Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 10:12, реферат
В соответствии со ст. 6 БК РФ бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
В соответствии со ст.
6 БК РФ бюджетный процесс представляет
собой регламентируемую законодательством
Российской Федерации деятельность
органов государственной
Можно выделить следующие
черты бюджетного процесса.
Во-первых, бюджетный
процесс - это важнейшее направление
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований. Аккумулирование,
распределение и использование
денежных фондов публичных образований
производится только в процессуальной
форме. Бюджетный процесс включает
в себя правотворческую (законотворческую)
деятельность по подготовке проектов
(решений) о бюджете, их рассмотрению и
утверждению, составлению, рассмотрению
и утверждению отчетов об исполнении бюджетов,
организационно-
Во-вторых, бюджетный
процесс осуществляется строго определенным
кругом субъектов, которые получили
название участников бюджетного процесса.
Каждый из них наделен определенным
кругом полномочий, которые реализуются
на одной или нескольких стадиях
бюджетного процесса. Правовое положение
участников бюджетного процесса определяется
нормами бюджетного законодательства
(разд. V БК РФ).
В-третьих, бюджетный
процесс разделен на стадии, последовательно
сменяющие друг друга и направленные
на решение определенных задач.
Стадии бюджетного
процесса:
а) составление проектов
бюджетов. На этой стадии производится
сбор информации о социально-экономическом
состоянии той или иной территории
(Российской Федерации, ее субъекта или
муниципального образования), ее потенциале,
о потребностях субъектов публичного
права в финансировании, о принятых
расходных обязательствах государства
и муниципальных образований. На
основе собранных сведений прогнозируются
возможности аккумулирования денежных
средств, а также потребности в их распределении
и использовании;
б) рассмотрение и
утверждение законов (решений) о
бюджете. На данной стадии план аккумулирования,
распределения и использования
финансовых ресурсов государства и
муниципальных образований
в) исполнение законов
(решений) о бюджете. На стадии исполнения
закона (решения) о бюджете основные
финансовые планы государства (муниципальных
образований) воплощаются в жизнь;
формируются и расходуются
г) составление и
утверждение бюджетной
Утверждение бюджетной
отчетности, так же как и утверждение
законов (решений) о бюджете, - это
прерогатива органов
Все стадии бюджетного
процесса являются обязательными, время,
круг участников, их полномочия и решаемые
задачи строго согласованы.
В-четвертых, бюджетный
процесс урегулирован нормами законодательства.
Его правовую основу составляют нормы
Конституции Российской Федерации.
Они в первую очередь определяют
компетенцию органов
<1> См., например:
Закон Республики Карелия от 21 июля 2001
г. N 527-ЗРК "О бюджетном процессе в Республике
Карелия"; Закон города Москвы от 10 сентября
2008 г. N 39 "О бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в городе Москве"; Закон Московской
области от 19 сентября 2007 г. N 151/2007-ОЗ "О
бюджетном процессе в Московской области";
Закон Забайкальского края от 25 декабря
2008 г. N 87-ЗЗК "О бюджетном процессе в
Забайкальском крае".
Однако помимо законодательства
принят объемный массив подзаконных
нормативных правовых актов, регулирующих
различные стороны бюджетных
процессуальных правоотношений. Подзаконное
правотворчество в сфере
<1> СЗ РФ. 2008. N 34.
Ст. 3928.
Специфической чертой
бюджетного процесса является его повторяемость,
цикличность. Бюджетный процесс
проходит последовательно все стадии,
после чего начинается заново. Промежуток
времени между началом первой
стадии бюджетного процесса и завершением
его последней стадии получил
название бюджетного цикла. Бюджетный
цикл в Российской Федерации довольно
продолжителен. Он начинается задолго
до очередного финансового года (более
чем за три года) и завершается
в году, следующем за отчетным финансовым
годом. Таким образом, бюджетный
цикл длится примерно пять лет. Это обусловлено
переходом к системе среднесрочного бюджетного
планирования <1>. В его рамках бюджетный
цикл начинается с рассмотрения ранее
одобренных в предыдущем бюджетном цикле
основных параметров среднесрочного финансового
плана на соответствующий год, анализа
изменения внешних факторов и условий,
обоснования изменений, вносимых в основные
бюджетные показатели планируемого года,
а также корректировки или разработки
бюджетных проектировок на последующие
годы прогнозного периода. При этом среднесрочный
финансовый план может являться прогнозно-аналитическим
документом органов исполнительной власти
либо утверждается законодательно, получая
статус многолетнего (укрупненного) бюджета.
<1> Концепция реформирования
бюджетного процесса в
Впервые такой подход
был реализован при подготовке проекта
Федерального закона "О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый
период 2009 и 2010 годов". Таким образом,
работа над федеральным бюджетом-2010
велась уже в 2007 г., за три года до
того, как он стал "очередным финансовым
годом".
Бюджетный процесс
в Российской Федерации основан
на определенных принципах:
а) принцип единства
системы бюджетного процесса, заключающийся
в том, что бюджетный процесс
регламентируется едиными нормативными
правовыми актами, прежде всего Бюджетным
кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий
на всех уровнях бюджетной системы, означает
единство системы органов власти, участвующих
в нем;
б) принцип самостоятельности
публичных образований в
в) принцип среднесрочного
бюджетного планирования. Этот важнейший
принцип был впервые отражен в Концепции
реформирования бюджетного процесса в
Российской Федерации и закреплен в виде
поправок в Бюджетный кодекс РФ, которые
были приняты Федеральным законом от 26
апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации
в части регулирования бюджетного процесса
и приведении в соответствие с бюджетным
законодательством Российской Федерации
отдельных законодательных актов Российской
Федерации". Суть среднесрочного бюджетного
планирования состоит в регулярной разработке
среднесрочного (трехлетнего) финансового
плана, который может иметь статус законодательного
акта или прогнозно-аналитического документа.
Следует отметить, что
среднесрочное бюджетное
<1> СЗ РФ. 1995. N 30.
Ст. 2871.
Вместе с тем
среднесрочное прогнозирование
подверглось серьезной критике,
поскольку на практике его роль в
бюджетном процессе ограничена справочно-информационным
сопровождением проекта бюджета
на отдельно взятый год. Во многом это
связано с объективными условиями
и ограничениями бюджетного процесса
(недостаточная надежность макроэкономического
прогнозирования, изменения налогового
законодательства, наличие крупных
"необеспеченных мандатов", зависимость
бюджетных доходов от внешнеэкономических
факторов, а расходов - от проводимых
структурных реформ и т.д.).
Кроме того, имелись
внутренние недостатки складывавшейся
практики разработки и реализации среднесрочных
финансовых планов: отсутствие четкой
методологии корректировки
Информация о работе Проблемы совершенствования бюджетного планирования в РФ