Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 10:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и проведение анализа использования прибыли предприятия.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы анализа использования прибыли
Предприятия……………………………………………………………………...5
1.1. Понятие прибыли и ее использование………………………………………5
1.2. Управление прибылью предприятия………………………………………10
Глава 2. Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»……………………………………………………………..13
2.1. Краткая характеристика ОАО «Астраханьэнерго»……………………….13
2.2. Анализ состава и структуры прибыли предприятия……………………...14
2.3. Анализ финансовых результатов реализации продукции………………..17
2.4. Анализ использования прибыли на ОАО «Астраханьэнерго»…………..20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»……………………………………………………………...doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Объектом распределения  является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление  прибыли в бюджет и по статьям  использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Основной  целью политики распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения реализации стратегии развития  и роста его рыночной стоимости8.

 

1.2. Управление  прибылью предприятия

 

Управление  прибылью предприятия сводится к  разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности  по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.9

Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).

На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.

Таким образом, к основным факторам, влияющим на прибыль  относятся:

1. Конкурентоспособность  выпускаемой продукции, в силу  того, что предприятие должно  существовать для потребителя  и только клиенты, потребности  которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.

2. Высокая мобильность  на рынке, свобода экономического  маневра, делающая объективно  необходимыми учет рыночной конъюнктуры,  гибкое маневрирование всеми  имеющимися   ресурсами для достижения эффекта.

3. Ритмичность  и гибкость производства, способность  быстро менять ассортимент продукции  в соответствии с запросами  потребителей.

4. Разработка  мер по улучшению выпускаемой  продукции, способность предприятия  дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-либо новыми свойствами, причем за туже цену, при тех же издержках производства.

Все эти факторы  являются важными для эффективного функционирования предприятия, только с их помощью предприятие сможет получить максимальную прибыль10.

Управление  прибылью предприятия сводится к  разработке механизма организационно-экономического воздействия на результат предприятия, поскольку позволяет из стихийного получения доходов перейти к  регулируемым доходам11.

 

Глава 2. Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»

 

2.1. Краткая  характеристика ОАО «Астраханьэнерго»

 

Открытое акционерное  Общество «Астраханьэнерго» (ОАО «Астраханьэнерго) является самостоятельным юридическим  лицом, дочерним акционерным обществом РАО «ЕЭС России».

История отраслевой энергетики в Астраханской области  начинается с 27 декабря 1947 года. В этот день была введена в работу Астраханская ГРЭС в составе турбоагрегата  № 1 – 20 Мвт фирмы Метро Виккерс  и двух паровых котлов фирмы Бабкок-Вилькокс со схемой выдачи мощности на первые две  подстанции 35/6  кв. Центральная и Царевская.

В дальнейшем Астраханская ГРЭС  была расширена вводом новых  мощностей, относясь к структуре  РЭУ «Волгоградэнерго». В условиях реализации программы электрификации области, в 1964 году, из состава ГРЭС  выделилось первое электросетевое предприятие – Астраханские электрические сети. 6 декабря 1972 года с вводом в работу первой ВЛ – 220 кВ Волгоград-Астрахань  на напряжение 110 кв., Астраханский энергоузел становится частью Единой энергосистемы страны.

В настоящее  время закончено строительство  Астраханской ТЭЦ-2 и второй линии  электропередачи напряжением 220 кв.  

В составе открытого  акционерного Общества «Астраханьэнерго»  существует шесть подразделений, в  том числе: две тепловые электростанции, из них:

  • Астраханская ГРЭС, установленной мощностью: электрической 100 МВт; тепловой 240 МВт.
  • Астраханская ТЭЦ-2, установленной мощностью: электрической 380 МВТ; тепловой          900 Гкал.
  • Три сетевых предприятия, обслуживающие трансформаторные подстанции и линии электропередачи напряжением 35, 110, 220-500 кВ, а также распределительные сети 10-6-0,4 кВ сельскохозяйственного назначения.

В настоящее  время открытое акционерное общество «Астраханьэнерго» представляет собой  промышленное предприятие, имеющее непрерывный характер производства. Энергетическое производство имеет ряд особенностей, которые отличают его от производства на других промышленных предприятиях. Эти особенности вытекают из специфических свойств электроэнергии и тепла как продуктов производства и потребления. Все элементы системы энергоснабжения связаны между собой единым технологическим процессом. Вследствие особых физических свойств электроэнергии она распределяется мгновенно, в результате чего ее производство практически совпадает с потреблением.

Основными направлениями деятельности Общества являются:

Производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии  потребителям в соответствии с установленными тарифами с целью извлечения дохода;

Обеспечение эксплуатации энергетического оборудования в  соответствии с требованиями технической  документации и отраслевых нормативных  документов;

Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством. Названные виды деятельности обеспечиваются соответствующими лицензиями.

 

2.2. Анализ  состава и структуры прибыли  предприятия

 

В процессе анализа  необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

 

Таблица 3

Анализ  динамики и состава прибыли

 

Показатель

2007 год

2008 год

Темп  роста прибыли, %

Сумма, тыс. руб.

Доля,  %

Сумма, тыс. руб.

Доля, %

1

2

3

4

5

6

Прибыль от реализации продукции, услуг

9344

56,3

114520

93,69

1225,6

Процентные  доходы от инвестиционной деятельности

67

0,4

14

0,01

20,9

Сальдо прочих операционных доходов и расходов

-29434

-177,4

-4350

-3,6

14,8

Сальдо внереализационных  доходов и расходов

36614

220,7

12130

9,9

33,1

Чрезвычайные  доходы и расходы

-

-

-

-

-

Общая сумма брутто – прибыли

16591

100

122314

100

737,2

Проценты к уплате за использование заемных средств

9647

58,1

19084

15,6

197,8

Прибыль отчетного периода после уплаты процентов

6944

41,9

103230

84,4

1486,6

Налоги из прибыли

583

8,4

37880

36,7

6497,4

Экономические санкции по платежам в бюджет

-

-

-

-

-

Чистая прибыль

6361

38,4

65350

53,4

1027,4

В том числе:

потребленная  прибыль

-

-

6361

9,7

-

Нераспределенная  прибыль

6361

100

58989

90,3

927,4


 

Как показывают данные таблицы 3, общая сумма брутто-прибыли в период с 2007 по 2008 года увеличилась с 16591 тыс. руб. до 122314 тыс. руб.

В 2007 году наибольшую долю в составе прибыли занимает сальдо внереализационных доходов и расходов. Их удельный вес составляет 220,7% от общей суммы брутто – прибыли. Такое высокое значение компенсируется за счет отрицательной величины доли сальдо прочих операционных доходов и расходов, которое составляет –177,4% от величины брутто – прибыли.

В 2008 году доля сальдо внереализационных доходов и расходов в составе прибыли занимает 9,9%, а доля сальдо прочих операционных доходов и расходов составляет -3,6% от общей суммы брутто – прибыли.

Такое существенное изменение вызвано значительным повышением суммы брутто-прибыли  в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 637,2% при незначительном изменении таких показателей, как сальдо внереализационных доходов и расходов, которое снизилось на 33,1%, и сальдо прочих операционных доходов и расходов, повышение которого составило 85,2%.

Основное влияние  на повышение брутто - прибыли предприятия оказало увеличение размеров прибыли от реализации, которое составило 1125,6%. Доля прибыли от реализации от общей суммы брутто – прибыли составляет в 2007 году 56,3%, а в 2008 году -  93,69%. Значительное увеличение прибыли от реализации вызвано повышением роста средних тарифов на электро- и теплоэнергию в сравнении с ростом себестоимости их производства.

На предприятии  было выявлено увеличение размера налога из прибыли на 6397%. Начиная с 2007 года произошло, изменение налогового законодательства при исчислении налога на прибыль. Расчет данного налога и обоснование причин его повышения будет представлен в пункте 3.3 данной дипломной работы.

Все это привело  к тому, что чистая прибыль ОАО  «Астраханьэнерго» составила в 2008 году  65350 тыс. руб., что на 927,4% больше, чем в 2007 году. Такое увеличение вызвано тем, что, не смотря на рост налога на прибыль, произошло повышение налогооблагаемой прибыли на 1386,6%.

Так как предприятие  на протяжении последних лет было убыточным,  то вся чистая прибыль, полученная предприятием в 2007 году, включалась в нераспределенную прибыль в счет частичного погашения непокрытого убытка прошлых лет.

В 2007 году в связи с тем, что чистая прибыль сильно возросла, часть ее, а именно 9,7%, было направлено в резервный фонд (325 тыс. руб.) и на выплату дивидендов (6036 тыс. руб.).

Большая часть  чистой прибыли в размере 90,3% использует как нераспределенная прибыль для покрытия убытков прошлых лет.

Величина нераспределенное прибыли возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 827,4%. Это позволяет предприятию скорее погасить свои убытки, чтобы направлять полученные им денежные средства на свое развитие.

 

2.3. Анализ  финансовых результатов реализации  продукции

 

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (Удi); себестоимости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

П = ∑( VРПобщ* Удi (Цi – Сi))                                                             (5)

Приведем анализ прибыли от реализации на примере электроэнергии.

Таблица 4

Исходные  данные для анализа прибыли от реализации электроэнергии на ОАО «Астраханьэнерго», тыс. руб.

Показатель

Базовый период

Данные базового периода, пересчитанные на объем  продаж отчетного периода

Отчетный период

1

2

3

4

Выручка (нетто) от реализации продукции товаров, услуг (В)

∑(Рпio * Цio) =

=1957084

∑(Рпi1 * Цio)=

=1730745

∑(Рпi1 * Цi1)=

=1993241

Полная себестоимость  реализованной продукции (З)

∑(Рпio * Сio) =

= 1933170

∑( Рпi1 * Сio)=

=1709597

∑(Рпi1 * Сi1)=

=1898899

Прибыль (П)

23914

21148

94342


Сначала нужно  найти сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму  прибыли скорректировать на ее уровень.

Iрп =VРП1/VРПо  = 2547,27 / 2880,39= 0,88                                      (6)

Если бы величина остальных факторов не изменялась, то сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 12% и составить 21044 тыс. руб. (23914*0,88).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки следует вычесть условную сумму затрат:

∑(Рпi1 * Цio) - ∑( Рпi1 * Сio) =1730745–1709597= 21148                 (7)

Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие  могло бы получить при фактическом  объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости  продукции:

Информация о работе Анализ использования прибыли на примере ОАО «Астраханьэнерго»