Анализ влияния трудовой миграции на российский рынок труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 12:35, контрольная работа

Краткое описание

Задачи, поставленные в данной контрольной работе, следующие:
1) Изложить основные понятия и функции трудовой миграции;
2) Рассмотреть факторы, причины и показатели миграционных процессов;
3) Проанализировать динамику и тенденции миграционных процессов;
4) Исследовать механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России.
Цель данной контрольной работы - проинформировать читателей об основных проблемах процесса трудовой миграции.

Оглавление

Введение
1. Рынок труда как среда развития трудовой миграции
1.1 Понятие трудовой миграции и её классификации
1.2 Функции трудовой миграции и стадии миграционного процесса
1.3 Причины и виды миграционной силы
2. Анализ влияния трудовой миграции на российский рынок труда
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.rtf

— 716.92 Кб (Скачать)

Однако мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшего Советского Союза является результатом исторических причин, и меры в отношении этих миграций должны быть иными, чем в отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между запретительными и регулирующими мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние пограничного контроля.

Российское законодательство должно быть усовершенствовано в плане разработки наказаний за организацию и пособничество в торговле мигрантами и нелегальную переправку граждан третьих стран через территорию России. Однако эти запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а именно с тем, что сотни тысяч «незаконных» мигрантов из стран бывшего СССР являются постоянными жителями России15. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.

Более или менее утвердившимся является мнение о том, что стихийный характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так и постоянных миграций. После того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности для международного сотрудничества и соглашений в этой области.

 

 

 

2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда

 

Можно предложить следующие конкретные меры по регулированию трудовой миграции в России.

Необходимо подготовить и подписать двусторонние протоколы (соглашения) между российскими регионами, с одной стороны, и странами СНГ, располагающими избыточными трудовыми ресурсами - с другой, об организованном привлечении на работу трудовых мигрантов на временной основе.

Целесообразно создать рекрутинговые компании с участием государства и частного капитала по поиску, приему, оформлению и временному трудоустройству мигрантов в разных отраслях российской экономики, распространению оперативной информации о вакансиях и потребностях работодателей в регионах.

Важно упростить и ускорить для работодателя процедуру оформления на работу трудовых мигрантов на временной основе. Такая процедура должна быть уведомительной, осуществляться через службу занятости населения и строго ограниченной по времени (занимать не более 10 - 15 дней)16.

Следует организовать систематический мониторинг соблюдения условий труда, техники безопасности на производстве, социально-бытовых условий проживания трудовых мигрантов и законности осуществления ими трудовой деятельности на территории России. Одновременно нужно усилить контроль за использованием работодателями труда мигрантов, а также ужесточить наказание (вплоть до уголовного преследования) работодателей, эксплуатирующих труд нелегальных мигрантов. В то же время надо стимулировать работодателей, осуществляющих законное оформление на работу, обеспечивающих социальное страхование, нормальные жилищные условия и безопасность труда временных трудовых мигрантов. Не менее важно информировать работодателей о правилах найма на работу иностранных трудовых мигрантов. Для тех, кто легально оформляет иностранных работников, увеличивает заработную плату, обеспечивает их страхование, можно снизить ставку социальных начислений.

Нужно создать систему информационной и консультационной поддержки мигрантов в вопросах обеспечения их прав и соблюдения условий проживания в России на основе организации сети доступных консультационных пунктов в разных регионах. Необходимо доводить до мигрантов правила регистрации, проживания и работы через все возможные каналы: телевидение, радио, газеты, информационные табло и стенды. Наглядная информация должна размещаться на рынках, автобусных остановках, вокзалах и других местах массового скопления мигрантов. Желательно дублировать данную информацию на языках стран, из которых идут основные потоки трудовых мигрантов17.

Требуется увеличить штатную численность и улучшить материально-техническое обеспечение территориальных подразделений ФМС России в соответствии с реальным объемом работ. По данным ФМС, около 90% сотрудников службы занимаются паспортно-визовой работой и только 10% - непосредственно миграцией.

В условиях динамичного развития экономики России в среднесрочной перспективе будет усиливаться потребность в трудовых мигрантах двух категорий - рабочей силе низкой квалификации и опытных специалистах определенных профессий, прежде всего в строительстве, сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг. При привлечении трудовых мигрантов первой категории надо использовать опыт зарубежных стран (их принимают временно на четко оговоренные контрактами сроки, с последующим выездом из страны без предоставления гражданства). Среди обязательных критериев - опыт работы, хорошее состояние здоровья и знание русского языка.

Во втором случае применяются более жесткие критерии: определенный уровень образования, наличие диплома и опыта работы по специальности, соответствующий возраст. Эта категория мигрантов, как показывает практика различных стран, является источником пополнения не только трудовых ресурсов, но и постоянного населения. В Германии, США, Австралии и многих других странах высококвалифицированные специалисты после нескольких лет проживания получают вид на жительство и гражданство. Тогда временная трудовая миграция переходит в постоянную, что помогает, пусть частично, решать демографические проблемы страны18.

Оздоровление миграционной ситуации, придание миграционным процессам позитивной направленности невозможно без принятия в этой сфере жизнедеятельности российского общества законодательными и исполнительными органами власти ряда неотложных мер. Эти меры должны быть направлены на: а) стимулирование притока мигрантов из нового зарубежья и поддержка, прежде всего в правовой сфере, оставшихся там соотечественников; б) регулирование иммиграции из старого зарубежья (квотирование, иммиграционный контроль, выдворение из страны, создание правовых и экономических условий интеграции иммигрантов в российское население); в) управление трудовой миграцией, включающей как тех, кто прибывает на временные работы в Россию из зарубежья, так и российских граждан, работающих по контрактам за пределами страны; г) проведение политики протекционизма в отношении потоков (масштабов и мест выхода), структуры (в первую очередь этнической) и расселения мигрантов в приграничных и тех северных территориях, отток населения из которых противоречит национальным интересам страны; д) обоснование границ допустимости формирования в приграничных, стратегически важных районах, диаспор из соседних стран; е) установление условий и сроков решения проблем вынужденных переселенцев, беженцев и перемещенных лиц: обустройство на новых местах, возвращение в места постоянного проживания, привлечение к решению этих вопросов стран нового зарубежья, откуда прибыли в Россию вынужденные мигранты и др.

 

 

 

Заключение

 

Трудовая миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Современное положение требует четкой миграционной политики, постоянного контроля, а также отлаженной системы управления трудовыми и другими миграционными процессами. В связи с мировым кризисом, сокращениями рабочих мест на предприятиях, снижением заработных плат и другими вытекающими последствиями кризиса, поставленные государством задачи по улучшению миграционной политики и повышению контроля за трудовыми миграционными процессами, становятся наиболее актуальными. Возможными направлениями в совершенствовании системы управления миграцией, может стать реформирование ИФМС, предварительная корректировка бюджета каждого в отдельности региона страны и контролем, с учетом социально-экономических последствий миграционных процессов. Все вышеуказанное позволяет сделать некоторые выводы:

1. Миграционные процессы при снижении их масштабов определяют в современных условиях прирост численности населения и являются крайне разнообразными по социальному, этническому, демографическому составу мигрантов.

2. Трудовые миграционные потоки в России в различной степени влияют на социальное и экономическое положение, отдельные элементы социальной инфраструктуры.

3. Система управления миграцией сводится сегодня к фиксации прибывающих мигрантов и принятию ограничительных актов. При этом не просчитываются последствия различных видов миграции.

 

 

Список литературы

 

1. Экономическая теория. Учебник./Под ред. В.Д. Камаева. - 8-е изд. - М., 2002.

2. Экономическая теория (политэкономия): Учебник./Под общей ред. Профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М., 2005.

3. Экономическая теория./ Под ред. С.С. Носова. - М., 2004.

4. Рынок труда. Учебник./Под ред. П.Э. Шлендера. - М., 2006.

5. Куценко Т.И. Нелегальная миграция и незаконная занятость иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ //Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2002.№9.С.78.

6. Ивахнюк И., Дауров Р. Незаконная миграция и безопасность России: угрозы, вызовы, риски // Миграция и национальная безопасность / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2006. С. 31-32.

7. Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2003.С.163.

8. Гельбрас В.Г. Китайская реальность в России. М., 2005.

9. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России // Международная научнопрактическая конференция «Миграция населения и перспективы демографического развития России». 22 ноября 2002 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2002. С. 146; см. также статью Е. Тюрюкановой «Трудовая миграция и новые формы эксплуатации труда в России» в настоящем номере «ОЗ».

10. Ананьев А.Н. Перепись населения в разработке перспектив социально-экономического развития страны // Международная научно-практическая конференция «Демографическое развитие России через призму переписи населения 2002 года». 30 января 2004 года (Доклады и тезисы докладов.) М., 2004. С. 35.

11. Збарская И.А. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения // Миграция и внутренняя безопасность / Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции. 23-24 июня 2003 г. М., 2003. С. 56.

12. Батуркин А.П. Некоторые аспекты нелегальной миграции в Москве. Нерегулируемость миграции -- одна из основ преступности и терроризма // Там же. С.47

13. См.: Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в Россию. М., 2003. Иностранные мигранты в России (тысячи) Источник: Госкомстат, 2005 г.

14. Витковская Г.С. Незаконная миграция в России: ситуация и политика противодействия // Нелегальная иммиграция / Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир. М., 2006. Вып. 9. С. 14.

15. Тюрюканова Е.В. Глобализация международной миграции: роль женщин // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. М., 2002. С. 285-286.

16. Архипов Ю.А. Миграционная ситуация и ее влияние на положение в стране и регионе // Миграция и внутренняя безопасность. Аспекты взаимодействия. Сборник материалов IX Международного семинара по актуальным проблемам миграции (23-24 июня 2003 г., Москва). М., 20

17. Н. Римашевская. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения».//Российский экономический журнал. - 2004. - №9-10 - с. 22

18. А. Некипелов. Уровень общественного благосостояния: подходы к оценке.// Российский экономический журнал. - 2004. - №7 - с. 37

19. В. Богдановский. Занятость в сельском хозяйстве: масштабы и динамика.//Человек и труд. - 2005. - №3 - с. 37

20. С. Калашников. Развитие рынка труда - неотъемлемый элемент государственной политики.// Человек и труд. - 2005. - №5 - с. 41

21. В. Роик. Старение населения - глобальный вызов XXI века и адекватные ответы.// Человек и труд. - 2006. - №2 - с. 33

22. М. Зайончковская. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. - 2005. - №6 - с. 48

23. А.Д. Попов. Неформальный сектор в аспекте затрат труда в экономике России.// Вопросы статистики. - 2005. - №7 - с. 36

24. Г.Е. Шевердова. Национальный состав России в свете итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, причины, перспективы его изменения.// Вопросы статистики. - 2005. - №7 - с. 48

25. Журнал «Отечественные записки». - 2004. - №4

26. В.М. Моисеенко. Снижение масштабов внутренней миграции населения России: опыт оценки динамики по данным текущего учета.// Вопросы статистики. - 2004. - №7 - с. 47-56

27. http://www.archipelag.ru/

28. http://www.budgetrf.ru/

29. http://www.erudition.ru/

Размещено на Allbest.ru

1 Миграционная политика западных стран. Альтернативы для России. М., 2008.С.163.

2 Тюрюканова Е. В. Глобализация международной миграции // Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики. - М., 2008. - С. 285

3 Зайончковская М. Миграционная ситуация в современной России.// Человек и труд. - 2010. - №6 - С. 48

4 Балашова, Т. Н. Миграция и демография как неотложные направления развития приоритетных национальных проектов  / Т. Н. Балашова // Миграционное право. - 2007. - №1. - С. 19

Информация о работе Анализ влияния трудовой миграции на российский рынок труда