Пути совершенствования управления государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 14:53, доклад

Краткое описание

Доклад по бюджетному праву раскрывает основные направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Пути совершенствования управления государственным долгом.docx

— 16.05 Кб (Скачать)

Пути совершенствования управления государственным долгом

В нынешних условиях существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести:

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном долге  Российской Федерации;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение единого  порядка ведения Государственной  долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и  муниципальной долговой книги;

· разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и  долговой политики.

Можно выделить два основных направления  совершенствования управления государственным  внутренним долгом РФ: усиление административного  контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первое  направление - это осуществление  административных мер против стандартных  схем нелегального вывоза капитала - занижения  экспортных цен, не возврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными  ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второе  направление для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных  привилегий со стороны региональных и местных властей.

В среднесрочной перспективе политика в области государственного внешнего долга базируется на следующих принципах:

1. обеспечение стабильного доступа  РФ на рынки внешних заимствований  на выгодных условиях;

2. расширение объемов внутренних  заимствований на погашение внешнего  долга;

3. активное управление внешней  задолженностью с целью сокращения  стоимости ее обслуживания, а  также сглаживания имеющихся  «пиков платежей» по государственному  внешнему долгу в 2010 и 2012 гг.;

4. проведение сбалансированной политики  между увеличением ликвидности  российского внешнего долга путем  повышения его рыночной составляющей и снижением процентных расходов по его обслуживанию путем привлечения займов международных финансовых организаций;

5. проведение сбалансированной политики  в области внешних заимствований  с целью сохранения и дальнейшего  улучшения платежной репутации  России и повышения ее инвестиционного  рейтинга к 2012 году.

Главными  целями долговой политики Российской Федерации на ближайшее будущее  должно быть решение следующих задач:

- улучшение качества долга за  счет снижения стоимости его  обслуживания, совершенствования структуры;

- обеспечение стабильного обслуживания  как внешних, так и внутренних  обязательств страны при любой кризисной ситуации;

- содействие достижению инвестиционного  кредитного рейтинга и его  дальнейшему повышению, что не  только обеспечит удешевление  новых заимствований для государства  и частных структур, но и будет  способствовать приливу новых  прямых и портфельных инвестиций;

- гибкое реагирование на изменяющиеся  условия внешнего и внутреннего  финансовых рынков и использование  наиболее благоприятных источников  и форм заимствований;

- обеспечение надежного механизма  перевода заемных средств в  инвестиции, ставящего реальные  заслоны на пути их нецелевого  использования. Дополнительные заемные  средства должны привлекаться  только для финансирования и  кредитования приоритетных проектов  и программ при условии их  эффективного использования;

- усиление привлекательности российских  долговых бумаг для широкого  круга инвесторов, предотвращение  резких колебаний их цены на  мировых финансовых рынках;

- создание комплексной системы  управления государственным долгом  с участием органов государственной  власти, которая позволит адекватно  формулировать и реализовывать  национальные интересы в этой  сфере;

- совершенствование учета и мониторинга  государственного долга, внедрения  прогрессивных технологий по  управлению долгом, позволяющих  контролировать состояние долговой  нагрузки экономики и отслеживать  ход выполнения государственных  обязательств в режиме реального  времени.

Представляется  целесообразным в короткие сроки  завершить урегулирование долга  бывшего СССР путем погашения  обязательств по этому долгу перед  Парижским клубом кредиторов и трансформации  этого долга в инструменты, позволяющие  осуществлять гибкое управление им .

Со  странами, не являющимися членами  Парижского клуба, основным инструментом управления задолженностью должны стать  операции по ускоренному погашению  долга путем прямого выкупа долговых требований со значительным дисконтом, определяемым исходя из чистой приведенной  стоимости долга. В ряде случаев для продвижения на рынки этих стран военной техники и высокотехнологической продукции машиностроения, погашение долга бывшего СССР может осуществляться поставками товаров или посредством проведения других видов операций по конверсии долга.

Политика  управления задолженностью РФ перед  правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями, в том числе осуществления  заимствований у правительств иностранных  государств и международных финансовых организаций, нуждается в существенной корректировке и будет строиться  на необходимости жесткого нормативного закрепления новых ориентиров заемной  политики государства:

1. формирование необходимой институциональной  и нормативной среды для обеспечения  своевременной эффективной реализации  проектов и совместных программ, финансируемых за счет этих  заимствований;

2. установление объемов, форм и  направлений привлечения кредитов  Всемирного банка с учетом  целесообразности финансирования  за счет этих средств работы  по следующим направлениям:

- финансирование крупных проектов  в области инфраструктуры, имеющих  общегосударственное значение;

- осуществление институциональных  преобразований, прежде всего в  государственном секторе экономики;

- осуществление долгосрочных социальных  программ.

3. расширение круга международных  финансовых организаций, финансирующих  проекты на территории РФ;

4. расширение сотрудничества с  международными банками развития  в плане более активного и  масштабного использования финансовых  инструментов, не предусматривающих  существенных государственных гарантий.

Взаимоотношения с Международным валютным фондом в целом и в области государственного долга, в частности, должны строиться  на постепенном сокращении задолженности  перед этой организацией.

Модификация заемной политики предполагает привлечение  внешних финансовых ресурсов в форме  облигационных займов.

С целью улучшения условий осуществления  внешних заимствований и поддержания  доступа РФ на международные рынки  капитала требует совершенствования  и институциональная структура  взаимоотношений с иностранными инвесторами.

 


Информация о работе Пути совершенствования управления государственным долгом