Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:23, реферат

Краткое описание

Одним из факторов экономического и инновационного развития государства является высокая инвестиционная активность, способствующая обеспечению экономического роста и, как следствие, повышению благосостояния общества. Она находит свое выражение в инвестиционной деятельности предприятий.
Наращивание объемов инвестиций и повышение эффективности управления инвестиционной деятельностью предприятий, является основополагающим условием структурной перестройки хозяйства, создающим предпосылки экономическому росту. От оптимального использования инвестиций как на микро, так и на макро уровне зависит производственный потенциал страны, его эффективность, отраслевая и воспроизводственная структура общественного производства.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….4
Понятие инвестиционной политики……………………………………..6
Комплексная государственная инвестиционная политика в машиностроительной отрасли…………………………………………...10
Состояние отрасли машиностроения в 207-2012гг…………………….14
Инвестиции в машиностроении…………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………..28
Список используемых источников…………………………………………31

Файлы: 1 файл

бонусная тема по БСРФ.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

 

Необходимо  учитывать и другие факторы, присущие инерционному варианту:

- снижение объема  налога на имущество, связанное  с деинвестированием и ликвидацией собственного производства комплектующих, а также сам объем и структура деинвестирования;

- дополнительные  расходы местных бюджетов и  бюджетов субъектов Российской  Федерации на выплату пособий  по безработице и реализацию  программ по переобучению и  трудоустройству высвобождающихся  работников отрасли;

- снижение численности предприятий - производителей комплектующих и связанное с этим снижение выплат единого социального налога и подоходного налога;

- снижение доходов  бюджетов всех уровней, недополученных  в результате сворачивания экспортной деятельности;

- дополнительные расходы на переоборудование ремонтно-технической базы для обслуживания зарубежных образцов подвижного состава, а также рост эксплуатационных расходов.

В случае реализация умеренно-оптимистичного сценария развитие российского транспортного машиностроения окажет влияние на разные сферы жизнедеятельности государства.

Социальная  сфера. В перспективе до 2015 года будет  происходить повышение эффективности труда занятых в отрасли. Освоение российскими предприятиями новых технологий потребует повышения доли высококвалифицированного персонала. Компании, нацеленные на рост и активный выход на внешние рынки, будут инвестировать в сферу профильного образования.

Национальная  безопасность. Налаживание выпуска  современного, конкурентоспособного на мировом уровне подвижного состава, включая выпуск всех узлов и комплектующих, в полной мере соответствует интересам национальной безопасности. Это позволит отечественной транспортной инфраструктуре избежать любой зависимости от зарубежных поставщиков в долгосрочной перспективе. Очевидно, что обеспечение основными средствами такого стратегически значимого объекта как российские железные дороги должно в большинстве случаев осуществляться российскими поставщиками.

Экология. Повышение  технического уровня выпускаемой отраслью продукции предусматривает также  улучшение ее экологических характеристик. Выбранное направление развития предусматривает широкое применение трансферта технологий. Наряду с прочим, отраслью будет почерпнут европейский опыт производства техники, удовлетворяющей самым жестким экологическим требованиям. Кроме того, повышение качества продукции транспортного машиностроения будет способствовать росту конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным. А, как известно, железнодорожный транспорт вносит значительно меньший вклад в выбросы вредных веществ в атмосферу по сравнению с автотранспортом.

Социально-экономическое  развитие регионов. Предприятия транспортного машиностроения в большинстве случаев распределены по разным регионам России. Таким образом, развитие отрасли в целом будет способствовать экономическому росту в целом ряде регионов страны. Указанный эффект усиливается с учетом того, что некоторые предприятия отрасли выполняют градообразующие функции.

Ожидаемый результат  реализации Стратегии - устойчивое динамичное развитие отрасли, повышение конкурентоспособности (в первую очередь, по показателям производительности и надежности) продукции транспортного машиностроения на мировом рынке. Это позволит обеспечить в полном объеме удовлетворение внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав и ликвидировать дефицит железнодорожной техники к 2015 году, а также в несколько раз расширить экспорт продукции транспортного машиностроения.

Кроме того, эффект от достижения ожидаемого результата реализации Стратегии скажется на различных  уровнях:

на макроуровне:

- Обеспечение  бесперебойного и эффективного  функционирования транспорта за счет обеспечения организаций железнодорожного и городского рельсового транспорта современным высокопроизводительным подвижным составом;

- Сокращение  сырьевой направленности российского  экспорта, увеличение в нем доли высокотехнологичных товаров и, как следствие, ослабление зависимости российской экономики от конъюнктуры мирового рынка энергоресурсов;

на микроуровне:

- Создание в  отрасли крупных корпораций, осуществляющих  весь цикл работ по разработке, производству и сервисному обслуживанию  широкой номенклатуры подвижного состава, что позволит более эффективно конкурировать с ведущими мировыми производителями на внешних рынках сбыта;

- Увеличение  инвестиционной и инновационной  активности предприятий отрасли, в том числе за счет расширения спектра доступных источников финансирования, что позволит сократить сроки разработки и освоения производства современной железнодорожной техники;

в социально-экономической  сфере:

- Повышение  спроса на квалифицированные  научно-технические кадры, улучшение их возрастной структуры, создание условий для реализации целевых программ подготовки кадров;

- Повышение  производительности труда;

в бюджетной  сфере:

- Обеспечение  дополнительных налоговых поступлений,  отчислений во внебюджетные фонды.

 Возможные  риски реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Существуют  некоторые рисковые события, наступление  которых может исказить (уменьшить) положительный эффект от реализации настоящей Стратегии.

Макроэкономические  риски. Помимо описанных выше инерционного и умеренно-оптимистичного вариантов развития экономики Минэкономразвития России прорабатывает и кризисный вариант. Сценарные условия по данному варианту предусматривают падение нефтяных цен до уровня 27 долларов США за баррель (что соответствует цене отсечения для формирования Стабилизационного фонда). Данный вариант разрабатывается справочно, и вероятность его реализации стремится к нулю. Собственно, макроэкономический риск, который может привести к превышению сроков достижения целевого индикатора Стратегии, связан с возникновением указанной кризисной ситуации. В случае ее возникновения сократятся темпы роста ВВП и промышленного производства и, как результат, упадет спрос на перевозки пассажиров и грузов по железной дороге. Это, в свою очередь, вызовет снижение потребности в пополнении парка подвижного состава. Спрос на замену техники, достигшей предельных сроков эксплуатации, сохранится, однако возникнет дефицит бюджетного и частного финансирования закупок. Отметим, что кризис затронет не только транспортное машиностроение, но и большинство других отраслей экономики страны.

Поскольку вероятность  возникновения такой кризисной  ситуации стремится к нулю, в рамках Стратегии развития транспортного  машиностроения проработка мер по реагированию на наступление рисковых макроэкономических событий не требуется.

Социальные  риски. В долгосрочной перспективе (после 2010 года) интенсивное развитие транспортного машиностроения приведет к сокращению в отрасли низкоквалифицированных рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Закупка предприятиями современного высокопроизводительного оборудования повлечет снижение потребности в ручном труде. Этот процесс неизбежен при совершенствовании производственных процессов в высокотехнологичных отраслях экономики. Минимизация обозначенного негативного социального эффекта связана с обеспечением динамичного развития системы сервисного облуживания подвижного состава, что позволит компенсировать сокращение числа таких рабочих мест в производстве.

Операционные  риски. Успешная реализация выбранного направления развития отрасли зависит от хода реформы на железнодорожном транспорте. Ключевым условием достижения целевого индикатора, а также целевых показателей по основным критериям реализации Стратегии, является создание самостоятельных предприятий на базе имущества машиностроительных филиалов ОАО "РЖД" с последующим привлечением в них частного капитала. В этой связи возникает риск изменения курса государственной политики в части реформирования ОАО "РЖД".

Источники финансирования реализации Стратегии развития транспортного машиностроения

Финансирование  мероприятий Стратегии не связано  с прямыми инвестициями в предприятия отрасли. Государственные инвестиции предлагается направить на финансирование принципиальных прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, результаты которых будут использованы в транспортном машиностроении и в других технологичных и наукоемких отраслях экономики.

Финансирование  за счет средств федерального бюджета  планируется осуществить в соответствии с параметрами и объемом ассигнований, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на период 2009 и 2010 годов".

Формирование  благоприятной для развития отрасли  экономической среды заключается  в разработке и государственном  финансировании целевых программ по обеспечению железнодорожного транспорта новыми высокоэффективными технологиями и конкурентной продукцией российских предприятий.

Объемы финансирования мероприятий по реализации настоящей  Стратегии в части НИОКР в  области транспортного машиностроения составляют 2,5 млрд. рублей за счет средств, предусматриваемых Минпромэнерго России на научные исследования и разработки в федеральных законах о бюджетах на соответствующий период.

Ежегодные объемы финансирования НИОКР в период 2009 - 2011 годы приведены в Таблице

 

Ежегодные объемы финансирования НИОКР в период 2009 - 2011 годы

млн. руб.

Год

2009

2010

2011

Объемы финансирования

700

800

1000


 

Мониторинг  и контроль реализации Стратегии  развития транспортного машиностроения

Мониторинг хода реализации Стратегии развития транспортного машиностроения осуществляется Минпромэнерго РФ на основе Плана мероприятий по ее реализации и целевых показателей решения системной проблемы совместно с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Контроль реализации Стратегии развития транспортного  машиностроения осуществляет Правительство Российской Федерации на основе ежегодного доклада Министра промышленности и энергетики Российской Федерации.

Заключение

Под инвестициями понимаются денежные средства государства, предприятий и физических лиц, направляемые на создание, обновление основных фондов, на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, а также на приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и активов. «Инвестиции» — более широкое понятие, чем капитальные вложения. Они охватывают так называемые реальные инвестиции (капитальные вложения) и портфельные (финансовые) инвестиции. Инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства. Они являются основой для:

• расширенного воспроизводственного процесса;

• ускорения НТП (технического перевооружения и реконструкции  действующих предприятий, обновления основных производственных фондов, внедрения  новой техники и технологии);

• повышения качества продукции и обеспечения ее конкурентоспособности, обновления номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

• снижения издержек на производство и реализацию продукции, увеличения объема продукции и прибыли  от ее реализации.

Планированию инвестиций должен предшествовать глубокий анализ их экономического обоснования с  учетом ряска и инфляционных процессов.

Активизация инвестиционного  процесса в секторе реальной экономики  должна проходить по четким инвестиционным программам и проектам. Отбор объектов для инвестирования должен производиться по критерию — максимум эффективности при наименьших затратах средств и времени. Причем, по каждому объекту за счет выделяемых инвестиций должен решаться комплекс современных проблем производства:

• экономических (производство высокоэффективной конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках) продукции;

• экологических, гарантирующих  экологически чистые среды, концентрации выбросов и сбросов вредных ингредиентов ниже уровня предельно-допустимых концентраций и т.д.;

• технологических (применение высоких малоотходных, безотходных  экологически чистых технологий, гарантирующих выпуск продукции новых поколений высокого качества и спроса потребителей).

Наряду с этими задачами предстоит решить и проблему совершенствования структуры материального производства, ликвидировать образовавшиеся диспропорции между основными отраслями экономики и инфраструктурными отраслями (транспортом, связью, энергетикой и др.).

Восстановление подорванной  экономики России потребует больших усилий капитального строительства как отрасли производства. Капитальное строительство во многом будет определять развитие экономики страны, решение социальных проблем и создавать потенциал производства на будущее.

Список используемых источников

 

  1. Экономическая политика  www.freedom-ru.net
  2. Журнал «Российское предпринимательство» №5 вып.2 2010
  3. Григорьев Л.Ю., Тимохин Д.В. «О современном организационном менеджменте и менеджменте качества», «Методы менеджмента качества», №6 2009
  4. Корнев А.К., Лавренов Н.А. Формирование инвестиций развития в посткризисный период //Проблемы прогнозирования. - 2011. - № 1.
  5. Крепп А., Разумов  К.Л. «СМК в России и за рубежом» Стандарты и Качество, №7 2009.

Информация о работе Инвестиционная политика в отраслях национальной экономики