Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 12:35, контрольная работа
Задачи, поставленные в данной контрольной работе, следующие:
1) Изложить основные понятия и функции трудовой миграции;
2) Рассмотреть факторы, причины и показатели миграционных процессов;
3) Проанализировать динамику и тенденции миграционных процессов;
4) Исследовать механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы в России.
Цель данной контрольной работы - проинформировать читателей об основных проблемах процесса трудовой миграции.
Введение
1. Рынок труда как среда развития трудовой миграции
1.1 Понятие трудовой миграции и её классификации
1.2 Функции трудовой миграции и стадии миграционного процесса
1.3 Причины и виды миграционной силы
2. Анализ влияния трудовой миграции на российский рынок труда
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
2.2 Государственное регулирование трудовой миграции
2.3 Международно-правовые основы международной миграции рабочей силы
2.4 Перспективы разрешения проблем российского рынка труда
Заключение
Список литературы
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции 2:
1. переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2. работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
3. профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
5. беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
Классификация форм миграции рабочей силы
- миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
- миграция между промышленно развитыми странами;
- миграция между развивающимися странами;
- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
2. По территориальному охвату:
- межконтинентальная;
- внутриконтинентальная (между государствами; между макрорегионами).
3. По времени:
- безвозвратная;
- временная (краткосрочная, долгосрочная);
- сезонная.
4. По степени законности:
- легальная;
- нелегальная.
5. По мотивам:
- добровольная;
- вынужденная;
- принудительная.
Миграция населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления своих функций. Функции - это те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности общества. Естественно, что функции миграции выражают ее сущность, обусловливают свойства этого явления.
Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической системы и особенностей отдельных обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями конкретных обществ. Первые - общие функции миграции, вторые - специфические функции той или иной общественно-экономической формации.
Первой функцией миграции является перераспределение населения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
Вторая функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.
Миграция в различных социально-экономических условиях выполняет специфические присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной - приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
Социальная функция миграции - это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.
Процессы глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной трудовой миграции 3.
Одна из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости, главным образом в связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.
Другая версия теории делает упор на то, что активизация внешней трудовой миграции в Россию - это нормальное явление в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.
Таким образом, на сегодняшний день все большее число стран вовлекается в орбиту мировых миграций и участвует в международном обмене трудовыми ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства государств.
Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы за ту или иную профессиональную деятельность.
Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещение капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.
К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся4:
К причинам неэкономического порядка относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей зачастую стихийный, внезапный и даже массовый характер5.
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не умереть с голода». Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические условия жизни и т.п. Экономические причины миграции здесь также присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного налога в Швеции вызывает волну эмиграции квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда в другие развитые страны.
В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.
2.1 Анализ трудовой миграции в Российской Федерации
Рассматривая тенденции миграционных процессов в России, которые мы наблюдаем в настоящее время, отражающие неустойчивость и непредсказуемость многих сторон нашей жизни, обусловленных политическими, национальными, экономическими, социальными и другими факторами, необходимо разграничивать тенденции, являющиеся результатом естественного хода развития общества, сформировавшиеся ранее и имеющие как положительные, так и отрицательные черты, и тенденции, носящие промежуточный, конъюнктурный характер, а также определить новые тенденции, складывающиеся как адекватное отражение перехода к рыночным отношениям, если они складываются, или же к интенсивному типу развития экономики, если они, рыночные отношения, еще незначительны.
Интеграция России в международный рынок труда означает усилившийся за последние десятилетия международный трудовой обмен. Для России здесь существенна трудовая миграция в дальнее зарубежье. Если въезд из ближнего зарубежья намного превышает выезд, то с дальним зарубежьем все наоборот. Эмиграцию из России можно условно разделить на следующие группы: этническая (евреи, немцы, греки, армяне) - на постоянное жительство; массовая трудовая - найти приемлемую работу или временно, или постоянно6.
Изменение социально-экономических условий - кризис экономики, разрыв хозяйственных связей, сокращение производства, ухудшение жизненного уровня значительных категорий населения, усилившаяся региональная дифференциация уровня жизни - нашло отражение в структурных изменениях миграционного потенциала и характере миграционных процессов. Важную роль для формирования и развития миграционного потенциала стали играть следующие моменты: высвобождение трудовых ресурсов в результате сокращения производства, и, как следствие, появление безработных, возвращение в Россию мигрантов из республик бывшего Союза.
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте в 2009 г. составляли 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится 45% внутрироссийских миграций7.
Рис. 2.1. Внутрироссийская миграция, 1998-2009 гг.
По данным текущего учета после Всероссийской переписи населения (за 2003-2009 гг.) во внутрироссийских миграциях участвовало почти 15 млн. человек или каждый десятый житель России.
В 2001-2008 гг. передвижения внутри страны практически стабилизировались на уровне 1,9 - 2 млн. человек. Однако в 2009 г. число мигрантов, сменивших место жительства в пределах страны, сократилось по сравнению с 2008 г. на 227 тысяч человек, или на 12% и составило 1,7 млн. человек. В 2008 г. во внутренних миграциях участвовало на 63,6 тыс. человек (на 3,2%) меньше, чем в 2007 г. (в 2007 г. - на 62,3 тыс. человек или на 3,2% больше, чем в 2006 г.) (рис. 2.1.).
Во внутренних миграциях поток ориентирован с севера и востока в центр. В отличие от прошлого межпереписного периода, когда привлекательными для жителей России были также юго-западные территории, в последние 8 лет положительный миграционный прирост сложился в Северо-Западном федеральном округе. Два округа образуют миграционные полюса - Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все регионы население отдает. В 2003-2009 гг. на Центральный округ приходилось 86% населения, перераспределенного между округами. При этом практически весь положительный миграционный прирост, получаемый округом во внутрироссийских миграциях, аккумулируют Москва и Московская область (93%)8.
Сибирь и Дальний Восток потеряли более 350 тыс. своих жителей, что составляет более половины (52%) перераспределенного между округами населения. Почти 70% общего сокращения численности населения Дальневосточного федерального округа и 40% - Сибирского федерального округа сложилось за счет миграционного обмена населением между округами.
Внешняя миграция в 2009 г. составляла всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 г., по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая ситуация привела к минимизации потоков учитываемых иммигрантов - в 2004 г. их численность была наименьшей за последние 50 лет. С начала 2007 г. в статистический учет попадают иностранные граждане и лица без гражданства, впервые получившие разрешение на временное проживание. В результате число иммигрантов увеличилось более, чем на 100 тыс. человек, или на 54%. При этом в 1,5 раза возросли как потоки из стран - участников СНГ (на 96,7 тыс. человек), так и из стран дальнего зарубежья (на 3,9 тыс. человек) (рис. 2.2.).
Информация о работе Анализ влияния трудовой миграции на российский рынок труда