Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:13, дипломная работа
Цель данной дипломной работы - провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия и на основании данных анализа предложить мероприятия по её снижению. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности; проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности на предприятии ТОО «Dostar Distribution», их оборачиваемость;по результатам анализа изучить пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности.
Нормативные ссылки
Определения
Обозначения и сокращения
Введение
Основы анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.1 Сущность и задачи анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.2 Показатели анализа кредиторской и дебиторской задолженности
1.3 Источники информации для анализа кредиторской и дебиторской задолженности
Анализ кредиторской и дебиторской задолженности ТОО «DOSTAR DISTRIBUTION»
2.1 Характеристика предприятия ТОО «Dostar Distribution»
2.2 Анализ дебиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
2.3 Анализ кредиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution»
Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
3.2 Мероприятия по снижению дебиторской задолженности
Заключение
Список использованной литературы
Из данных таблицы 8 следует, что удельный вес кредиторской задолженности в общей сумме пассива увеличился с начала года за 2008 год на 5,0% (с 64 % до 69%) или на 1053 тысячи тенге. Задолженность по оплате труда снизилась с 3395,5 тысяч тенге (на конец 2007 года) до 1986,3 тысячи тенге (на конец 2008 года) на 1409,2 тысячи тенге или на 3,7%. Снизилась также и задолженность по социальному страхованию и обеспечению на 1493 тысячи тенге или на 3,8%. Увеличение кредиторской задолженности произошло по расчетам с бюджетом - на 949,7 тысячи тенге или на 2,2% и по расчетам с прочими кредиторами на 5,3% в относительном изменении, в абсолютном изменении сумма этой задолженности возросла на 3005,7 тысяч тенге.
Наибольший удельный вес в общей сумме кредиторской задолженности занимают расчеты с прочими кредиторами, тем более, что на конец 2008 года их доля увеличилась на 5.3% с 81,4% (в 2007 году) до 86,7% (в 2008 году). В целом задолженность носит кратковременный характер.
Рисунок 3 - Динамика структуры кредиторской задолженности за 2007г.
Рисунок 4 - Динамика структуры кредиторской задолженности за 2008г.
Таким образом, рост срочной кредиторской задолженности (расчеты с бюджетом) по сравнению со "спокойной" (все остальные виды задолженности) говорит о серьезных финансовых затруднениях организации. Кредиторская задолженность организации составляет больше половины общей суммы пассивов, что отрицательно повлияло на состояние расчетов организации и в целом состояние пассивов организации.
Для оценки оборачиваемости кредиторской задолженности рассчитаем группу показателей по формулам 5-8, указанным в разделе 1.2.
Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности следует проводить в сравнении с предыдущим периодом. Поэтому, используя данные годового баланса предприятия ТОО «Dostar Distribution» за 2007-2008 годы и формулы перечисленные выше находим:
1.Среднюю кредиторскую задолженность, которая в соответствии с расчетом составила в 2007 году 49200,5 тыс. тенге, в 2008 году - 59751 тыс. тенге;
2. Оборачиваемость кредиторской задолженности в 2007 году - 0,45 дней, в 2008 году - 0,039;
3.Период погашения кредиторской задолженности составлявший 793,3 день в 2007 году и в 2008 году - 9291,7 дней.
4. Доля кредиторской задолженности в текущих пассивах в 2007 году - 93 %, а в 2008 году - 94%.
Рассчитанные показатели кредиторской задолженности сведены в таблице 9 (тыс. тенге).
Таблица 9 - Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности ТОО «Dostar Distribution» за 2007-2008 годы
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Доход от реализации продукции и оказания услуг |
8997 |
22326 |
2315 |
Текущие пассивы |
31138 |
42443 |
43225 |
Кредиторская задолженность |
29459 |
39483 |
40536 |
Средняя величина кредиторской задолженности |
- |
49200,5 |
59751 |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
- |
0,45 |
0,039 |
Срок погашения кредиторской задолженности |
- |
793,3 |
9291,7 |
Доля кредиторской задолженности в текущих пассивах |
- |
0,93 |
0,94 |
Данные таблицы показывают, что состояние перед кредиторами по сравнению с 2007 годом несколько ухудшилось. Оборачиваемость кредиторской задолженности уменьшилась в 8.7 раз и на конец 2008 года составила 0,039. Это означает рост закупок в кредит. В 11,7 раз увеличился средний срок погашения кредиторской задолженности, который составил 9291,7 дня. Увеличение данного показателя сказывается отрицательно на репутации компании [16].
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности
3.1 Пути снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации и взаимозачётов
По результатам анализа состава, структуры и динамики кредиторской и дебиторской задолженности предприятия можно сделать вывод, что в целом ситуация в сфере осуществления платежно-расчетных отношений предприятия с его дебиторами и кредиторами не представляет существенной угрозы стабильности финансового состояния предприятия. Тем не менее, динамика роста и кредиторской, и дебиторской задолженности свидетельствует о необходимости пристального внимания руководства к организации платежно-расчетных отношений.
Задача аналитика заключается не только в констатации уровня финансового состояния предприятия, но и в подготовке предложений по его улучшению. Для этого он должен выявить факторы (причины), оказавшие влияние на финансовое состояние предприятия, и дать предложения (варианты предложений) по устранению негативных факторов и усилению позитивных.
Значительную роль в финансовом оздоровлении предприятий сыграла бы реструктуризация кредиторской задолженности.
Публикаций на тему реструктуризации кредиторской задолженности предприятий в различных изданиях было великое множество. Но до сих пор эта проблема стоит на повестке дня. Реструктуризация является одним из способов поступлений налоговых платежей в бюджет.
Несмотря на, казалось бы, улучшение экономической ситуации в стране, задолженность налогоплательщиков не уменьшается. "Зависшие" долги предприятий являются фактором их недостаточной финансовой устойчивости и инвестиционной непривлекательности. В связи с этим, одним из путей разрешения проблемы неплатежей является реструктуризация. Она выгодна не только государству, но и самому налогоплательщику. В процессе реструктуризации сумма задолженности предприятий распределяется во времени, составляется график реструктурируемых сумм. Кроме того, существует возможность списания долгов по пени при полной уплате задолженности.
В процессе реструктуризации прекращается начисление пени на отсроченные платежи, разблокируются счета налогоплательщиков, снимаются аресты с имущества предприятий. В совокупности эти меры являются шагом на пути нормализации собираемости налоговых платежей и оздоровления экономики.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, то есть по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии схема расчетов и другое. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов за поставленную продукцию являются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Правила проведения и формы безналичных расчетов, в общем, регулируются законодательством РК, а по технике исполнения - НБ РК.
Управление дебиторской задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников. Так, крупнейшее в США информационное агентство « Дан энд Брэстрит» имеет информацию о кредитоспособности нескольких миллионов компаний. Предоставляемая им информация включает диапазон изменения собственного капитала, степени кредитоспособности и другие полезные сведения. В Казахстане подобное более или менее формализованное получение информации о кредитоспособности юридических лиц пока еще не налажено.
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться со многими критериями. Приведу пример некоторых из них:
Срок предоставления кредита. Определяя договором максимально допустимый срок поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции, и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты труда и другие, могут меняться.
Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности, и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
В нашей стране опыт в исчислении резервов по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности, при этом вариация может быть весьма существенной.
4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты;
критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений;
системы наказания недобросовестных контрагентов.
5. Система предоставляемых скидок. В предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств [17].
Для улучшения финансового состояния предприятия необходимо разработать и внедрить мероприятия, способствующие улучшению финансовых показателей. Добиться этого можно путём снижения уровня запасов, увеличения источников собственных средств, либо за счёт роста долгосрочных займов и кредитов.
На основе проведённого анализа показателей ТОО «Dostar Distribution» во второй главе было выявлено, что необходимо улучшить кредиторскую и дебиторскую задолженности. Таким образом, предлагается использование следующих мероприятий:
реструктуризация кредиторской задолженности;
взаимозачёты.
В последнее время всё большее количество предприятий-должников всех форм собственности обращаются к реструктуризации.
Реструктуризация различного рода долгов представляет собой сложный процесс, в каждом конкретном случае её проведение зависит от тех обстоятельств, которые сложились в результате хозяйственной деятельности организации. Положительные или негативные моменты проведения реструктуризации долгов во многом зависят от характера условий ранее заключенных договоров, предусмотренных штрафных санкций, объема и вида долгов или обязательств, сроков их исполнения или выплат, финансового состояния кредиторов, установленных ставок рефинансирования, общей экономической ситуации в стране и регионе.
Переговоры о реструкруризации долгов (дебиторской и кредиторской задолженности) являются процессом дипломатическим и личностным, во многом зависит от умения руководителя организации - должника и его аппарата управления объяснить причины сложившихся негативных обязательств.
Каждая сторона в проблеме погашения долгов представляет другой стороне право принимать определенные условия для достижения соглашения.
Характер переговоров сторон о погашении долгов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств и даже личностных качеств участников переговоров. Тактика ведения переговоров о погашении долгов в целях учета обоюдных интересов может быть следующей:
Признание законности требований по долгам и обязательствам.
Подтверждение возможности погашения.
Уточнение просроченных сроков по долгам.
Определение допустимых схем погашения долгов с учетом возможных реальных условий погашения на основе:
Ценных бумаг;
Предоставления товаров или услуг;
Перехода задолженности в целевые займы;
Взаимозачета при наличии встречных обязательств;
Возможности уступки прав требования;
Возможности поручительства перед кредиторами (со стороны банков, органов власти и других структур).
Эффективность реструктуризации кредиторской задолженности во многом зависит от реализации применяемой расчетной политики в отношениях с поставщиками, банками, заказчиками, налоговыми органами и другими организациями.