Основные положение о реформирование унитарных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах – основанные на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, или казенные. Особенности правового статуса унитарных предприятий будут предусмотрены специальным законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерацией и уставом.

Файлы: 1 файл

Унитарные предприятия могут выступать в двух формах.docx

— 22.64 Кб (Скачать)

Унитарные предприятия могут выступать  в двух формах – основанные на праве  хозяйственного ведения и праве  оперативного управления, или казенные. Особенности правового статуса  унитарных предприятий будут  предусмотрены специальным законом  о государственных и муниципальных  унитарных предприятиях.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерацией и уставом.

Руководящим органом ГУП является его единоличный руководитель (директор), назначаемый собственником и  подотчетный ему, а не общему собранию коллектива или какому-либо иному  аналогичному органу (п.4 ст.113 ГК). Руководитель осуществляет свою деятельность на основании  и в соответствии с условиями  контракта, заключаемого с ним уполномоченным органом исполнительной власти. Руководитель обязан выполнять требования настоящего устава, а также других нормативных  актов, обязательных для него, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью  предприятия, он подотчетен в своей  деятельности органу, заключившему с  ним контракт.

Пределы компетенции руководителя предприятия определяются заключенным  с ним контрактом, законодательством  Российской Федерации, настоящим уставом  и контрактом о передаче объектов государственного нежилого фонда в  хозяйственное ведение.

По вопросам, отнесенным к его  компетенции, руководитель действует  на принципах единоначалия.

Руководитель выполняет следующие  постоянные функции и обязанности  по организации и обеспечению  деятельности предприятия: действует  без доверенности от имени предприятия, представляет его интересы в государственных  органах, предприятиях, организациях, учреждениях; в пределах установленных  контрактом найма и контрактом о  закреплении имущества, от имени  предприятия распоряжается его  имуществом, заключает договора, выдает доверенности; делегирует определяемым им лицам те или иные из своих  полномочий; открывает расчетные и другие счета предприятия; утверждает штатное расписание, положение об оплате и премировании работников предприятия и правила внутреннего трудового распорядка; в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников предприятия; нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договора (контракты); заключает коллективный договор, если решение о его заключении принято трудовым коллективом.

Действия от имени предприятия  сделки с руководителем предприятия  либо с такими лицами, в деятельности которых руководитель имеет личный финансовый интерес, не признаются правомерными.

Руководитель предприятия считается  имеющим личный финансовый интерес, если он, в частности, обладает правами  собственника или кредитора в  отношении лиц либо находится в родственных или трудовых отношениях с лицами, являющимися: поставщиками товаров или услуг для предприятия; производителями или поставщиками товаров или услуг, аналогичных товарам или услугам, производимым предприятием; крупными потребителями товаров или услуг, производимых предприятием; кредиторами предприятия.

Если Госкомсобственности РФ становятся известны факты или обстоятельства, свидетельствующие о личной финансовой заинтересованности руководителя предприятия о совершенной предприятием сделке, Госкомсобственность РФ может потребовать от предприятия отказаться от выполнения такой сделки или взыскать в судебном порядке ущерб, причиненный предприятию ее выполнением, если только в судебном порядке не будет доказано, что данная сделка была выгодна предприятию на момент совершения.

1.4 Основные  пути совершенствования управления  государственными предприятиями

 

В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  совершенствования принципов и  приоритетов в области управления государственными унитарными предприятиями, использования различных экономических  рычагов для повышения прибыли  и рентабельности и регулирования  этой деятельности.

Сегодня как никогда ощущается  объективная потребность в создании стройной, экономически и логически  выверенной системы управления государственными унитарными предприятиями и правового  обеспечения этой системы с целью  повышения эффективности государственного сектора экономики для удовлетворения общественных потребностей.

Экономические методы управления осуществляются путем создания экономических условий, побуждающих работников и трудовые коллективы действовать в нужном направлении и добиваться решения поставленных перед ними задач в соответствии с общегосударственными, коллективными и личными интересами (ГОСТ 24525.0-80).

Содержание экономических методов выражается в целенаправленном воздействии на экономические интересы работников и трудовых коллективов.

Это предполагает использование таких  инструментов, как планирование, оплата труда и премирование, прибыль, цены, кредитование, финансирование, налоги, лизинг, штрафы, страхование, проценты за услуги, амортизационные отчисления, денежная наличность, ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, основной капитал, акционерный (уставный) капитал, экономический анализ.

В новых условиях хозяйствования не умаляется, а наоборот, возрастает роль планирования. Планирование является центральный звеном управления; это важнейшая часть в мероприятиях по достижению целей предприятия. При планировании производства и реализации продукции (услуг) используются самые разнообразные нормативы (нормы выработки и расценки, нормы расхода семян, кормов, удобрений, топлива, цены и др.), каждый из которых, имея экономическое содержание, оказывает определенное воздействие на эффективность деятельности работников. В планах предприятия находят отражение различные факторы не только экономического, но и социального характера. Поэтому планирование нельзя полностью относить к экономическим методам управления. План — это средство административного воздействия.

Чтобы иметь четкое представление  об основных стратегических направлениях своей деятельности в условиях рынка, каждое предприятие, в том числе  крестьянское (фермерское) хозяйство, а также предприятие занимающееся его снабжением, должно иметь так называемый бизнес-план, с которого, в сущности, начинается вся работа. В нем должны найти отражение следующие положения: что намеревается производить предприятие (хозяйство); как будет организован этот процесс; кто им будет руководить; для чего все это будет делаться; когда и чем эта деятельность должна завершиться.

Структура и содержание бизнес-плана  не регламентированы, но обычно в нем  содержатся следующие разделы: цели и задачи деятельности предприятия; основные показатели и параметры  плана; характеристика производимой продукции, товаров и услуг; оценка конъюнктуры  рынка сбыта, спроса и объема продаж; план действий (в сфере производства, реализации и т.д.) и организационные  меры; требуемые ресурсы и источники  их получения; эффективность деятельности предприятия.

Материальное стимулирование является одним из важнейших средств воздействия  на работника; ведущее место здесь  занимает основная оплата труда. В настоящее  время все предприятия АПК  устанавливает размеры тарифных ставок самостоятельно, так же как  должностные оклады руководителям, специалистам, служащим, обслуживающему персоналу. Размеры основной оплаты труда зависят от уровня экономического развития предприятия. Однако он не может  быть ниже минимального размера, определяемого  законодательством страны.

Основная оплата должна устанавливаться прежде всего в зависимости от индивидуальных результатов, количества и качества труда. Вместе с тем при коллективных формах организации труда она в значительной мере зависит от результатов работы коллектива подразделения, объема производства продукции и прибыли от ее реализации.

Наряду с основной оплатой на предприятиях широко используют различные  доплаты и премии.

Доплата — поощрительная форма материального вознаграждения, связанная с более высокими индивидуальными результатами и качеством труда. Незаслуженные надбавки вызывают протест у других, поэтому они недопустимы. Обычно надбавки к основной оплате не превышают четверти тарифной ставки.

Премия — более сложная форма материального вознаграждения; от дополнительной оплаты она отличается рядом особенностей. Во-первых, премия носит неустойчивый характер (может уменьшаться, увеличиваться и не начисляться вовсе) и непосредственно связана с результатами труда (их превышением над базовой величиной). Во-вторых, премия не должна начисляться за результаты деятельности работника, являющиеся обязательными и оплачиваемыми в качестве основного заработка. В-третьих, выдачу премий по мотивам, не связанным с результатами труда (скажем, по причине выхода на пенсию, неудовлетворительного материального положения и т.л.), нельзя признать правильной. В-четвертых, незначительные по размерам, но массовые по охвату работников и регулярно выплачиваемые премии, по сути, превращаются в доплаты и не могут эффективно их стимулировать.

Премирование действенно лишь при  выполнении определенных условий; получение  работником или коллективом премии должно быть оправдано прежде всего экономически. Важным инструментом воздействия руководителей и специалистов на управляемую систему является экономический анализ. Он позволяет выявлять резервы производства, предупреждать штрафные санкции, более рационально использовать товарно-материальные ценности, денежную наличность, основной и акционерный капитал. Владея приемами экономического анализа, каждый руководитель и специалист может активно влиять на действия своих подчиненных.

Таким образом, в руках руководителей  и специалистов предприятий АПК  имеется большой набор средств  экономического воздействия, к использованию  которых следует подходить творчески. Многие из них, однако, могут быть реализованы  лишь в связке с методами административного (организационно-распорядительного) управления.

Подводя итоги сказанному, отразум сущность управления производством, словами А. Файоля: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать: предвидеть—то есть учитывать грядущее и вырабатывать программу действий; организовывать — то есть строить двойной, материальный и социальный организм предприятия; распоряжаться—то есть заставлять персонал надлежаще работать; координировать — то есть связывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия; контролировать — то есть заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям».

Таким образом, сущность управления производством  заключается в обеспечении целенаправленного, планомерного воздействия управляющей  системы (субъекта управления) на управляемую (объект управления), осуществляемого  различными методами по определенной технологии в целях поддержания  системы в устойчивом равновесии или переводу ее в новое (желаемое) состояние.

 

 

Особенности финансов унитарных предприятий

 

Особенности финансов унитарных предприятий  заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

 

Финансы унитарных  предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании  и использовании прибыли, привлечении  бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

 

Уставный  капитал унитарных предприятий  образуется за счет закрепленных за унитарным  предприятием основных и оборотных  активов, его размер отражается в  балансе предприятия на дату утверждения  устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия — не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

 

Если по окончании  финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия  окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного  срока стоимость чистых активов  не будет восстановлена до размера  минимального уставного фонда, собственник  муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

 

    Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.

 

Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она  формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий  как источник неналоговых доходов  бюджета, Государственные и муниципальные  унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий  бюджет часть прибыли, остающейся в  их распоряжении после уплаты налогов  и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  или органами местного самоуправления.

 

Часть прибыли  унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный  бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании  отчета о деятельности предприятия  за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы  чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год  на сумму утвержденных в составе  программы деятельности предприятия  на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

 

Порядок распределения  прибыли в унитарном предприятии  определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального  поощрения, фонд социальных мероприятий  и другие стимулирующие фонды.

 

По решению  собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

 

Оставшаяся  после обязательных отчислений часть  чистой прибыли используется предприятием на:

Информация о работе Основные положение о реформирование унитарных предприятий