в полном объеме;
  7. Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с налоговыми органами должны быть согласованы с ними и тождественны.

Расшифровка программы аудита:

1) Проверка соответствия  организации синтетического и  аналитического учета требованиям налогового законодательства по начислению и удержанию заработной платы;

Информация о работе Аудит расчета с персоналом