Аудит малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы определить:
- организационные основы деятельности малых предприятий в РК;
- организацию аудита малых предприятий в РК;
- особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий.

Оглавление

Введение
1 Организационные основы аудиторской деятельности
1.1 Правовые основы функционирования малых предприятий в РК
1.2 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям
1.3 Организация бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса
2. Организация аудита малых предприятий в РК
2.1 Особенности организации аудита малых предприятий
2.2 Планирование аудиторских проверок на малых предприятиях
2.3 Особенности получения аудиторских доказательств при аудите малых предприятий
2.4 Аудит эффективности системы «малое предпринимательство региона»
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Аудиту.docx

— 54.36 Кб (Скачать)
:justify">В настоящее время - эти  проблемы нельзя называть решенными, но они в той или иной мере решаются. В стране были приняты основные законодательные  и нормативные акты по поддержке  малого предпринимательства (Закон  Республики Казахстан от 19 июня 2007 года N 131-1 «О государственной поддержке  малого предпринимательства»).

В соответствии с п. 5 типовых  рекомендаций (64-Н) малые предприятия  могут применять для документирования хозяйственных операций следующие  формы документов:

1.Формы, содержащиеся  в альбомах унифицированных форм  первичной учетной документации.

2. Ведомственные формы.

3.Самостоятельно разработанные формы, содержащие обязательные реквизиты предусмотренные в Законе РК.

Применение упрощенной формы  Бухгалтерского учета рекомендуется типовыми рекомендациями с простым технологическим процессом производства товаров, работ, услуг и имеющим не более 100 хозяйственных операций в месяц. При этом малым предприятиям предлагается разработать собственный план счетов бухгалтерского учета на основе типового плана счетов.

   Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными Законом РК от 19 июня 2007 года N 131-1 - малым предприятиям рекомендовано вести Б.У. с применением единой журнально-ордерной формы «счетоводства». Количество журнала-ордера определяется планом счетов организации. Месячные итоговые данные переносятся в главную книгу. Счета в главной книге открыты в последовательном порядке номеров, присвоенных каждому счету в рабочем плане счетов Бухгалтерского учета. Главная книга предназначена для обобщения данных текущего учета взаимной проверки произведенных записей по отдельным счетам и для составления отчетного баланса. Главная книга и журнал-ордер дают полную развернутую корреспонденцию счетов по дебету и кредиту каждого синтетического счета. Значение главной книги еще и в том, что она позволяет установить по имеющимся в регистре корреспондирующим счетам взаимосвязь между счетами. Эта связь облегчает контроль за правильностью отражений в Б.У. процесса хозяйственной деятельности организации, за соблюдением бухгалтерией установленной типовой корреспонденции счетов.

Применение журнально-ордерной формы учета, значительно упрощает технику Бухгалтерского учета. При этой форме к минимуму сводится количество регистров аналитического учета, т.к. ряд журнально-ордерных ведомостей содержат в себе необходимые данные аналитического учета.

При ведении главной книги  рекомендуют не вести оборотно-сальдовый  баланс, а сразу же переносить данные в баланс. Однако на практике, если будет  неравенство актива и пассива  сложно найти ошибку, поэтому для  проверки правильности сделанных записей  в счетах синтетического учета следует  составлять оборотно-сальдовый баланс и только затем на основании оборотно-сальдового баланса, учетных регистров и  отдельных первичных документов составляют бухгалтерский баланс и  другие формы отчетов.

Малые предприятия совершающие  незначительное количество хозяйственных  операций как правило не более 30 в месяц, не осуществляющие производство продукции, работ, услуг, связанного с  большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем  их регистрации только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности по форме К-1 На ряду с книгой формы  К-1 для учета расчетов по оплате труда с работниками, по налогу с  доходов физ. лиц, с бюджетом и  ЕСН малое предприятие обязано  также вести ведомость учета  заработной платы по форме В-8. Книга  формы К-1 является регистром аналитического и синтетического учета, на основании  которого уже можно определить наличие  имущества и денежных средств, а  также их источников у малого предприятия  на определенную дату и составить  бухгалтерскую отчетность. Книга  формы К-1 является одновременно и  комбинированным регистром Б.У. который  содержит все применяемые малым  предприятием бухгалтерские счета  и позволяет вести учет хозяйственных  операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может  вести данную книгу в виде ведомости - открывая ее на месяц и при необходимости  используя вкладные листы для  учета операций по счетам, или в  форме книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год. В этом случае книга должна быть прошнурована и пронумерована, на последней странице записывается число содержащихся в  ней страниц, которая завершается  подписями руководителя и бухгалтера и ставится оттиск печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного  периода по каждому виду имущества, обязательств и иных средствах по которым они имеются. По окончании месяца подсчитываются итоги оборотов по Дебету и Кредиту всех счетов учета хозяйственных средств и их источников, которые должны быть равны итогу хозяйственных средств. После подсчета оборотов по счетам за месяц выводится сальдо по каждому счету на 1 число следующего месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация  аудита малых предприятий в  РК

 

2.1 Особенности  организации аудита малых предприятий

 

    В ходе аудита рекомендуется исходить из оценки надежности средств внутреннего контроля как "низкой", если нет явных доказательств противоположного. При этом следует руководствоваться требованиями правила (стандарта) аудиторской деятельности "Существенность и аудиторский риск". Сотрудникам аудиторской организации рекомендуется в меньшей мере полагаться на средства контроля подлежащего проверке малого экономического субъекта, а в качестве основного способа сбора аудиторских доказательств использовать аудиторские процедуры по существу. На основе оценки внутрихозяйственного риска и риска средств контроля аудиторская организация определяет допустимый риск необнаружения. Для субъектов малого предпринимательства значение риска необнаружения обычно должно быть ниже, чем для средних и крупных экономических субъектов. Исходя из задачи минимизации риска необнаружения аудиторской организации рекомендуется предусмотреть необходимое увеличение объема аудиторских выборок. В малых экономических субъектах дополнительный риск средств контроля возникает в области использования систем компьютерной обработки данных. Если в таком экономическом субъекте применяется единичный компьютер с упрощенной программой учета, для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции "задним числом", проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке. Преобладающее влияние владельца и (или) единоначального руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных существенных искажений бухгалтерской отчетности. Поскольку документирование изучения и оценки системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля должно соответствовать масштабу проверяемого экономического субъекта, для малых экономических субъектов такое документирование может проводиться в упрощенном виде по сравнению с документированием иных экономических субъектов.

   Аудитор, осуществляя проверку субъекта малого предпринимательства и его потенциальных партнеров, должен учитывать следующее:

1.Роль аудита для субъектов малого предпринимательства состоит не только в том, чтобы выражать мнение о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета требованиям действующего законодательства Республики Казахстан, но и в том (в большей степени), чтобы представлять интересы собственников во всех хозяйственных и финансовых взаимоотношениях с целью эффективности их функционирования и развития;

2.Содержание аудиторских процедур должно соответствовать методике, трансформированной на малое предпринимательство и закрепленной в специальных стандартах (правилах) аудита, охватывающих основные аспекты аудита и услуг, сопутствующих аудиту;

3.Обоснованию в форме внутрифирменных аудиторских стандартов подлежат все виды сопутствующих аудиту услуг, оказываемых субъектам малого предпринимательства с учетом региональных и отраслевых особенностей бизнеса.

   Особое место в инструментарии аудита малого предпринимательства принадлежит финансовому анализу, который при сохранении основных принципов фундаментальной науки о функционировании предприятия (в том числе и малого) должен базироваться на определенных методических принципах. Эти принципы закреплены в ряде известных методов.

Метод «выгод-издержек» исторически  восходит к философии И. Бентама  и предполагает определение целевой  функции собственника как отношение  полученных выгод (эффекта) к понесенным затратам (инвестированному капиталу). Метод «входящих-исходящих» заключается в том, чтобы найти золотую середину между входом и выходом и попытаться достичь максимального эффекта не экстенсивным путем, а интенсивным. Метод оценки вероятностей восходит к кейнсианской концепции "ожиданий" и основан на том, что деятельность любой системы (в том числе субъекта малого предпринимательства) нацелена на будущее, поэтому неизбежно встает проблема неопределенности и многовариантности событий и необходимость использования дисперсионного анализа. Метод выделения ключевого субъекта предопределяет направленность анализа в направлении ключевого субъекта (вычленение ключевого субъекта во всей социально-экономической системе). Метод анализа-синтеза (системный подход) основан на подходе к объекту исследования как к системе (неаддитивному целому), которая предполагает единство содержания составляющих частей (содержания) и внутренней взаимосвязи этих частей (формы). На первом этапе проводится анализ (расчленение объекта исследования на составляющие и подробное автономное изучение этих частей), а на втором этапе - синтез (изучение внутренней функциональной связи этих частей).

 

   В Международном стандарте аудита № 1005 «Особенности аудита малых предприятий» приводятся руководящие принципы и правила аудита малых предприятий. Внимание аудитора обращается на повышенный аудиторский риск при проверке такого хозяйствующего субъекта.[9] Факторами риска выступают:

- высокая степень зависимости  принимаемых решений от одного  лица (учредителя или руководителя);

- низкий уровень качества  внутренней системы контроля  из-за отсутствия специализированной  службы бухгалтерского учета  и ведения бухгалтерского учета  привлекаемыми специалистами или  лично руководителем;

- отсутствие необходимости  подвергаться обязательному аудиту;

- наличие стимулов к  искажению отчетности;

- низкий уровень менеджмента  в целом и финансового менеджмента,  в частности, а также экономического  образования ведущих специалистов.

   В связи с применением МСА № 530 «Аудиторская выборка и другие процедуры выборочного тестирования» у малых предприятий рекомендовано проверять:

- либо 100% элементов генеральной  совокупности;

- либо 100% определенной части  генеральной совокупности;

- либо 100% объектов с определенным  уровнем стоимости.[10]

   Как правило, малые предприятия не производят переоценку основных средств и не формируют резервы, источником которых являются либо финансовые результаты, либо чистая (реинвестированная) прибыль. В любом случае происходит лишь перераспределение элементов, формирующих собственный капитал, и некоторые отклонения в величинах данных показателей не создадут каких-либо проблем для аудитора при проверке правильности аналитических расчетов и подготовке последующих выводов, на которых будут строиться принципалами (учредителями) управленческие решения.

   Информация о наличии хозяйственных средств и источниках их формирования позволяет и малым предприятиям, и индивидуальным предпринимателям:

- оценивать состояние  своего бизнеса (в определенный  момент времени) и его динамику (если абсолютные показатели суммы  представить за ряд лет);

- описывать имущественное  и финансовое положение (экономический  потенциал) и на их основе  определять потенциал конкурентоспособности;

- осуществлять сравнительную  (в том числе и рейтинговую)  оценку в отраслевом сегменте  региональной экономики и экономической  системы «малое предпринимательство  региона»;

- рассчитывать на возможность  привлечения государственных средств,  инвестируемых в ходе реализации  программ социально-экономического  развития регионов;

- привлекать кредитные  ресурсы на условиях объективной  оценки кредитоспособности;

- расширять масштабы своего  бизнеса на основе диверсификации  и различных вариантов комбинирования (в том числе посредством совместной  деятельности без образования  юридического лица).

Практика аудита малых  предприятий, применяющих УСН и  не ведущих бухгалтерского учета, приводит к выводу, что порой акционеры  годами пребывают в глубоком заблуждении  по поводу реальной картины финансового  положения своего предприятия и  не представляют, как можно добиться его прозрачности. При этом проблема видится акционерам не в организации  полноценного бухгалтерского учета, а  в неправильности организации служб  учета, в уязвимости документарного обслуживания бизнес-процессов и  в отсутствии надлежаще оформленных  документарных единиц. Акционеры  в таком случае обращаются в аудиторские  организации не для проведения инициативного  аудита, а для оценки текущего состояния  документарного обеспечения компании и выработки рекомендаций по его  улучшению. По их мнению, финансовое положение  компании станет прозрачно, если будут  определены основные этапы по документированию управленческой отчетности и по организации  работы с документами, разработаны  служебные инструкции по документарному обеспечению для соответствующих  служб компании и положение по организации документооборота в  компании в целом. Между тем практика показывает, что работа в этой области  чаще всего не приводит к существенному  результату и представляется всего  лишь временной мерой, не способной  остановить общей тенденции.

 

 

2.2 Планирование  аудиторских проверок на малых  предприятиях

 

   На стадии предварительного планирования сотрудникам аудиторской организации следует ознакомиться с системами бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта. В случае, если из-за недостатков этих систем, связанных с особенностями малых экономических субъектов, получение надлежащих аудиторских доказательств, необходимых для подготовки полноценного аудиторского заключения, не представляется возможным, аудиторской организации целесообразно отказаться от работы с данным экономическим субъектом. Если соответствующие обстоятельства стали ясными сотрудникам аудиторской организации уже в ходе проведения аудита, целесообразно приостановить работу с данным экономическим субъектом либо подготовить по результатам аудита аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного. Перед началом аудита малого экономического субъекта особенно важным является согласовать в договоре или письме - обязательстве условия проведения аудита, права и обязанности аудиторской организации и экономического субъекта. При этом следует руководствоваться требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Письмо - обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита" и "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг". Рекомендуется привлечь внимание руководителей экономического субъекта к положениям п. п. 6.1 и 6.2 правила (стандарта) "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности", где указано, что ответственность за подготовку, составление и своевременное представление достоверной бухгалтерской отчетности несет руководство экономического субъекта, в свою очередь аудиторская организация несет ответственность за формирование и выражение профессионального мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

Информация о работе Аудит малых предприятий