История становления института алиментных обязательств с древнейших времен по советский период

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2015 в 14:48, реферат

Краткое описание

Охрана интересов семьи в Российской Федерации провозглашена на конституционном уровне как одно из важнейших прав человека и гражданина. Из смысла ст. 17 Конституции РФ следует, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в соответствии со ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.67 Кб (Скачать)

Новый Семейный кодекс не предусматривает обязанность фактических воспитателей, мачех и отчимов, осуществляющих воспитание и содержание несовершеннолетних фактических воспитанников, пасынков и падчериц, выплачивать им алименты в принудительном порядке. Однако это обстоятельство не влечет прекращение выплаты алиментов, взыскиваемых по решению суда, вынесенным по таким делам до 1 марта 1996 года, поскольку п. 2 ст. 120 СК РФ не установлено такого основания к прекращению алиментных обязательств.8 Такая обязанность существовала в ранее действовавшем законодательстве. Впервые эта обязанность появляется в 20-е годы, в период массовой беспризорности детей, когда государство было не в состоянии обеспечить их средствами к существованию. В такой ситуации было целесообразно возложение в принудительном порядке обязанности по воспитанию и содержанию ребенка на любого, кто начал это делать. Однако с течением времени - считает М. В. Антокольская - существование такой алиментной обязанности становилось все менее и менее оправданным. Указанные лица в принципе не обязаны были начинать содержать детей, не являющихся их родственниками. Они делали это исключительно по доброй воле. Невозможно допустить, чтобы закон позволял обратить чей-либо гуманный поступок против этого лица9.Получается, что лицо взявшее себе на воспитание ребенка алиментной обязанности не несет, и не может бросить ребенка, а алиментная обязанность также не возникает.

 

 

 

Глава 3.Проблемы, которые возникают при взыскания алиментов

 Как уже было ранее сказано, размер взыскиваемых алиментов определяется или в размере доли от заработка или иного дохода должника, или в твердой денежной сумме. Суд вправе уменьшить или увеличить размер алиментных выплат с учетом семейного или материального положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств. Судебная практика по сложившимся  вопросам определения размеров алиментных выплат, неоднозначную. С одной стороны, многие лица, которые обязаны уплачивать алименты, всеми способами стремятся занизить свои доходы, и суды присуждают алиментные выплаты исходя из этого заработка.

С другой стороны, часто по вопросам снижения алиментных выплат судьи не берут во внимание такие обстоятельства, как наличие на иждивении других членов семьи, в том числе и нетрудоспособных или рождение у должника ребенка. В данном случае, ущемляются права должника и членов его семьи. И в случае если они в дальнейшем обратятся в суд, решение может быть отменено и алименты снижены.

При отсутствии у должника постоянной работы и стабильных доходов размер алиментов устанавливается судом в твердой денежной сумме. При этом, взыскивая алименты в твердой денежной сумме, к примеру на несовершеннолетних детей, суд учитывает прожиточный минимум ребенка, установленный на территории субъекта РФ, среднюю заработную плату на территории субъекта РФ, принцип максимального сохранения ребенку прежнего уровня жизни, если бы он проживал в полной семье, материальное и семейное положение сторон, другие заслуживающие внимания обстоятельства

Если обобщить судебную практику по взысканию алиментов, то можно с уверенностью отметить, что большинство дел такой категории выигрываются истцом, суд твердо стоит на защите интересов несовершеннолетних детей и иных нетрудоспособных членов семьи. Основные проблемы возникают на стадии исполнительного производства, которое осуществляется Федеральной службой судебных приставов РФ (далее — ФССП РФ), в соответствии с ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — ФЗИП). Отдельными функциями по принудительному исполнению наделены банки и другие кредитные организации и лица, выплачивающие должнику-гражданину периодические платежи. Поэтому у взыскателя есть два варианта осуществления принудительного исполнения алиментной задолженности.

Во-первых, взыскатель может сразу обратиться в ФССП РФ для возбуждения исполнительного производства. Практика показывает, что при осуществлении исполнительных действий судебные приставы-исполнители в первую очередь используют процедуры, предусмотренные ст. 8 и 9 ФЗИП, но при этом сроки их реализации значительно увеличиваются. Поэтому взыскателю, прежде чем обращаться в ФССП РФ, целесообразно самостоятельно воспользоваться указанными в данных статьях Закона возможностями..

Во-вторых, взыскатель, в соответствии со ст. 8 ФЗИП, может направить исполнительный лист о взыскании алиментов в банк или иную кредитную организацию, где находятся счета должника, и банк спишет необходимую сумму с этого счета в пользу взыскателя. Или, на основании ст. 9 ФЗИП, можно направить исполнительный документ в организацию или иному лицу, которые выплачивают должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. В этом случае необходимая взыскателю сумма алиментов будет ежемесячно удерживаться, например, из зарплаты должника

Сегодня законодательство об исполнительном производстве наделяет судебного пристава-исполнителя широкими полномочиями по принуждению должника к исполнению своих обязательств. Однако и их порой бывает недостаточно для эффективного исполнения.

Основные меры принудительного исполнения при взыскании алиментной задолженности - это обращение взыскания на доходы и иное имущество должника. При взыскании задолженности по алиментам, для определения видов заработков или доходов, на которые следует обращать взыскание, судебный пристав-исполнитель руководствуется ст. 101 ФЗИП ("Виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание"), а также Постановлением Правительства РФ "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" от 18 июля 1996 г. N 841. При обращении взыскания на имущество должника судебный пристав-исполнитель обязан учитывать и перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание, установленный в ст. 446 ГПК РФ.

Наличие широкого перечня имущественных иммунитетов, а также довольно распространенная в России практика так называемых серых зарплат или доходов позволяет недобросовестному должнику успешно уклоняться от исполнения алиментных обязательств. Имущество же, на которое возможно обращение взыскания, такие граждане, как правило, заблаговременно оформляют на своих родственников. Поэтому законодатель предусмотрел  «нематериальные» меры воздействия на должников. К таким мерам, в частности, относится запрет на выезд должника за пределы РФ, предусмотренный ст. 67 ФЗИП. В 2013 г. ограничено в выезде 144,5 тыс. должников по судебным решениям о взыскании алиментов. В результате применения этой меры в полном объеме выплачена задолженность по алиментам по 9,5 тыс. исполнительных производств на сумму около 648,3 млн. руб.

Сейчас обсуждается введение для должников по алиментам распространенной за рубежом меры — приостановление водительского удостоверения. Думается, что можно установить и другие подобные ограничения, например приостановление до исполнения обязательства действия загранпаспорта, охотничьего билета, летательным аппаратом. Можно ввести и другие запреты, связанные с хобби, деятельностью должника по проведению своего досуга.

Нередко должник, имеющий алиментные обязательства на территории России, работает либо проживает за рубежом. В таком случае главным основанием реализации взыскателем своего права будет являться наличие международного договора между Россией и соответствующим государством, а также ратификация таким государством и Российской Федерацией международного акта о признании и исполнении судебных решений.

В случае если между Российской Федерацией и определенным государством отсутствует договор о правовой помощи, предусматривающий взаимное признание и исполнение судебных решений, судебный пристав-исполнитель для решения вопроса о взыскании алиментов на территории данного иностранного государства рекомендует взыскателю обратиться к адвокату, имеющему право осуществлять адвокатскую деятельность на территории соответствующего иностранного государства. При этом необходимо обратить внимание взыскателя на то, что услуги адвокатов предоставляются на платной основе Приказ ФССП России от 19.06.2012 N 01-16 "Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов".

Однако даже при наличии соответствующих соглашений процедура исполнения судебного решения о взыскании алиментов за пределами России является довольно сложной. Во-первых, решение российского суда должно быть признано на территории соответствующего иностранного государства. Данная процедура осуществляется, как правило, соответствующим иностранным судом. Во-вторых, реальное исполнение такого решения зависит от органов принудительного исполнения такого государства. Если в таких государствах, как Финляндия или Италия, сложились довольно эффективные системы принудительного исполнения, то, например, страны СНГ испытывают примерно те же проблемы в сфере исполнительного производства, что и Российская Федерация.

 

   

 

 

Заключение

Таким образом, не вызывает сомнений, что государство с большой серьезностью относится к вопросам обеспечения граждан условиями достойной жизни. Государство путем юридического закрепления гарантий защиты прав и интересов указанных уязвимых социальных групп стремится сделать их жизнь безопаснее, удобнее, спокойнее с учетом норм международного права и национальной специфики.

Как ни прискорбно, но при всех условиях, которые создает законодатель для обеспечения детей и родителей необходимой материальной поддержкой, число неисполнения закона – а именно злостное систематическое уклонение от уплаты алиментов как детям так и родителям является весьма распространенным преступлением. 

Надо признать, что преступлений, квалифицированных ч.1 ст. 157 УК РФ (неуплата алиментов детям) совершается в тысячи раз больше, чем по ч.2 ст. 157 УК РФ (неуплата алиментов родителям), что свидетельствует о том, что несовершеннолетний в меньшей мере способен отстаивать и требовать защиты своих прав на законное содержание, нежели взрослый (родитель), который может воздействовать на своего ребенка даже на моральном уровне. Дети же не имеют такой «власти» по отношению к родителям.

Невыплата алиментов является серьезной проблемой современной России, в результате страдают наиболее незащищенные слои российского общества — несовершеннолетние дети и другие нетрудоспособные члены семьи. Наличие довольно серьезного арсенала средств воздействия на должника по алиментам не приносит существенного улучшения ситуации. Российское законодательство все еще позволяет должнику уходить от исполнения алиментных обязательств и требует совершенствования, в том числе и внедрения новых мер принуждения, связанных с ограничением отдельных прав должника. Однако при этом алиментное законодательство должно учитывать определенный баланс интересов взыскателя и должника, а также членов семьи последнего. По-прежнему серьезной проблемой является взыскание алиментов в отношении должника, находящегося за рубежом; здесь существенной является не только проблема признания соответствующего решения российского суда, но и его исполнение на территории иностранного государства.

 

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Семейный Кодекс Российской Федерации
  3. Уголовный Кодекс Российской Федерации
  4. "Кодекс о браке и семье РСФСР"(утв. ВС РСФСР 30.07.1969) 
    (ред. от 07.03.1995, с изм. от 29.12.1995)
  5. ФЗ от 18 ноября 1994 г. “О внесении изменений и дополнений в КоБС РСФСР”,
  6. Соборное Уложение 1649г., гл.ХХ, ст.45
  7. т.Х Свода Законов Российской Империи 1832г.
  8. СЗ СССР 1936, № 34.С.309.
  9. Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении материальной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях законодательства о браке и семье ”
  10. Указ Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944г “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства” Ведомости Верховного Совета СССР, 1944г.№37.
  11. Собрание законодательства РФ, 1994. № 35
  12. Постановление Верховного Суда РФ от 25ю10.1996г. “О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов”, Российская газета от 05.11.1996г.
  13. Приказ ФССП России от 19.06.2012 N 01-16 "Методические рекомендации по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов"
  14. ФЗ "Об исполнительном производстве"
  15. Антольская М.В. Семейное право. М.,1997. С.298

1 Соборное Уложение 1649г., гл.ХХ, ст.45

2 ст. 172 ч.1 т.Х Свода Законов Российской Империи 1832г.

3 СЗ СССР 1936, № 34.С.309.

4 Указ Президиума Верховного Совета от 8 июля 1944г “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства” Ведомости Верховного Совета СССР, 1944г.№37.

5 Собрание законодательства РФ, 1994. № 35

6 п.1 ст. 83 Семейного кодекса РФ

7  п.2 ст.83 Семейного кодекса РФ

8 Постановление Верховного Суда РФ от 25ю10.1996г. “О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов”, Российская газета от 05.11.1996г.

9 Антольская М.В. Семейное право. М.,1997. С.298

 

 


Информация о работе История становления института алиментных обязательств с древнейших времен по советский период