Анализ дебиторской задолженности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Все фирмы стараются производить продажу за наличный расчет, однако часто приходиться соглашаться и на отсрочку платежей, то есть на предоставление торгового кредита. Это обусловлено тем, что в противном случае они либо вовсе не найдут покупателей, либо начнут испытывать сложности с реализацией своей продукции. Такая ситуация особенно вероятна, если другие продавцы на данном рынке широко практикуют предоставление торгового кредита своим покупателям. Нередко компании соглашаются на достаточно либеральные условия оплаты за свою продукцию для того, чтобы снизить ее запасы и издержки, связанные с ее хранением. Тогда и возникает дебиторская задолженность.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Методологические основы анализа дебиторской задолженности
1.1 Сущность дебиторской задолженности
1.2 Методика анализа дебиторской задолженности
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия КГУ «Чугуевский лесхоз»
2.1 Характеристика и учетная политика предприятия КГУ «Чугуевский лесхоз»
2.2 Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности предприятия КГУ «Чугуевский лесхоз»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

дебиторка_анализ_1.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

Главная цель анализа дебиторской задолженности – разработка на его основании политики кредитования покупателей, направленной на увеличение прибыли организации, ускорение расчетов и снижение риска неплатежей.

В качестве основных задач анализа можно выделить:

– анализ состояния дебиторской задолженности, её состава и структуры;

– формирование аналитической информации, позволяющей контролировать дебиторскую задолженность;

– определение реальной стоимости дебиторской задолженности в условиях меняющейся покупательской способности денежных средств;

– анализ и разработка политики расчетов, обоснование условий предоставления кредита отдельным покупателям;

– контроль за соответствием условий предоставления кредита покупателям и получение коммерческого кредита от поставщиков;

– прогнозирование дебиторской задолженности.

В наиболее общем виде изменения объема дебиторской задолженности за год могут быть охарактеризованы данными баланса. Для целей внутреннего анализа следует привлечь сведения аналитического учета: данные журналов-ордеров или заменяющих их ведомостей учета расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками по авансам выданным, подотчетными лицами, с прочими дебиторами.

Анализ дебиторской задолженности обычно начинают с изучения характера изменения задолженности в динамике за ряд лет. Такой анализ позволяет определить, как изменилась величина дебиторской задолженности за анализируемый период в целом и по отдельным статьям, какие изменения произошли в ее структуре. Это позволяет судить не только об усилении или ослаблении исполнительной дисциплины в расчетах организации с покупателями и заказчиками. Косвенно тенденция роста дебиторской задолженности свидетельствует о серьезных проблемах в финансовом менеджменте и снижении его эффективности, о необходимости принятии мер в этом направлении. В то же время рост задолженности покупателей может быть связан с существенным увеличением объема продаж в течении последних лет и, если плательщики достаточно надежны, обеспокоенности за будущее финансового положения предприятия вызывать не должен.

Этот этап анализа начинается с сопоставления показателей дебиторской задолженности на начало и конец отчетного периода. Рост дебиторской задолженности за такой сравнительно короткий период времени обычно свидетельствует о негативных тенденциях в финансовом положении предприятия. Также на этом этапе анализа необходимо определить долю (удельный вес) дебиторской задолженности в составе имущества (активов) предприятия, оценить их существенность для его финансового состояния, рассчитать темпы роста величины долговых требований, изменение соотношения в них долгосрочной и краткосрочной задолженности. Далее необходимо проанализировать структуру этой задолженности, выявить и изучить причины ее изменения.

Далее проводится анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения, который позволяет предприятию осуществить следующее:

– разработать оптимальную политику управления дебиторской задолженностью и в том числе отсрочки платежей;

– более точно прогнозировать поступление денег в виде оплаты этой задолженности;

– выявить направления взыскания задолженности и наметить соответствующие меры, тактику;

– получить четкое представление о качестве дебиторской задолженности;

– создать резервы по сомнительным долгам.

Целесообразно в данном анализе группировать дебиторскую задолженность по срокам возникновения: 45 дней, 45 - 90 дней и свыше 90 дней.

Для предприятия представляет интерес совмещать анализ дебиторской задолженности по срокам возникновения с анализом задолженности по видам или перечню дебиторов. Также возможно рассматривать динамику дебиторской задолженности с разными сроками возникновения по месяцам в течение определенного периода времени.

Наряду с анализом дебиторской задолженности по срокам возникновения предприятию целесообразно проводить анализ по срокам погашения

Для данного анализа составляются аналитические таблицы, включающие информацию о сложившихся сроках погашения дебиторской задолженности и платежной дисциплины покупателей. Задолженность можно сгруппировать следующим образом: до 1 месяца; от 1 до 2 месяцев; от 2 до 3 месяцев; свыше 3 месяцев.

На основании исходных данных о величине отгруженной продукции и её оплате могут быть рассчитаны средние проценты оплаты по месяцам и определен средний процент остающейся неоплаченной продукции за период. Чем больше временных периодов используется для определения среднего процента неоплаченной дебиторской задолженности, тем надежнее будут результаты.

При оценке качества дебиторской задолженности и выявлении в её составе труднореализуемой балансовая величина задолженности покупателей умножается на средний процент неоплаченной продукции. Отметим, что данный способ установления величины сомнительной дебиторской задолженности широко применяется в зарубежной практике. С этой целью используются статистические данные по дебиторской задолженности за прошлые периоды. При этом применяются два основных подхода: либо устанавливается процентное отношение сомнительной задолженности в истекших периодах к общей величине дебиторской задолженности, либо рассчитывается соотношение неоплаченной сомнительной задолженности и общего объема продаж. Выбор способа расчета величины сомнительной задолженности зависит от профессиональных предпочтений бухгалтера (финансового менеджера) и является одним из аспектов учетной политики.

Далее проводится анализ дебиторской задолженности по перечню дебиторов. Такой анализ дает предприятию конкретный перечень дебиторов, с которыми требуется постоянная работа, и контроль за ними. При небольшом количестве дебиторов такие сведения следует приводить по каждому из них. При большом количестве - по наиболее крупным и значимым дебиторам. Критерий крупности и значимости предприятия определяют самостоятельно.

 


Глава 2. Анализ дебиторской задолженности предприятия КГУ «Чугуевский лесхоз»

 

2.1 Характеристика и учетная политика предприятия КГУ «Чугуевский лесхоз»

 

Технико-экономическая характеристика организации:

Наименование организации: КГУ «Чугуевский лесхоз».

Организационно - правовая форма: краевое государственное учреждение.

Юридический адрес: 692623, Приморский край, Чугуевский р-н, Чугуевка с, Лесная ул, 45.

Основные виды деятельности:

– оптовая торговля: пиломатериалы, брус строительный.

– оптовая торговля: дрова топливные.

Основные показатели деятельности организации КГУ «Чугуевский лесхоз» представим в табл. 1.

 

Таблица 1

Показатели финансовой отчетности организации КГУ «Чугуевский лесхоз» за 2009 - 2011 гг.

Показатели

На дату:

01.01.2009 г.

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Валюта баланса (тыс. руб.)

812 010

1 152 810

1 413 150

Показатели

За период:

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Объем выручки (тыс. руб.)

329451

378373

384 926

Балансовая прибыль (тыс. руб.)

46 112

126 888

152 738

 

Структура выручки по основным видам деятельности за 2011 год:

– выручка от оптовой торговли пиломатериалами – 56% от общей суммы выручки;

– выручка от оптовой торговли дровами - 44% от общей суммы выручки.

Численность работающих: 81 человек.

Организация бухгалтерского учета: фирма находится на общей системе налогообложения; для ведения бухгалтерского учета используется журнально-ордерная форма учета с применением средств вычислительной техники: бухгалтерская программа 1С: Бухгалтерия (версия 8.1 – комплексная. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерской службой, Возглавляемой главным бухгалтером.

Для определения выручки для целей налогообложения используется метод начисления.

Организационная структура управления организации КГУ «Чугуевский лесхоз» – это состав (специализация), взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления в организации.

Функции бухгалтерской службы:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием ресурсов организации;

– финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Функции отдела кадров:

– организация отбора, набора и найма персонала, необходимой квалификации и в требуемом объеме;

– создание эффективной системы штатных сотрудников;

– разработка карьерных планов сотрудников;

– разработка кадровых технологий и др.

Функции юридического отдела:

– обеспечение соблюдения законности на предприятии и юридическая защита его интересов. Поиск, сбор, приобретение нормативно-правовых документов, необходимых для осуществления деятельности предприятием.

– договорная работа Определение форм договорных отношений с учетом производственных и финансовых планов, взаимоотношений (хозяйственных связей) с контрагентами и других факторов.

– претензионная работа Учет претензий и связанных с ними документов по единой утвержденной на предприятии форме (журнальной).

– исковая работа Принятие мер по соблюдению доарбитражного порядка урегулирования хозяйственных споров.

Функции отдела снабжения:

– обеспечение производственных подразделений предприятия материально-техническими ресурсами. Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, топливе, энергии и др.);

– подготовка и заключение договоров на поставку материально-технических ресурсов. Подготовка и заключение договоров с поставщиками;

– организация рационального использования материально-технических ресурсов. Соблюдение лимитов на отпуск материальных ресурсов и контроль за их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

Функции отдела продаж:

– оценка конъюнктуры рынка, постоянный анализ результатов коммерческой деятельности предприятия и факторов, на них влияющих;

– выработка целей и стратегий рыночной деятельности предприятия на внутреннем и внешнем рынках в целом и в отношении отдельных видов товарной продукции,

– разработка для предприятия в целом и отдельных товарных групп долгосрочных и текущих планов маркетинга и координация в данной области деятельности подразделений предприятия;

– выработка рекомендаций по установлению контактов с внешними организациями, создание имиджа преуспевающей и надежной фирмы.

Функции отдела хранения:

– обеспечение условий для хранения товаров на складах предприятия;

– обеспечение транспортировки товаров внутри предприятия;

– обеспечения сохранности товаров;

– поддержание продукции в «товарном» виде.

Функции отдела технического обслуживания:

– техническое обслуживание товаров перед продажей;

– гарантийное обслуживание после продажи товаров;

– сервисное обслуживание.

Предприятие организации КГУ «Чугуевский лесхоз» является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке, указание на местонахождение общества. Общество вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной индивидуализации.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности организации