Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:24, дипломная работа
Основной целью данной выпускной квалификационной работы является выявление особенностей концепций подготовки и представления бухгалтерской отчётности, исследование организационно-методических основ аудита бухгалтерской финансовой отчётности, в частности, основ проведения внутреннего аудита для конкретной организации ООО «Мастер».
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты составления финансовой отчетности
1.1. Экономическая природа, цели и виды бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческой организации
1.2. Нормативно-законодательное обеспечение формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.3. Порядок составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчётности
1.4. Основные направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности
1.5. Структура и содержание финансовой отчётности в российских и международных стандартах
Глава 2. Общая организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Мастер»
Глава 3. Процесс аудита финансовой отчетности
3.1 Цели, задачи и виды аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности
3.2 Организация внутреннего аудита на предприятии
3.3 Разработка программы проведения внутреннего аудита бухгалтерской (финансовой) отчётности
Глава 4. Автоматизация бухгалтерского учета
Заключение
Список литературы
1.4. Основные направления реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности
Законодательной основой в области реформирования системы российского бухгалтерского учёта является Программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, утверждённая Постановлением Правительства № 283 от 6 марта 1998 года.
Согласно данной Программе целью реформирования является – «приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчётности», а задачи реформы заключаются в:
формировании системы стандартов учёта и отчётности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;
обеспечении увязки реформы бухгалтерского учёта в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
оказании методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учёта.
В июле 2008 года была принята Концепция развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу. Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:
недостаточные темпы реформирования бухгалтерского учёта и отчётности в течении 1992 - 2007 годов;
тенденции развития бухгалтерского учёта в мире;
административная реформа.
Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО путём создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учётного процесса.
Для реализации поставленной цели намечены основные направления по дальнейшему развитию бухгалтерского учёта и отчётности на среднесрочную перспективу:
повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учёте и отчётности;
создание инфраструктуры применения МСФО;
изменение системы регулирования бухгалтерского учёта и отчётности;
усиление контроля качества бухгалтерской отчётности;
существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учёта.
В основе модели дальнейшего развития системы бухгалтерского учёта и отчётности, представленной в концепции лежит разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества.
За период 1991 - 2009 гг. произошло резкое сокращение участия государства в регулировании бухгалтерского учёта, в основном связанного с методическим и техническим обеспечением учётного процесса, разработкой отраслевых указаний по ведению бухгалтерского учёта применительно к специфике отдельных видов деятельности. Вместо существовавших ранее (по состоянию на 1991 год) около сотни отраслевых министерств сохранилось только четыре, которые естественно, не могут заниматься разработкой соответствующих указаний в прежнем объёме и режиме. На наш взгляд, потребность в создании таких методических рекомендациях, применительно к условиям конкретного предприятия должны удовлетворять не государственные органы, а сами бухгалтеры через свои профессиональные объединения (саморегулируемые организации). В этой ситуации напрашивается вопрос: Какова же роль профессионального сообщества в процессе реформирования системы бухгалтерского учёта и отчётности? Концепция, учитывая важность привлечения профессионального сообщества к регулированию бухгалтерского учёта и отчётности, наметила определённые шаги в этом направлении.
Переход от действовавшей системы нормативного регулирования к новой системе с участием саморегулируемых организаций можно проиллюстрировать следующим рисунком (рис. 1.2.)
Рис. 1.2. Переход от действовавшей системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта к новой
Как видно из рисунка, важным моментом в обновлённом регулировании следует признать необходимость функционирования обратной связи: запросы, поступающие в Министерство финансов и комментарии различных авторов по одному и тому же документу показывают насколько могут быть различны позиции.
Включение профессионального сообщества в процесс принятия стандартов предлагается осуществить через специальный орган из высококвалифицированных специалистов. При создании данного органа можно воспользоваться опытом зарубежных стран. В частности, в Германии ещё в 1998 году было узаконено создание Германского Комитета по стандартам финансовой отчётности, работой которого руководит правление, избираемое собранием членов данного Комитета. При Комитете работает Консультативный совет, в состав которого входят юридические и физические лица, непосредственно заинтересованные в вопросах стандартизации финансовой отчётности. Через этот орган общественность имеет возможность участвовать в разработке самих стандартов, а также влиять на деятельность Комитета. Создание такой частной организации в нашей стране позволило бы ускорить процесс реформирования бухгалтерского учёта в России.
В концепции чётко определены функции саморегулируемых организаций:
представление и защита интересов профессионального сообщества;
подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;
участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных актов в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности, а также их разъяснений;
профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности;
повышение квалификации членов профессионального сообщества;
взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учёта, отчётности и аудиторской деятельности.
В процессе выполнения Концепции предстоит ещё выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учёта, что в первую очередь, зависит, на наш взгляд, от осознанного подхода к данной проблеме со стороны самого профессионального сообщества.
Подводя итоги второй главы, следует отметить, что сложившаяся на сегодняшний день в нашей стране система бухгалтерской финансовой отчётности не является совершенной по ряду причин:
недоработанность нормативно-законодательной базы системы бухгалтерской (финансовой отчётности);
большое число государственных требований по составлению бухгалтерской отчётности, связанное с обязательным формированием налоговой, статистической отчётности, отчётности, составленной по МСФО и в соответствии с национальными стандартами;
отсутствие контроля за составителями отчётности.
Устранение сложившихся противоречий нам видится в максимальном приближении национальных стандартов бухгалтерского учёта и отчётности международным стандартам, признанным во всём мире как наиболее совершенная система стандартов бухгалтерского учёта и отчётности.
1.5. Структура и содержание финансовой отчётности в российских и международных стандартах
Составленная в соответствии с международными стандартами отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово – хозяйственной деятельности компании, облегчает выход на мировые рынки капитала и снижает затраты на привлечение инвестиций, является базой для принятия обоснованных решений.
Представление финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами регулируется МСФО 1 «Представление финансовой отчетности». В полный комплект включаются:
1) бухгалтерский баланс;
2) отчет о прибылях и убытках или финансовых результатах;
3) отчет о накопленной нераспределенной прибыли;
4) отчет о движении денежных средств;
5) отчет об изменении финансового состояния или отчет об использовании и источниках средств;
6) отчет об изменениях в собственном капитале;
7) пояснительная записка или примечания.
Обычно компании представляют не только финансовую отчетность, но и финансовый обзор руководства, в котором описаны и пояснены основные характеристики финансовых результатов деятельности компании, ее финансового положения и основных неопределенностей, с которыми она сталкивается. Такой отчет может включать анализ следующего:
- основных факторов и влияний, определяющих финансовые результаты, включая изменение среды, в которой действует компания, реакция компании на эти изменения, инвестиционной политики компании, направленной на поддержание и улучшение финансовых результатов, а также политики в области дивидендов;
- источников финансирования компании, политику в отношении заемных средств и управления рисками;
- достоинств и ресурсов компании, ценность которых не отражена в бухгалтерском балансе, составленном согласно МСФО.
Многие компании помимо финансовой отчетности представляют дополнительные отчеты: отчеты по вопросам охраны окружающей среды и отчеты о добавленной стоимости.
МСФО1 не предписывает порядок или формат, в котором статьи должны представляться в бухгалтерском балансе, но в нем представлен перечень статей, которые заслуживают отдельного представления. Баланс отражает финансовое состояние предприятия на определенную дату. Элементы, характеризующие финансовое положение фирмы, в соответствии с МСФО, являются активы, обязательства и капитал фирмы. Дата составления отчетности, в отличие, от российской системы, может быть любой.
Единственное требование – постоянство выбранной даты. В целом могут быть выделены две формы бухгалтерского баланса: - форма счета (горизонтальная форма); - форма отчета (вертикальная форма). Наиболее привычна для российского пользователя горизонтальная форма.
Как минимум баланс должен включать линейные статьи, которые представляют: основные средства; нематериальные активы; финансовые активы; инвестиции, учтенные по методу участия; запасы; торговые и другие дебиторские задолженности; денежные средства и их эквиваленты; задолженность покупателей и заказчиков и другая дебиторская задолженность; налоговые обязательства и требования; резервы; долгосрочные обязательства, включающие выплату процентов; доля меньшинства (часть акционерного капитала дочерних компаний, не принадлежащих материнской компании); выпущенный капитал и резервы. Компания должна раскрывать в балансе или в примечаниях к нему дальнейшие подклассы каждой из представленных линейных статей, классифицированных в соответствии с операциями компании. В балансе или в примечаниях необходимо раскрывать также следующую информацию:
- для каждого класса акционерного капитала: количество акций, разрешенных к выпуску; количество выпущенных и полностью оплаченных акций, а также выпущенных, но оплаченных не полностью; номинальную стоимость акции или указание на то, что акции не имеют номинальной стоимости; сверку количества акций в обращении в начале и конце года; акции компании, принадлежащие самой компании или её дочерним или ассоциированным компаниям; акции, зарезервированные для выпуска по договорам опциона или продажи, включая условия и суммы;
- описание характера и цели каждого резерва в рамках капитала владельцев;
- сумма любых непризнанных дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям.
Отчет о прибылях и убытках аккумулирует информацию о доходах и расходах компании за прошедший период. Отчет о прибылях и убытках может иметь одноступенчатую форму, когда отдельно группируются все доходы и расходы, а чистая прибыль составляет разницу между ними (классификация расходов по функции) и многоступенчатую форму, когда чистая прибыль получается путем последовательных расчетов (классификация расходов по характеру). Данная форма может иметь следующий вид: выручка от продаж (чистая, без возвратов товаров и скидок) себестоимость реализованной продукции (прямые затраты труда, прямые затраты материалов, производственные накладные расходы) = валовая прибыль операционные расходы (общие и административные расходы, расходы на продажу) = операционная прибыль () другие прибыли и убытки + () случайные прибыли и убытки = прибыль од налогообложения налог на прибыль = чистая прибыль.
Как минимум отчет прибылях и убытках, согласно МСФО1, должен включать следующие статьи: выручка; результаты операционной деятельности; затраты по финансированию; доля прибылей и убытков ассоциированных компанией и совместной деятельности, учитываемых по методу участия; расходы по налогу; прибыль и убыток от обычной деятельности; результаты чрезвычайных обстоятельств; доля меньшинства; чистая прибыль или убыток за период. Названия, порядок и дополнительные статьи могут определяться фирмой самостоятельно.
Отчет о нераспределенной прибыли обеспечивает пользователя развернутой информацией о величине накопленной нераспределенной чистой прибыли, которая представлена в балансе. Обычно он имеет следующую структуру: накопленная нераспределенная чистая прибыль на начало периода + чистая прибыль за период = накопленная чистая прибыль объявленные дивиденды (за прошедший год) = накопленная нераспределенная чистая прибыль на конец периода.
Отчет о движении денежных средств представляет информацию о движении денежных средств компании в результате трех видов деятельности и соответственно состоит из трех разделов: денежные потоки от операционной деятельности; денежные потоки от инвестиционной деятельности; денежные потоки от финансовой деятельности. Отчет может составляться прямым (прямой расчет изменения денежных средств от операционной деятельности) и косвенным (корректировка чистой прибыли) методами.
Отчет об изменениях в собственном капитале отражает изменения в собственном капитале, произошедшие за период и показывает, как получилась цифра собственного капитала в балансе. Данный отчет содержит следующие показатели: чистая прибыль (убыток) за период; сумму доходов и расходов, прибылей и убытков, которые, согласно, требованиям других стандартов, признаются непосредственно в капитале; кумулятивный эффект изменений в учетной политике и корректировку фундаментальных ошибок; операции капитального характера с владельцами и распределения им; сальдо накопленной прибыли или убытка на начало периода и отчетную дату, а также изменение за период и др.
Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия ООО «Мастер» и пути его улучшения