Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 14:09, контрольная работа
Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории бюджета – представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Введение 3
2. Содержание. Состав и структура расходов бюджета. 5
3. Общая характеристика основных видов расходов. 12
4. Роль расходов бюджета в системе расширенного воспроизводства.
19
5. Заключение 27
6. Список литературы 29
В области расходов бюджета до сих пор имеют место существенные недостатки: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Бюджетные расходы не решают многих насущных проблем социальной политики. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. Продолжается списание долгов в аграрном секторе.
Основные задачи в области бюджетных расходов:
Общая характеристика основных видов расходов
Основные виды бюджетных расходов характеризуют по их общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, а также по целевому назначению.
Рассмотрим содержание двух основных направлений расходования бюджета:
Расходы на социально–культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций.
Эти средства подразделяются на следующие основные группы:
Расходы на социально–культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств – строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально–культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.
В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально–культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.
В соответствии с законодательством РФ сфера образования признана приоритетной.
Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.
Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.
Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают затраты на детские дошкольные учреждения, детские дома, профтехучилища, средние–специальные и высшие учебные заведения, а также курсовые мероприятия и институты повышения квалификации.
Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение включает в себя: выплату государственных пенсий по старости, пенсии и пособия военнослужащим срочной службы и их семьям, пособия на детей до 6 лет, пособия одиноким матерям и другие.
Государственное управление финансового пенсионного обеспечения осуществляет пенсионный фонд РФ являющийся самостоятельным финансово–кредитным учреждением, денежные средства которого находятся в государственной собственности РФ.
Значительная сумма расходов бюджета направляется на содержание домов интернатов, содержание престарелых инвалидов, врачебно–трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается реализация целевых программ «дети инвалиды», «дети сироты», планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того, предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов.
Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим направлением определены:
Рассмотрев эту группу расходов в динамике, можно заметить, что расходы на образование выросли с 15189 млрд. руб., в 1996 г. до 16817,9 млрд. руб., в 1997 г., но удельный вес расходов в ВВП снизился на 0,04%.
Уровень расходов на культуру и искусство вырос с 2686,2 млрд. руб., в 1996 г. до 2906,5 млрд. руб., в 1997 г., но в общем объеме расходов показатель стал ниже, чем в предыдущем году на 0,02%.
Расходы на средства массовой информации повысились незначительно по сравнению с 1996 годом, а тенденция к снижению в общем объеме расходов снизилась на 0,06%.
Здравоохранение и физкультура, это единственная статья расходов из этой группы, где при увеличении расходов с 7474,5 млрд. руб., в 1996 г. до 8372 млрд. руб., в 1997 г., удельный вес расходов в общем объеме увеличился на 0,01%.
Расходы на социальную политику повысились с 12594,5 млрд. руб., в 1996 г. до 17496 млрд. руб., в 1997 г. и это привело к увеличению в общем объеме расходов на 0,14% по сравнению с 1996 годом.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и военной техники, расходы на капитальное строительство, научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы, расходы на выплату пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств – членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны РФ, которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов – в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов безопасности финансируется по разделу «Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры», а расходы на содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств относится к расходам на содержание органов государственного управления.
Косвенные
военные расходы в
Структура военных расходов
Виды расходов | трлн. руб. | % к общей сумме военных расходов |
Закупки вооружений и военной техники | 13,0 | 16 |
Научно–исследовательские работы | 6,5 | 8 |
Капитальное строительство | 7,6 | 10 |
Пенсии военнослужащим | 9,9 | 12 |
Содержание вооруженных сил | 41,0 | 50 |
Прочие военные расходы | 2,0 | 4 |
80,0 | 100 |